Белый дым из выхлопной трубы

Порядок замены ёмкости

Процедуру разборки желательно выполнять на остывшем моторе, поскольку горячий антифриз неизбежно попадёт на руки и вызовет ожоги. Специальное оборудование и какие-то особые условия не требуются, в том числе и смотровая канава. Для работы выберите освещённую ровную площадку или тёплое помещение, если замена производится посреди зимы.

Из инструментов и дополнительных материалов необходимо подготовить:

  • крестообразную отвёртку;
  • пассатижи;
  • набор рожковых ключей;
  • ручной либо ножной насос с заострённой насадкой на воздушном шланге;
  • тазик для антифриза;
  • ветошь. 

Также рекомендуется запастись новыми хомутами под размер патрубков, старые лучше не использовать.

Инструкция по разборке и установке новой детали

Чтобы поменять ёмкость, необходимо освободить её от тосола. Полностью опорожнять систему нет нужды, надо слить не более 2 л жидкости. Это можно сделать двумя способами:

  1. Открутить защитный пыльник под радиатором, подставить таз и вывернуть на несколько оборотов нижнюю пробку основного радиатора. Когда антифриз покинет бачок, заверните пробку обратно.

  2. Отсоединить от резервуара верхнюю трубку, идущую от печки, и надеть на штуцер нового элемента. К свободному патрубку старой ёмкости приложить насадку насоса и путём накачивания выдавить охлаждающую жидкость, которая перетечёт в новый бачок.

Дальше работайте в следующем порядке:

  1. Снимите 2 малые трубки с ёмкости, ослабив хомуты отвёрткой. Отведите их в сторону.

  2. Повторите операцию с большим нижним шлангом, но после снятия закрепите его повыше или переломите и привяжите конец проволокой.
  3. Отстегните резиновый фиксатор и вытащите старый бачок из гнезда.

  4. На его место вставьте новый, закрепите фиксатором и подключите все патрубки в обратном порядке, используя новые хомуты.

Чтобы долить антифриз до уровня между рисками Min и Max на стенке бака, не создав воздушной пробки в системе, отсоедините трубку от блока подогрева дроссельной заслонки (это высшая точка контура охлаждения). Заливайте жидкость в бачок, пока он не побежит из снятой трубки, после чего наденьте её на штуцер и зафиксируйте хомутом. Добавьте тосола до требуемого уровня.

Перед заливкой тосола в систему нужно снять один из патрубков, подключённых к блоку дроссельной заслонки

В процессе замены следует обратить внимание на состояние шлангов, ведущих к ёмкости. Если их концы раскисли и увеличились в диаметре, а на стенках образовались трещины, такие патрубки лучше поменять

Монтаж расширительного бака от «Приоры»

Ёмкость системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170 отличается утолщёнными стенками, благодаря чему «Приора» навсегда избавилась от «детской болезни» лопающегося резервуара, присущей ВАЗ 2110. Есть и другая причина: в штатном бачке «десятки» струя антифриза из патрубка радиатора бьёт изнутри прямо в крышку, отчего последняя протекает. На «приоровской» детали штуцеры стоят под углом к горловине, поэтому жидкость туда не попадает.

Штуцеры ёмкости от ВАЗ 2170 направлены в сторону от заливной горловины

Поскольку деталь от ВАЗ 2170 шире штатного элемента, её установка связана с некоторыми трудностями: в узкое пространство между стаканом и перегородкой бачок просто так не войдёт.

Что нужно сделать:

  1. Снять стеклоочистители, открутив гайки крепления.
  2. Демонтировать верхнюю кузовную панель.
  3. Открутить обшивку перегородки со стороны подкапотного пространства.
  4. Примерить новый бачок, вставив в проём. Затем обрезать по его размеру шумоизоляцию и собрать узел в обратном порядке.

Монтаж патрубков и заливка охлаждающей жидкости выполняется по технологии, описанной в предыдущем разделе. Что касается модификаций ВАЗ 2114—15, где расширительный сосуд размещён в широкой нише перед стаканом стойки, подобная замена трудностей не вызовет.

Работы по замене расширительного бачка на машинах «десятого» семейства следует выполнять самостоятельно, если вы хотите сэкономить личное время и деньги. Поездка и обращение на автосервис выйдет дольше и обойдётся дороже. По окончании процедуры не забудьте проверить работу системы охлаждения путём прогрева мотора до рабочей температуры и момента включения электрического вентилятора.

Чем наполнен расширительный бачок системы охлаждения?

Итак, прежде чем затрагивать непосредственно указанную проблему, давайте разберемся, с какой химией придется иметь дело. Что же собой представляет эта жидкость, и зачем она вообще нужна в автомобиле? Тосол является одним из видов охлаждающей среды, и отсюда, соответственно, вытекает его основная функция – защита транспортного средства. А если поточнее, то этот антифриз не дает радиатору замерзать в холодное время года и защищает систему охлаждения от перегревов в летнюю жару. Его основой является жидкость, температура кипения которой достигает 197 °С – гликоновый эфир. Но кроме него содержится и еще ряд добавок, причем отсутствие хотя бы одной из них самым негативным образом отразится на свойствах данного охладителя.

Теперь же поговорим немного и о характеристиках того, чем заполнен расширительный бачок охлаждающей системы. Как уже было сказано, тосол имеет весьма высокую температуру кипения, поэтому какова бы рабочая температура двигателя ни была, данная жидкость все равно не закипит, во всяком случае, так будет в исправной системе. Кроме того, он без изменений пройдет и через сезон очень низких температур. Также стоит отметить, что взаимодействие тосола с элементами системы охлаждения не вредит последним.

Кипение охлаждающей жидкости

Если закипает тосол (антифриз), то убедитесь:

  1. Работает ли вентилятор радиатора и когда он включается – может быть неисправен датчик;
  2. Работает ли термостат – ОЖ двигается по малому кругу постоянно, тем самым не охлаждается;
  3. Исправна ли помпа;
  4. Не забита ли система охлаждения включая и радиатор;
  5. Не завоздушена ли система.
  6. Исправен ли клапан на крышке – пониженное давление в системе может вызвать преждевременное закипание тосола.

Что касается завоздушенности, то, к примеру, у ВАЗ 2110, 2111, 2112, из опыта их эксплуатации, система практически не завоздушивается благодаря особой конструкции.

В других автомобилях при замене ОЖ воздушная пробка может оказаться в печке и со временем дать о себе знать перегревом двигателя и прогоранием прокладки ГБЦ

Тут важно следить за показаниями приборов

Другие причины

Кроме этого, перегрев двигателя и закипание антифриза может быть вызвано более серьёзными поломками:

  1. Утечка жидкости через прокладку головки блока. Неприятная ситуация, когда при прогаре прокладки жидкость уходит прямиком в систему смазки или в камеру сгорания. При этом мы не наблюдаем следов утечки, но уровень антифриза стремительно падает, двигатель греется, жидкость кипит. Основной симптом — запах выхлопных газов из расширительного бачка или следы антифриза на масляном щупе и на пробке маслозаливной горловины. Выход один — замена прокладки, замена масла и фильтра, промывка двигателя и замена антифриза. Пробитая прокладка головки цилиндров может стать причиной закипания антифриза.
  2. Вентилятор. На двигателях ВАЗ-2110 вентилятор охлаждения радиатора должен запускаться при температуре жидкости +105 градусов. Он запускается по сигналу электронного блока управления двигателем, который в свою очередь, получает импульс от датчика температуры. Если датчик неисправен и выдаёт неверные данные, вентилятор не запустится и антифриз закипит. При поиске неисправности нужно проверить как сам датчик температуры, так и работоспособность двигателя вентилятора. Замыкаем оба провода на датчике, если вентилятор не запустился, он подлежит замене. Если запустился — виноват датчик или прошивка ЭБУ. При поиске причины закипания тосола следует проверить двигатель вентилятора охлаждения.
  3. Воздушная пробка. Она может возникнуть при разгерметизации системы охлаждения и попадании туда воздуха. Воздух также может оказаться в системе из-за частого закипания антифриза. Массив воздуха не даёт циркулировать жидкости по полному кругу, поэтому перегрев и закипание жидкости неизбежно. Бороться с этим можно несколькими способами, но наиболее эффективно удалить воздушную пробку можно, отсоединив патрубок от дроссельного узла при работающем двигателе. Дроссельный узел — самая высокая точка в двигателе и там, как правило, и собирается весь воздух. Для удаления воздушной пробки необходимо отсоединить патрубок от дроссельного узла при работающем двигателе.
  4. Дешёвые антифризы. Жидкости плохого качества на этиленгликолевой основе, особенно готовые к заправке, а не концентраты, разбавляются водой производителем. Никто не может гарантировать, что пропорция воды и концентрата правильная, а сам концентрат качественный. Именно поэтому экономия на охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и закипанию антифриза.
  5. Радиатор охлаждения. Забитые соты радиатора снаружи и внутри сильно снижают теплоотдачу радиатора. В любом случае, проверить состояние поверхности радиатора не помешает никогда. Кроме того, сильно забитый изнутри радиатор можно промыть несколькими способами. Забитые соты радиатора также могут стать причиной закипания охлаждающей жидкости.
  6. Термостат. Заклинивший клапан термостата или срабатывание клапана при неправильной температуре также приведут к нарушению циркуляции жидкости. Если при прогреве двигателя до 85–90 градусов клапан термостата не сработает, жидкость не будет циркулировать по большому кругу и обязательно закипит. Проверить это просто — если температура критически растёт, проверяем рукой температуру нижнего патрубка радиатора. Он должен быть горячим, что говорит о правильной работе термостата. Проверьте термостат на работоспособность.
  7. Состояние антифриза. Потеря свойств недорогих антифризов происходит примерно через 1,5–2 года эксплуатации. Изменение цвета, взвесь, замасливание жидкости говорит о том, что присадки уже не работают и система может закипать уже при 90 градусах. При замене антифриза, возможно, будет необходима промывка системы охлаждения.

Двигатель перегрет – причины

Почему закипают двигатели – такой вопрос интересует многих автолюбителей. Ведь оказаться посередине улицы с автомобилем, из-под капота которого буквально валит столб пара, не хочется никому. Среди самых распространенных причин специалисты называют следующие варианты:

  • Неисправность термостата
  • Неполадки помпы
  • Утечку жидкости, ответственной за охлаждение мотора
  • Появление пробок из воздуха в системе
  • Не работает вентилятор

В каждом конкретном случае потребуется коррекция ситуации и проведение разного рода ремонтных работ.

Неисправен термостат

Когда термостат заклинивает на открытие, начинаются сложности и перебои. Жидкость, ответственная за охлаждение в машине, переходит только на циркулирование по малому кругу — его еще называют рубашкой охлаждения, минуя радиатор. И этот сбой внешне не заметить никак.

На то, что термостат больше не работает в полную силу, указывают некоторые признаки:

  1. Двигатель медленно прогревается до температуры, названной рабочей
  2. Нижний патрубок радиатора начинает быстро нагреваться — всего лишь через пару минут даже после холодного пуска
  3. При разгоне стрелка датчика температурного режима сначала падает, а при остановке или на холостом ходу приподнимается

Стоит внимательно присмотреться к поведению своего авто, чтобы почувствовать неисправность.

Неисправна помпа

Если выходит из строя помпа, то жидкость перестает в должной мере прокачиваться по системе охлаждения. Проблемы с работой насоса могут возникнуть на фоне:

  • Износа детали
  • Разрушения крыльчатки
  • Неполадок с приводом

Стоит понимать, что помпа обладает определенным ресурсом, после чего она вполне может сломаться. Специалисты определяют срок жизни помпы в 80-100 тысяч км. И этот параметр даже включен в регламент ТО.

Утечка охлаждающей жидкости

При частом применении антифриза или тосола сомнительного качества, или если автомобиль эксплуатируется в условиях, когда наблюдается перепад температур, могут отмечаться сбои в работе охлаждающей системы. Например, выходят из строя трубки. На этом фоне легко начинается утечка.

Кроме того, разгерметизация охлаждающего реагента может происходить на фоне:

  • Износа уплотнителей
  • Слабости затяжки хомутов
  • Наличия трещин на шлангах
  • Проблемах с радиатором
  • Сложностей с краном отопителя

На фоне всего этого жидкость начинает вытекать и испаряться, ее количество резко падает и становится недостаточным для должного охлаждения мотора.

Воздушные пробки в системе охлаждения

Нередко катализатором проблемы становятся пробки воздуха, образующиеся в системе. Появляются такие дефекты, когда отмечаются:

  • Нарушение герметичности в тех местах, где трубки соединяются с патрубками – здесь будет при прохождении жидкости проявляться низкое давление, начинает воздух втягиваться и образовывать застой
  • Попадание воздуха в систему при замене или доливе охлаждающей жидкости
  • Неисправность клапана расширительного бачка – вообще он необходим, чтобы избавляться от лишнего воздуха в системе, но при неисправности, наоборот, начинает втягивать его
  • Нарушение герметичности помпы
  • Наличие внешних дефектов оболочки радиатора

Воздушную пробку можно выгнать самостоятельно из системы охлаждения. Есть несколько разных вариантов – одни хороши для отечественных авто, другие используются и для иномарок.

Не работает вентилятор

Если по результатам осмотра выясняется, что уровень антифриза в норме, однако мотор все равно нагревается и даже закипает, могут порекомендовать проверить вентилятор. Остудить нагревшийся мотор в такой ситуации не получится, если машина стоит или едет с небольшой скоростью – ведь радиатор не будет обдуваться воздухом навстречу. В противном случае температура может выровняться.

Причин поломки вентилятора может быть много. Это и неполадки в работе разъемов питания, и неполадки в проводке, и сбои в приводе вентилятора, может отказывать температурный датчик, ответственный за включение обдува.

Скорректировать ситуацию возможно самостоятельно. Для этого сначала надо определить, по какой причине вентилятор вышел из строя. Сначала следует проверить электродвигатель. Для этого достаточно взять два провода, подключить непосредственно к вентилятору и запитать от аккумулятора. Если запускается, то проблема не в этом.

Собственно замена расширительного бачка на ВАЗ 2115 своими руками

Первым делом необходимо подготовить бачок к установке. Для этого берем напильник, наждачку, короче что у кого есть и начинаем снимать заусенцы из-за которых шланг плохо прилегает. В итоге у вас должна получиться ровная гладкая поверхность.

зачистка

Дальше необходимо снять адсорбер (в нем собираются пары топлива), для этого используем ключ на «10», с его помощью открутите две гайки. Открутите и положите в сторонку чтобы не мешал.

Снимаем адсорбер

Теперь имеем вот такой вид. По всем правилам дальше необходимо сливать ОЖ, однако я, как всегда, начал искать способ упростить задачу и обойтись без этого пункта. Я решил, что вряд ли завоздушу систему, если все буду делать правильно и не буду опускать патрубок.

Откручиваем хомут

Короче, дальше я открутил старый и установил на новый бачок шланг для отвода испарения.

Новый бачок ОЖ

После необходимо приподнять бачок и, удерживая патрубок от термостата, достал из него выход бачка и отложил в сторону.

Старый расширительный бачок

Проверьте целостность патрубков, возможно их также необходимо заменить. Подключите их к новому бачку и аккуратно затяните хомуты.

Важное примечание: Затягивайте хомуты как можно ближе к расширению выхода на который одевается патрубок. Затяжку лучше делать ключом на «7» или при помощи отвертки, при помощи ключа затяжка будет более крепкой, однако смотрите не переусердствуйте

Осмотр патрубка

Вот как-то так должен быть затянут хомут

Теперь осталось долить антифриз по уровню и прикрутить адсорбер.

После завершения проверьте все стыки и соединения на предмет подтеканий. Заведите мотор и снова проверьте уровень антифриза, в случае необходимости долейте до отметки «MAX».

Условия возникновения подобных случаев

Основной ошибкой водителей, в результате чего выдавливается масло через маслофильтр, считается холодный запуск мотора при повышенных оборотах. Особенно часто это встречается у поддержанных автомобилей. Это делать совершенно не нужно, так как масляные составы, особенно минерального происхождения в холод загустевают и становятся похожи на желе.

Читать далее: Подробная инструкция по квалифицированной замене ремня ГРМ на Chery Fora

Насос создает высокое давление при повышенных оборотах и может выдавить смазочную жидкость через любые негерметичные участки. Кроме этого, в подобном режиме возможно повреждение сальников на коленчатом валу, а это чревато ремонтом и незапланированными тратами.

Если приходится часто сталкиваться с морозами, то рекомендуется сменить прежний состав на масло вязкостью 0w20 и фильтр с пружинным механизмом.

Другая известная ошибка, из-за которой выдавливает масло из-под масляного фильтра – применение быстродействующих веществ, способных в короткое время восстановить контактирование трущихся деталей. Стоит учесть, что применение компонентов рассматривается системой как мусор и он осядет на фильтрате, мешая движению масляного потока и, как результат, смазка выдавливается через уплотнители.

Существует еще несколько важных ситуаций, когда возможно возникновение выдавливающего эффекта через масляный фильтрат:

  1. Во время замены масла не рекомендуется экономить на промывочных материалах и использовать «дедовские» методы промывки смазочной системы, а именно смешивать небезопасные составы, в виде керосина с ацетоном или бензолом. Подобные соединения, точнее их часть, навсегда останется в системе, а это вызывает деформацию уплотнителей.
  2. Обычный долив смазывающей жидкости в прежний состав. Эта привычка, пагубная для некоторых водителей, которые катаются на одном масле долгое время. В результате такого действия в смазочной смеси накапливается огромное количество нежелательных примесей
  3. Некачественные расходные материалы. Использование суррогатов вместо обычного масла, обладающего низкокачественными характеристиками.

Возможные проблемы

Правильная очистка поверхности – залог удачного ремонта. После долгой эксплуатации охладительную жидкость в резервуаре сложно вымыть. Автомобилисты часто используют специальные очистители, стиральный порошок или раствор лимонной кислоты.

При обширных загрязнениях расширительный бачок чистят мелкой щебенкой. Емкость на 15% заполняют сухим ингредиентом, заливают теплой жидкостью со средством для мытья посуды. Резервуар аккуратно трясут, стараясь попасть по всем стенкам. Компоненты сливают, внутреннее пространство промывают обильной влагой.


Возможные ошибки при ремонтеИсточник drive2.com

От следов тосола помогает «Atas Dimer». Концентрированное щелочное вещество справляется с сильной грязью. Для работы достаточно 15% жидкости, введенной в емкость. Расширительный бачок трусят, оставляют 10 минут воздействовать. По истечении времени конструкцию наполняют на 50% теплой водой. Стенки чистят щеткой с длинной рукояткой. После процедуры тщательно полощут.

После склеивания надо удалить остатки фиксирующего вещества. Свежую массу убирают по мере выделения тканью. Если шов уже полимеризировался, то дефекты придется срезать ножом. Неровности зачищают мелкой бумагой наждачкой.

В первую очередь

Попробуйте заменить крышку на новую или взять на время проверки заведомо рабочую.

Обратите внимание, как сильно раздувается бачок. Если не значительно и видно, что не из-за избыточного давления, при этом вы являетесь владельцем ВАЗ 2110-12, то не стоит сильно переживать, так как для таких авто это считается нормой

Дело в том, что новые бачки для таких автомобилей имеют безреберную конструкцию и изготовлены из пластмассы, которая не сильно хорошо держит форму, поэтому со временем их начинает раздувать.

Хорошо себя зарекомендовали расширительные бачки от Ланоса, Приоры, Нексии их часто ставят вместо Вазовских.

Если же бачок раздувает сильно и при этом его рвет, даже после замены вместе с крышкой, то обратите внимание на следующие моменты:

  1. Закипает ли ОЖ;
  2. Какого цвета масло в картере двигателя;
  3. Если ли в бачке газы из камеры сгорания;
  4. Какое давление в системе охлаждения;
  5. Качество самого бачка.

Немного о проблеме

Расширительный бачок является неотъемлемым компонентом системы охлаждения ДВС. Главной задачей этого элемента является демпфирование колебаний давления внутри трубопроводов, которые возникают в результате уменьшения или увеличения объемов жидкости охлаждения при ее охлаждении и нагреве соответственно.

Подобная емкость позволяет снизить нагрузки механического типа на всю систему охлаждения. Тем самым ДВС защищается от гидроударов и появления воздушных пробок. Хотя их полностью предотвратить нельзя, в результате чего порой приходится разбираться в том, как же удалить воздушную пробку . По сути бачок восполняет дефицит жидкости в магистралях охлаждения и выступает в качестве приемной емкости при появлении излишков ОЖ, что возникает при нагреве состава. Конструктивно это обычный с виду герметичный пластиковый бак.

Неотъемлемым элементом узла выступает крышка расширительного бачка, которая выполняет еще и функции клапана. С его помощью в бачок поступает давление извне при его дефиците в системе, либо же осуществляется сброс избыточного давления.

Когда ОЖ нагревается, жидкость постепенно расширяется, за счет чего происходит заполнение пространства бака. Параллельно с ростом испарений от нагрева повышается внутреннее давление.

Для различных конструкций бачков и конкретных двигателей авто вместе с их системой охлаждения предусмотрены определенные пороговые значения давления. Когда они достигаются, начинает срабатывать клапан, который выгоняет из системы лишнее давление. Но бывают ситуации, когда тосол уже кипит, растет давление, но оно не сбрасывается. А вместо этого выкидывает уже саму жидкость. То есть клапан не справляется со своими задачами. Почему это происходит и как с этим бороться, является ключевым вопросом данного материала.

Причем выбросы могут появляться уже после остановки двигателя и во время работы силовой установки. Давайте разбираться в причинах.

Порядок замены ёмкости

Процедуру разборки желательно выполнять на остывшем моторе, поскольку горячий антифриз неизбежно попадёт на руки и вызовет ожоги. Специальное оборудование и какие-то особые условия не требуются, в том числе и смотровая канава. Для работы выберите освещённую ровную площадку или тёплое помещение, если замена производится посреди зимы.

Из инструментов и дополнительных материалов необходимо подготовить:

  • крестообразную отвёртку;
  • пассатижи;
  • набор рожковых ключей;
  • ручной либо ножной насос с заострённой насадкой на воздушном шланге;
  • тазик для антифриза;
  • ветошь.

    Для работы понадобится простой набор инструмента, имеющийся в каждом гараже

Также рекомендуется запастись новыми хомутами под размер патрубков, старые лучше не использовать.

Инструкция по разборке и установке новой детали

Чтобы поменять ёмкость, необходимо освободить её от тосола. Полностью опорожнять систему нет нужды, надо слить не более 2 л жидкости. Это можно сделать двумя способами:

  1. Открутить защитный пыльник под радиатором, подставить таз и вывернуть на несколько оборотов нижнюю пробку основного радиатора. Когда антифриз покинет бачок, заверните пробку обратно.

    Пробка с барашком для ручного выкручивания расположена в нижней части радиатора

  2. Отсоединить от резервуара верхнюю трубку, идущую от печки, и надеть на штуцер нового элемента. К свободному патрубку старой ёмкости приложить насадку насоса и путём накачивания выдавить охлаждающую жидкость, которая перетечёт в новый бачок.

Дальше работайте в следующем порядке:

  1. Снимите 2 малые трубки с ёмкости, ослабив хомуты отвёрткой. Отведите их в сторону.

    Шланги легко снимаются со штуцеров после ослабления хомутов

  2. Повторите операцию с большим нижним шлангом, но после снятия закрепите его повыше или переломите и привяжите конец проволокой.
  3. Отстегните резиновый фиксатор и вытащите старый бачок из гнезда.

    Для снятия элемента достаточно отстегнуть резиновый фиксатор

  4. На его место вставьте новый, закрепите фиксатором и подключите все патрубки в обратном порядке, используя новые хомуты.

    Новая деталь вставляется в нишу на место старой и крепится фиксатором

Чтобы долить антифриз до уровня между рисками Min и Max на стенке бака, не создав воздушной пробки в системе, отсоедините трубку от блока подогрева дроссельной заслонки (это высшая точка контура охлаждения). Заливайте жидкость в бачок, пока он не побежит из снятой трубки, после чего наденьте её на штуцер и зафиксируйте хомутом. Добавьте тосола до требуемого уровня.

Перед заливкой тосола в систему нужно снять один из патрубков, подключённых к блоку дроссельной заслонки

В процессе замены следует обратить внимание на состояние шлангов, ведущих к ёмкости. Если их концы раскисли и увеличились в диаметре, а на стенках образовались трещины, такие патрубки лучше поменять

Монтаж расширительного бака от «Приоры»

Ёмкость системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170 отличается утолщёнными стенками, благодаря чему «Приора» навсегда избавилась от «детской болезни» лопающегося резервуара, присущей ВАЗ 2110. Есть и другая причина: в штатном бачке «десятки» струя антифриза из патрубка радиатора бьёт изнутри прямо в крышку, отчего последняя протекает. На «приоровской» детали штуцеры стоят под углом к горловине, поэтому жидкость туда не попадает.

Штуцеры ёмкости от ВАЗ 2170 направлены в сторону от заливной горловины

Поскольку деталь от ВАЗ 2170 шире штатного элемента, её установка связана с некоторыми трудностями: в узкое пространство между стаканом и перегородкой бачок просто так не войдёт. Что нужно сделать:

  1. Снять стеклоочистители, открутив гайки крепления.
  2. Демонтировать верхнюю кузовную панель.
  3. Открутить обшивку перегородки со стороны подкапотного пространства.
  4. Примерить новый бачок, вставив в проём. Затем обрезать по его размеру шумоизоляцию и собрать узел в обратном порядке.

    Чтобы широкий элемент от «Приоры» поместился в узкий проём, придётся снять обшивку перегородки

Монтаж патрубков и заливка охлаждающей жидкости выполняется по технологии, описанной в предыдущем разделе. Что касается модификаций ВАЗ 2114—15, где расширительный сосуд размещён в широкой нише перед стаканом стойки, подобная замена трудностей не вызовет.

Работы по замене расширительного бачка на машинах «десятого» семейства следует выполнять самостоятельно, если вы хотите сэкономить личное время и деньги. Поездка и обращение на автосервис выйдет дольше и обойдётся дороже. По окончании процедуры не забудьте проверить работу системы охлаждения путём прогрева мотора до рабочей температуры и момента включения электрического вентилятора.

Чем это грозит и как устранить течь антифриза

Небольшая утечка антифриза не ведёт к немедленным неприятностям для автомобиля. Но система охлаждения прогретого двигателя находится под повышенным давлением. И любая коррозионная раковина, или щель в распаявшемся стыке со временем будут только увеличиваться в размерах. Постепенно уровень антифриза может упасть ниже минимального, что приведёт к его закипанию и перегреву двигателя. Можно, конечно, долить антифриз из канистры — но нужно помнить, что такая операция на горячем двигателе чревата травмой. При открывании пробки расширительного бачка пар может с силой выстрелить её вверх, ошпарив Вас. Поэтому любые работы с системой охлаждения можно проводить, лишь дав двигателю остыть.

В этой неисправности кроется и ещё одна опасность. Охлаждающие жидкости ядовиты, а салон представляет собой замкнутое пространство. При утечках внутри салона антифриза или тосола он начинает испаряться. Концентрация паров порой достигает больших значений, что может привести к тяжёлым отравлениям.

Понятно, что долго ездить на машине с такой неисправностью нельзя. В магазинах, конечно, продаются различные присадки, ликвидирующие течи. Действие их основано на механическом «затыкании» образовавшегося отверстия. Они могут остановить течь антифриза, но вносятся они в таком избытке, что забивают все тонкие каналы в системе охлаждения, в том числе и трубки радиатора охлаждения и печки. В результате радиатор перестаёт нормально охлаждать двигатель, а печка греть. Вместо одной получаем две проблемы. И нет гарантии, что с подтекающим в салон антифризом Вы не встретитесь через месяц, а то и несколько дней.

Единственный радикальный способ борьбы с утечкой антифриза – замена вышедших из строя деталей. Процесс это трудоёмкий и требующий знания устройства автомобиля: чтобы добраться до радиатора печки, нужно разобрать центральную консоль и саму печку

При демонтаже нужно соблюдать осторожность. Пластиковые детали крепятся не только шурупами, но и различными выступами и защёлками, которые любят обламываться при неправильном нажатии

Работать придётся в очень стеснённых условиях. Если вы готовы работать лёжа на боку, изогнувшись под 90°, то остаётся пожелать Вам успеха. Тому, кто на 100% в себе, как в автомеханике, не уверен, лучше не ломать машину, а обратиться к специалистам.

Основные неисправности, при которых кипит антифриз

Резкое повышение температуры двигателя и закипание антифриза не всегда связано с выходом из строя какого-либо узла. Иногда проблема кроется всего лишь в недостаточном уровне антифриза. Это легко исправить, открыв крышку и долив необходимое количество «охлаждайки» прямо в расширительный бачок. Желательно проверить, с чем связано снижение уровня и устранить возможный дефект. Если основной и печной радиаторы не пробиты, патрубки и места их соединения не подтекают, вполне возможно, что прохудилась прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), и охлаждающая жидкость поступает прямиком в двигатель, смешиваясь с маслом и причиняя двигателю значительный ущерб.

Если уровень жидкости в норме, то следует обратить внимание на следующие потенциальные неисправности:

  • неисправен вентилятор основного радиатора;
  • вышла из строя помпа (водяной насос);
  • в системе охлаждения образовалась воздушная пробка;
  • засорился радиатор охлаждения;
  • заклинило термостат.

Независимо от поломки, лучше всего выключить перегревшийся двигатель и отбуксировать транспортное средство к месту ремонта. Продолжительный перегрев двигателя может привести к печальным последствиям в виде долгого и трудоемкого ремонта.

Электрический вентилятор

Является немаловажной частью охлаждающей системы. Его главная функция – отбор тепла от радиатора охлаждения, благодаря чему происходит остывание рабочей жидкости внутри радиатора

Если он не включается автоматически в случае перегрева двигателя, на то есть две основные причины:

  1. Неисправен сам вентилятор. В таком случае его следует просто заменить (или отремонтировать).
  2. Вышло из строя реле вентилятора. Реле подает команду на включение вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости возрастает выше 90 градусов. Если оно неисправно, вентилятор не будет включаться автоматически.

В карбюраторных двигателях реле вентилятора вкручивается резьбовым соединением в сам радиатор охлаждения, в случае с инжектором он встраивается в термостат.

Рисунок 2. Вентилятор легко заменить, гораздо сложнее ремонтировать перегретый двигатель.

Помпа водяного насоса

Предназначена для постоянной циркуляции антифриза по системе. Работает только при включенном двигателе – приводится в действие ремнем ГРМ, который одевается не только на шкивы распредвала и коленвала, но и на шкив водяной помпы. Вот что может произойти с этим узлом:

  • Заклинивание помпы (разрушение подшипников);
  • Износ лопаток ротора (благодаря которым и происходит циркуляция);
  • Выработка шкива (проскальзывание приводного ремня).

В любом из этих случаев насосный механизм требует замены.

Воздушная пробка или засор в системе

В этом случае нормальной циркуляции антифриза тоже не будет, а значит, даже исправный вентилятор не сможет помочь двигателю остывать до оптимальной температуры.

Алгоритм устранения воздушной пробки следующий:

  1. Открыть крышку расширительного бачка.
  2. Автомобиль с заведенным двигателем установить на горку или эстакаду.
  3. Затянуть ручной тормоз во избежание откатывания назад.
  4. На «нейтралке» увеличить обороты двигателя до 3500-4000 об/мин.
  5. Удерживать обороты в течение 2-3 минут, пока пузырь воздуха не выйдет наружу.

В случае с засором возможно применение специальной промывочной жидкости, которая при работающем ДВС заливается в расширительный бачок и в течение нескольких минут прочищает систему от механических загрязнений. Иногда, в случае серьезной закупорки канальцев радиатора он подлежит демонтажу и замене.

Термостат

Это устройство является едва ли не самым главным узлом в системе охлаждения. Основное его предназначение – регулировка температуры охлаждающей жидкости методом перенаправления ее потока с малого круга охлаждения на большой и наоборот.

Рисунок 3. Схематически работа термостат выглядит именно так.

Когда температура силового агрегата достигает рабочей (90 градусов), термостат срабатывает и перенаправляет жидкость на большой круг, через радиатор охлаждения. Благодаря этому температура двигателя сохраняется в рабочем диапазоне. И наоборот, в случае понижения температуры (в холодное время года) жидкость циркулирует по малому кругу, захватывая только головку блока цилиндров и радиатор отопления.

Термостат иногда ломается – его попросту заклинивает в каком-то одном положении, или посередине. Тогда он перестает переключать направление движения антифриза, и подлежит замене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя база
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: