Почему регламенты замены — не всегда обязателен
Согласно регламенту автопроизводителей масло в двигателе следует менять с периодичностью раз в 10-15 тыс. км пробега или один раз в год в зависимости от того, что наступит раньше. Некоторые модели авто подсказывают водителю об оптимальных срока технического обслуживания ДВС, учитывая моточасы и условия эксплуатации.
Известно, что работа двигателя под высокими нагрузками (частая работа в пробках, высокие обороты) приводит к ускоренной деградации масла. Смазочный материал попросту утрачивает свои эксплуатационные качества
Не идут на пользу маслу и короткие городские поездки, когда материал в двигателе не успевает прогреться. Это приводит к образованию отложений. Поэтому если авто эксплуатируется в городской среде, часто находится в пробках, то сроки замены масла целесообразно сократить до 7-8 тыс. км.
Как часто менять масло в дизельном двигателе
Что касается дизельных двигателей, то здесь действует такая же логика расчета, как и для бензиновых агрегатов. Необходимо лишь учитывать, что рабочая жидкость в них подвергается большему внешнему воздействию. Вследствие этого менять масло в дизеле необходимо немного чаще. Кроме этого, отечественное дизельное топливо отличается большим содержанием серы, которая пагубно влияет на двигатель автомобиля.
Относительно показаний, приведенных производителем автомобиля (особенно это касается западных производителей) их, аналогично бензиновым двигателям, необходимо делить в 1,5. 2 раза. Это касается легковых автомобилей, а также фургонов и малых грузовиков.
Теоретически выбор масла основывается на значении общего щелочного числа (TBN). Оно измеряет количество активных антикоррозионных присадок в масле и говорит о склонности их составов к образованию отложений. Чем больше число — тем больше способность масла нейтрализовать кислотные и агрессивные продукты, образующиеся при окислении. Для дизельных двигателей TBN находится в пределах 11. 14 единиц.
Второе немаловажное число, характеризующее масло, — это общее кислотное число (TAN). Оно характеризует наличие в масле продуктов, провоцирующих увеличение коррозии и интенсивности изнашивания различных пар трения в двигателе автомобиля
Однако перед тем как определиться, через сколько моточасов менять масло в двигателе, работающем на дизельном топливе, необходимо разобраться с одним нюансом. В частности, можно ли использовать моторные масла, имеющие низкое щелочное число (TBN), в странах с некачественным горючим (в частности, российским, в котором содержится большое количество серы)? В процессе эксплуатации двигателя, и соответственно, масла, щелочное число падает, а кислотное растет. Поэтому логично предположить. что пересечение их графиков при определенном пробеге автомобиля говорит нам о том, что масло полностью отработало свой ресурс, и далее его эксплуатация только губит двигатель. Представляем вашему вниманию графики испытаний четырех типов масел с различными показателями кислотных и щелочных чисел. Для эксперимента брались четыре типа масел с условными названиями букв английского алфавита:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5);
- масло B — 5W30 (TBN 9,3);
- масло С — 10W30 (TBN 12);
- масло D — 5W30 (TBN 9,2).
Как видно из графика, результаты испытаний оказались следующими:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5) — полностью было отработано через 7000 км;
- масло B — 5W30 (TBN 9,3) — полностью было отработано через 11500 км;
- масло С — 10W30 (TBN 12) — полностью было отработано через 18 000 км;
- масло D — 5W30 (TBN 9,2) — полностью было отработано через 11500 км.
То есть, самым стойким оказалось масло для тяжело нагруженных дизельных двигателей. Какие выводы можно сделать на основании приведенной информации:
- Высокое значение щелочного числа (TBN) критично для тех регионов, где реализуется дизельное топливо плохого качества (в частности, с большими примесями S). Использование такого масла обеспечит вам более длительную и безопасную эксплуатацию двигателя.
- Если вы уверены в качестве используемого вами топлива, то вам будет достаточно использовать масла со значением TBN в районе 11. 12.
- Подобные рассуждения справедливы и для бензиновых двигателей. Лучше заливать масла с TBN = 8. 10. Это даст вам возможность не так часто менять масло. Если же вы используете масло с TBN = 6. 7, то в этом случае будьте готовы к более частой замене жидкости.
Из общих соображений стоит добавить, что в дизельных двигателях менять масло необходимо немного чаще, чем в бензиновых. А выбирать его стоит в том числе и по значению общих кислотного и щелочного чисел.
Выводы
Таким образом, каждый автовладелец должен сам для себя решить, через сколько менять масло в двигателе. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств. Рекомендуем вам пользоваться методиками расчета по моточасам и расходу бензина, приведенным выше (в том числе, калькуляторами). Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя. Так вы значительно снизите износ мотора вашей машины, что избавит вас от необходимости проводить дорогостоящие ремонты. Также при замене покупайте качественные масла, рекомендованные производителем.
Как часто менять масло?
Замена масла в двигателе производится в соответствии с указаниями по техническому обслуживанию автомобиля и идентична во всех двухтактных двигателях. К тому же срок службы часто указывается на канистре. От указанного срока на емкости лучше отнимать одну-две тысячи километров и менять масло. При этом нужно учитывать некоторые нюансы. Это стиль вождения, качество используемого топлива, климатические условия и другие.
К тому же масло находится еще и в АКПП и обычной коробке передач, в редукторе моста и других механизмах. Контроль за маслом так же важен, как и за ремнем ГРМ, тормозными колодками и другими компонентами.
Для начала давайте разберемся, какие функции выполняет масло в двигателе.
Основной смысл моторного масла заключается в создании им чрезвычайно тонкой амортизирующей пленки для отделения металлических компонентов и предотвращения их контакта, когда детали вращаются друг относительно друга.
Толщина масляной пленки имеет свое оптимальное значение. Если она становится очень тонкой, трение возрастает, поверхности приходят в контакт. Если же пленка слишком толстая, то тут возникают большие потери на трение, износа конечно нет, но происходит уменьшение КПД, за счет того, что двигателю сложнее перемешать толстую пленку.
Внутри камеры сгорания масляная пленка действует как герметик, чтобы закрыть зазор между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра. Это самое движение создает очень ощутимое тепло.
Поэтому вторая задача масла — унести тепло и охладить металлические детали.
Также оно должно очищать двигатель и переносить пыль, грязь, побочные продукты горения (сажа и кислота) и остатки отработанного масла до фильтра. Кроме того, масло должно нейтрализовать кислоты, предохранять металл от коррозии и удерживать пенообразующие компоненты в качестве вихревых частей, вбивая в них воздух.
В общем, основные функции моторного масла, это:
1. Защита двигателя.
2. Защита его деталей от износа.
3. Предупреждение коррозии.
4. Защита от перегрева.
5. Удаление из важных зон продуктов износа мотора, к примеру, металлическую стружку, остающуюся после трения.
6. Удаление сажи, нагара и других продуктов сгорания топлива.
Во время эксплуатации двигателя масло постепенно приходит в негодность, загрязняется и теряет свои свойства. Физические свойства масло отчасти теряет из-за нагрузок во время эксплуатации: перепады температур, растяжения и сжатия.
Кроме того в масло попадают инородные частицы (песок, пыль, грязь), которые могут навредить стенкам цилиндров, плюс постепенно образуется нагар. Повышается концентрация сажи и других несгоревших и частично сгоревших составляющих топлива, которые способствуют ускоренному образованию отложений.
Помимо загрязнения имеется другой фактор, снижающий общую эффективность масла. Речь идет о деградации масла. Деградация проявляется тремя различными способами. В моторном масле появляются продукты окисления, серные вещества или продукты нитрации. Также масло «насыщается» выхлопными газами.
Вы, конечно, можете менять масло согласно регламенту, установленному официальным дилером (для Land Rover это обычно 12 000 км), вы даже можете устраивать перепробеги, но в таком случае довольно скоро у вас начнутся проблемы в первую очередь с ЕГР, с турбиной, а затем и с двигателем.
Вот почему сервисный интервал имеет огромное значение для предотвращения загрязнения или деградации масла.
А теперь самое интересное. Почему менять надо чаще, чем регламент официалов.
Давайте посмотрим не на пробег, а на ссколько моточасов рассчитана работа того или иного масла:
Минералка
(которую у нас зовут полусинтетикой) —замена 170 моточасов , край — 200 моточасов
Дешевая синтетика
— замена200 моточасов , край — 250 моточасов
Топовая синтетика
— замена250 моточасов , край — 300 моточасов
Топовая синтетика на ПАО
— замена300 моточасов, край — 350 моточасов
Что такое моточас?
Моточас
— это время — один час, в течение которого работал двигатель.
Казалось бы. Что все просто. Но не совсем. Если считать обороты коленчатого вала, то за 1 час работы на холостом ходу это будет примерно 60 тыс. оборотов, в условиях трассы — примерно 150 тыс. В условиях города, пробок — может достигать до 200 тыс. оборотов коленвала. Но это сложно. Для легковых авто — моточас это условно 1 час работы коленчатого вала на предопределенной скорости и определенной передачи.
Как определить кол-во моточасов?
Если у вас установлен бортовой компьютер, что то с приемлемой точностью все просто. Смотрим на формулу.
P=S*M
P = Пробег
S = Средняя скорость
M = Моточасы
На практике. после ТО обнуляем маршрут, проезжаем 2-3 тыс. км. и смотрим на среднюю скорость.
Например 30 км/ч, сколько это будет в км. при ресурсе масла 200 моточасов?
Замена масла в двигателе: по моточасам или по пробегу
Начнем с того, что пробег является достаточно условным показателем. Другими словами, на срок службы масла большое влияние оказывает:
- режим эксплуатации транспортного средства;
- само качество смазочной жидкости;
Получается, ресурс смазки напрямую зависит не только от пробега, но и от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, а также какое масло залито в ДВС. Данные особенности в совокупности определяют интенсивность старения смазки.
Итак, сразу отметим, менять масло только по пробегу будет неправильно. Дело в том, что каждый автомобиль эксплуатируется индивидуально. Одна машина может постоянно ездить исключительно по трассе, двигатель часто раскручивается до высоких и максимальных оборотов, тогда как другой автомобиль постоянно движется по городу с малой скоростью, простаивает в пробках, мотор часто и долго работает на холостом ходу и т.д.
Если в первом случае все более-менее понятно, то второй нужно рассмотреть отдельно
Обратите внимание, хотя пробег может быть небольшим, если посчитать моточасы, которые двигатель отработал на залитой смазке в рамках езды по городу, получается, что такое масло все равно «сработалось»
Если иначе, одинаковый показатель пробега по трассе и в городе при пересчете на моточасы может отличаться в 3-4 раза. В цифрах это выглядит так, что если менять масло каждые 15 тыс. км., в условиях трассы смазка отработает не больше 250 моточасов. При этом 15 тыс. км. пробега в городе равняется отметке около 650-700 моточасов.
К этому следует добавить, что современные двигатели достаточно «горячие», то есть термостат открывается при высокой температуре, часто возникают проблемы с вентиляцией картера, двигатель при простое в пробке плохо охлаждается. Все это также сильно ускоряет процессы старения моторного масла.
При езде по трассе тоже не все так просто. Дело в том, что нагрузка на двигатель может заметно отличаться. Если водитель ездит со скоростью 110-120 км/ч, тогда нагрузка на силовой агрегат средняя или даже ниже, ДВС хорошо охлаждается, вентиляция картера при такой езде работает полноценно. В таких условиях нагрузки на масло небольшие.
Однако если крутить мотор до высоких оборотов, ездить со скоростью 160-180 км/ч и выше, тогда нагрузки на масло также увеличиваются. Если мотор небольшой по рабочему объему, для движения на высоких скоростях его приходится сильно раскручивать. В результате температура внутри силового агрегата растет, часть газов прорывается из камеры сгорания в картер и т.д. Все это сокращает срок службы смазочной жидкости.
Как показывает практика, по моточасам средний интервал для замены масла составляет 200-400 ч. с учетом различных режимов эксплуатации, кроме постоянной езды на высоких оборотах с большой скоростью, когда от мотора требуется максимум мощности. При пересчете на километры, когда средняя скорость составляет до 30 км/ч (городской режим), тогда 400 часов это и есть 8-9 или максимум 10 тыс. км.
Если же постоянная средняя скорость составляет около 80 км/ч, тогда 400 моточасов приравниваются к отметке чуть более 30 тыс. км. Однако таких «идеальных» условий зачастую создать не удается, так что менять масло даже в этом случае оптимально намного раньше.
Не стоит забывать о качестве топлива, упомянутых выше проблемах с вентиляцией картерных газов, а также о качестве самой смазки. Только своевременная замена масла с учетом перечисленных выше нюансов позволит поддерживать двигатель в чистоте, избежать закоксовки, залегания поршневых колец и т.д.
Заменить раньше. Нужно ли проходить ТО чаще
К сожалению, однозначно и полно на эти вопросы вам не сможет ответить ни один автоэксперт. Дело в том, что иногда достаточно следовать рекомендациям автопроизводителей, но иногда проводить замену масла, других жидкостей и каких-то автокомпонентов нужно значительно чаще, чем рекомендует производитель и дилерский центр.
Но где тогда взять точные рекомендации по обслуживанию автомобиля? Ну, во-первых, вы можете обратиться к автомеханику, который хорошо знает определенную марку и модель автомобиля. Также вы можете найти информацию на интернет-форумах или просто руководствоваться здравым смыслом, внимательно изучив сервисную книжку с рекомендованными автопроизводителем обязательными работами.
Выбор моторного масла
Для замены масла в двигателе автомобиля сначала следует его выбрать и приобрести. Моторное масло должно соответствовать рекомендациям производителя автомобиля.
В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и его сервисной книжке могут быть указаны конкретные рекомендуемые марки масла, либо указаны его физические и химические характеристики.
Автомобильные моторные масла различаются по вязкости и области применения. Вязкость масла определяется по классификации SAE, например: 0w30, 5w40, 15w40. Класс области применения определяется по API, например: SJ/CF, SN/CF.
Прочитать подробнее о вязкости моторного масла и других его физических и химических свойствах вы можете в нашей статье Вязкость масла.
Перед покупкой обязательно уточните сколько конкретно литров масла нужно заливать в двигатель вашего автомобиля. Узнать эту информацию можно в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Покупайте масло с запасом, как минимум в 1 литр.
Масло известных брендов часто подделывают. Поддельное моторное масло не соответствует требованиям производителя вашего автомобиля и способно нанести существенный ущерб его двигателю. Покупайте моторное масло только в проверенных магазинах и на фирменных заправочных станциях.
Вот почему так важно часто менять моторное масло.
Моторное масло смазывает, охлаждает, герметизирует, очищает, предохраняет от коррозии и т.д. Вот как очень кратко можно объяснить то, что делает моторное масло в двигателе внутреннего сгорания.
Как видите друзья задачи моторных масел очень разнообразны, но они непременно важны для нормальной работы мотора и для долгой его службы.
Но основной задачей моторного масла является предотвращение износа движущихся частей в двигателе, которые постоянно подвержены трению друг с другом. Благодаря маслу между этими деталями двигателя образуется защитная масляная пленка, которая по сути и уменьшает данное трение.
Без этой защитной пленки поверхность поршня и цилиндра будет повреждена за достаточно короткое время и тогда мотор просто выйдет из строя.
Так же не менее важна и функция моторного масла связанная с самим охлаждением агрегата. Дело тут вот в чем, это моторное масло поглощает тепло на сильно разогретых деталях двигателя. Кроме всего, масло постоянно вымывает с внутренних компонентов мотора различные частицы грязи которые образуются в процессе горения. В том числе, любое моторное масло по-тихоньку поглощает тончайшие частицы металла, которые образуются из-за естественного износа внутренних компонентов силового агрегата.
За и против сезонной замены масла в ДВС
Замена масла в двигателе перед зимой оправдана в двух случаях. Первый случай — большой пробег. Если авто интенсивно эксплуатируется, перед наступлением лета и зимы обслуживание должно стать обязательным условием.
Второй случай — регион с резкой сменой климата. Зачастую автомобилисты пользуются универсальными моторными маслами, но в условиях экстремально холодной зимы лучше всего пользоваться специальной технической жидкостью, которая способна обеспечить условия для легкого запуска мотора.
Ни в одной сервисной книжне не указано, что зимой менять масло в двигателе не стоит. Это значит, что производители авто не видят принципиальной разницы между техническим обслуживанием летом и зимой. А вот у опытных автомобилистов, специалистов автомастерских на этот счет другой взгляд. Масло с низкой вязкостью в морозное время обеспечит легкий запуск двигателя
Единственный недостаток такого подхода к ТО авто — стоимость обслуживания. Менять масло перед каждым сезоном дороже, но при этом некоторые сезонные смазочные материалы стоят дешевле универсальных масел.
ТОП лучших масел для зимы
Рынок смазочных материалов для авто постоянно пополняется новыми предложениями. Любое новый материал зачастую вызывает вопросы, поэтому в ТОПе ниже будут приведены проверенные временем масла, которые идеально подходят для залития в ДВС перед наступлением зимы.
Mobil Delvac 5W-40 |
4 литра Артикул: 152656
Средняя цена: 2550 руб 1 литр Артикул: N/A Средняя цена: неизвестно |
Castrol Magnatec 5W-40 |
4 литра Артикул: 4008177079948
Средняя цена: 2500 рублей 1 литр Артикул: 156E9D Средняя цена: 600 рублей |
TOTAL Quartz INEO First 0W-30 |
5 литров Артикул: 183106
Средняя цена: 2800 рублей 1 литр Артикул: 183103 Средняя цена: 980 рублей |
Castrol Edge 0W-30 A3/B4 |
4 литра Артикул: 157E6B
Средняя цена: 3500 руб |
MOBIL 1 ESP 0W-30 |
5 литров Артикул: 151261
Средняя цена: 3200 рублей 1 литр Артикул: 166252 Средняя цена: 650 рублей |
SHELL Helix Ultra SN 0W-20 |
4 литра Артикул: 550046977
Средняя цена: 2500 руб |
MOBIL 1 0W-20 |
4 литра Артикул: 152559
Средняя цена: 3800 рублей |
Lukoil Genesis Advanced 10W-40 |
4 литра Артикул: 1632650
Средняя цена: 1700 руб |
Neste City Pro LL 5W-30 |
5 литров Артикул: 01334
Средняя цена: 2500 рублей 1 литр Артикул: 013352 Средняя цена: 750 рублей |
Motul 8100 Eco-nergy 5W-30 |
4 литра Артикул: 550023625
Средняя цена: 2100 рублей 1 литр Артикул: 550023626 Средняя цена: 620 рублей |
Как часто менять масло?
Замена масла в двигателе производится в соответствии с указаниями по техническому обслуживанию автомобиля и идентична во всех двухтактных двигателях. К тому же срок службы часто указывается на канистре. От указанного срока на емкости лучше отнимать одну-две тысячи километров и менять масло. При этом нужно учитывать некоторые нюансы. Это стиль вождения, качество используемого топлива, климатические условия и другие.
К тому же масло находится еще и в АКПП и обычной коробке передач, в редукторе моста и других механизмах. Контроль за маслом так же важен, как и за ремнем ГРМ, тормозными колодками и другими компонентами.
Прочитать позже В избранное В коллекцию Пожаловаться
Способ №4 — Использовать в качестве главного критерия расхода масла химические характеристики самого масла — его щелочное число и пакет присадок
Щелочное число (ЩЧ) или TBN (Total Base Number)– это мера запаса щелочности масла, определяемое, как правило, у моторных масел, которые используются в системах с картером. Картер, — сборник кислот, которые образуются в моторном масле при сгорании топлива и попадают туда при прорыве продуктов сгорания. Щелочь препятствует слишком быстрому окислению, то есть выгоранию моторного масла. Окисление — один из главных показателей деградации масла (наряду с истощением присадок и загрязнением масла). Во время работы мотора щелочное число масла по понятным причинам постепенно уменьшается. Соответственно, от скорости снижения щелочного числа напрямую зависит то, как часто масло нужно менять
Важно количество гидроксида калия в масле спустя определенное количество моточасов. Или наоборот, по тому насколько быстро увеличивается количество окислов
В новом масле высоким щелочным числом считается от 9 мг КОН/г и выше и нужно в первую очередь для дизельных двигателей. Для бензиновых моторов среднее значение 7-8 мг КОН/г.
Щелочное число моторного масла
Во всех предыдущих вариантах при расчете учитывали физические параметры: время, расстояние, или работу. В противоположность им четвертый метод расчета в качестве главного параметра берет химические составляющие. Как ни крути, но мы говорим об автохимии и химпараметры должны быть в приоритете. С другой стороны если мы оцениваем время работы масла, то и исходить по идее более правильно прежде всего из свойств самого масла. О сроках замены масла можно судить по скорости его деградации. Конечно в чистом виде это очень сложная задача, слишком большое количество переменных при этом приходится учитывать.
Например, истощение присадок, характеристики базовых масел (минеральное, гидрокрекинговое, ПАО или эстеры, соотношение типов масел в полусинтетике, первичное или регенерированное и т. д.), скорость снижения щелочного числа, изменение вязкости и скорость загрязнения масла в двигателе.
Подробно все составляющие разбирать не будем, иначе и без того немаленькая статья превратится в книгу. Абзац о щелочном числе привели, чтобы стал понятен масштаб проблемы. Понимая всю сложность таких расчетов были придуманы стандарты для масел. В таблице вы можете увидеть отличия срока службы для масел в зависимости от их классификации.
Классификация | Моточасы |
ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 | 250 |
API SM/SN | 350 |
VDS, ACEA E3 | 400 |
VDS-2 | 600 |
Таблица «Срок службы моторного масла в зависимости от спецификаций»
Внимательный читатель конечно спросит нас, а где же Longlife? И нам, конечно придется ответить внимательному читателю переведенной цитатой BMW:
«Использование масел Longlife-04 в бензиновых двигателях допускается только в странах Европы (EC плюс Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн). За пределами этого региона их использование запрещено из-за зачастую сомнительного качества топлива».
Официальный документ: BMW Longlife-04 approved oils. То есть для российских условий масла с расчетом на удлиненные интервалы не подходят!
Какой срок годности у масла для двухтактных двигателей
Рекомендованное время хранения смазки для 2-тактных двигателей лодочных моторов, мотокосы или другой техники — пять лет при условии герметичной упаковки.
При этом нужно исключить контакт с водой / воздухом, избежать резких температурных перепадов и попадания солнечных лучей, а также соблюдать другие требования (указаны выше).
После смешивания с бензином срок годности снижается. Требования к хранению таких составов аналогично.
В качестве тары лучше использовать стальную емкость с возможностью плотного закрытия. Как вариант, можно оставлять смесь бензина с маслом в бачках садовой техники.
Перед применением жидкость, которая хранилась в отдельной таре, необходимо стряхнуть. Это необходимо, чтобы устранить лишние отложения. Если же смесь простояла долгое время, убрать загустевший и прилипший ко дну осадок трудно. Такой состав придется утилизировать и использовать его нельзя.
Нужно ли менять масло после зимы в мотоцикле
Если вы используете синтетический продукт и производите замену каждые 6 тыс. км пробега, то можете игнорировать рекомендацию менять масло перед консервацией на зиму. Зачастую подобный совет, о смене дважды в год – до и после холодного сезона, можно встретить на сайтах производителей автомобильных масел. Помните также, что масляный фильтр достаточно менять через одну замену смазки.
Нужно ли менять масло после зимы на скутере или мотоцикле? Если вы пользуетесь синтетическим продуктом Motul, то учитывайте, что такие составы служат недолго. В условиях вождения, близких к гоночным, этого продукта хватает на 3 тыс. км. При обычной езде по городу менять Motul можно раз в 5–6 тыс. км. Если сделать это позже, то состав уже потеряет свои свойства, за счет чего хуже станет работать коробка передач.
Данные цифры основаны не на субъективных ощущениях. Внимательные мотоциклисты всегда знают, когда именно нужно менять масло. Учитывайте, что прогрев двигателя мотоцикла в межрядьях во время пробок не улучшает ситуацию. Однако, если до консервации на зиму масло меняли менее чем за 3 тыс. км, весной вы вполне можете проехать на нем еще 1,5 тыс. км.
В идеале, если учитывать все названные факторы, масло в двигателе мотоцикла следует менять два раза в год – до зимы и после.
Перед наступлением зимы менять масло нужно, чтобы облегчить работу двигателя в условиях минусовых температур. Весной – для избавления мотора от отработавшей смазки. Если менять смазку вы можете только единожды в течение года, то лучше делать это после зимы.