Устройство и принципы работы ручного тормоза.
Механический ручной тормоз — это система из управляющего рычага, посредством тяги и системы тросов связанного с фрикционными механизмами колёс.
Существует также управление нажатием на педаль (находится около педали тормоза на машинах АКПП). Этот вид тормоза называют часто «ножником». При нажатии педали происходит активация стояночного тормоза, а при повторном нажатии начинается процесс расторможения.
Стояночный тормоз имеет следующее устройство не зависимо от вида:
1) Тормозные механизмы на задних колёсах;
2) Тросы привода данных тормозных механизмов;
3) То, при помощи чего включается тормоз (рычаг или педаль).
Рычаг имеет храповый механизм, именно он фиксирует рычаг и препятствует растормаживанию. Когда нажимается кнопка, происходит выключение сигнальной лампы на приборной панели, а также уже можно возвратить рычаг в исходное положение. Усилие от рычага к тормозным механизмам происходит при помощи стальных тросов, количество может быть от 1-го до 3-х.
Существуют следующие виды стояночных тормозов:
1) С барабанными тормозами. Стояночный тормоз автомобиля, оборудованного с барабанным тормозом, наиболее прост. В конструкции существует рычаг, при помощи него усилие передаётся ведущей колодке от троса стояночного тормоза. Когда трос натягивается, рычаг толкает колодку, при этом она, в свою очередь, в движение приводит другую колодку, колесо при этом надёжно тормозится.
2) С дисковыми тормозами. Тут всё немного посложнее, есть три варианта.
Кулачковый привод. Находится данный привод в суппорте механизма тормозной системы. Поршень у колодки оборудуется толкателем, опирающийся на кулачок с рычагом. Когда трос стояночного тормоза натягивается происходит поворачивание рычага, а также и вместе с ним кулачка, давящий на поршень и толкатель — колодка приводится в движение, и, когда упирается в диск, блокирует колесо.
Винтовой привод. Находится данный привод также в суппорте механизма тормозной системы. Поршень оборудуется винтом и предусмотрена резьба, чтобы входил винт. Этот винт с рычагом очень жёстко связан. Когда трос стояночного тормоза натягивается рычаг совершает поворот, винт прокручивается и поршень перестаёт вращаться, поэтому он двигается вперёд и при этом происходит движение колодки вперёд следуя потом блокировке колёс.
Барабанный тормозной механизм. Основным отличием является самостоятельная работа этой тормозной системы. Оборудуется этот тормозной механизм рядом с основной. Популярна эта система в автомобилях, в которых несколько поршней оборудовано в систему дисковых тормозов. Колодки же, упирающееся в барабан небольшого диаметра, тормозят машину.
3) Трансмиссионный стояночный тормоз. Применяется, в большинстве случаев, на грузовиках и внедорожниках. В качестве механизма в тормозной системе может использоваться диск с колодками, закреплённый на кардвале, либо барабан. Особенностью этого стояночного тормоза является то, что он действует на трансмиссию, а не на колёса.
4) С электронным приводом. Включение и выключение стояночного тормоза происходит путём специального выключателя. Современные автомобили всё чаще используют электропривод стояночного тормоза. Принцип действия заключается в электромоторе, взаимодействующем с дисковыми тормозами.
Электромеханический стояночный тормоз
Развитие электронно-вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобилестроении привело к замене многих механических элементов блоками с программным управлением. Не обошло стороной это нововведение и тормозную систему. Электрический, или как его еще называют, электронный стояночный тормоз представляет собой автономный узел, работающий под управлением бортового компьютера автомобиля.
Конструктивно данное устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтового привода. Электрический стояночный тормоз устанавливается на суппорте задних колес автомобиля.
При подаче управляющего сигнала электродвигатель посредством ременной передачи сообщает вращательное движение планетарному редуктору. Последний, снизив частоту оборотов электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за прижатие колодок к тормозному диску.
Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.
Электромеханический стояночный тормоз включает в себя:
- входные датчики;
- электронный блок управления.
Датчик уклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно линии горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.
При нажатии кнопки включения, расположенной на передней панели автомобиля, электрический привод стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, притягивает колодки к тормозному диску. Электрический стояночный тормоз отключается автоматически, при нажатии на педаль акселератора. Предусмотрен и «ручной» режим снятия – при нажатии на педаль тормоза.
При отключении тормоза электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать правильное время для разблокировки тормозных дисков, что создает исключительно комфортные условия вождения.
Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую управляющую сеть современного автомобиля.
Не следует оставлять автомобиль на продолжительное, более двух недель, время на стояночном тормозе. На влажном воздухе тормозные колодки могут «прикипеть» к дискам или барабану, полностью обездвижив машину. Такая же ситуация может случиться в холодное время года. Осевшая на тормозных механизмах влага может препятствовать нормальной работе системы.
Следует не реже раза в месяц проводить проверку работоспособности ручника. Особенно это касается автомобилей с механическим приводом стояночного тормоза. Тросы, передающие усилие, могут растянуться, что приведет к крайне неприятным последствиям.
Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник») является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.
Общий вид ручного тормоза
Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.
Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.
Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механическог)о и тормозных механизмов.
2.1—2.3. (Измененная редакция, Изм. № I).
-
2.4. Автотранспортные средства категорий О могут не иметь запасную тормозную систему.
-
2.5. Расположение органов управления должно обеспечивать доступность и удобство управления тормоз-ными системами, а для автотранспортных средств категорий М и N даже в том случае, если водитель пользуется ремнями безопасности, а также не создавать опасности для водителя и пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
-
2.6. Рабочая, запасная и стояночная тормозные системы должны воздействовать на поверхности трения, постоянно связанные с колесами автотранспортного средства при помощи деталей, которые не должны выходить из строя от усилий, возникающих в процессе торможения автотранспортного средства.
7.1, 7.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Таблица 3 Нормативы эффективности запасной тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N и автопоездов
Наименование агпогрышкфпюц среде»за |
Кастория |
Начальная м Тирмиже* НИЯ КМ/Ч |
Усилие из ипгаис упулллсяия Ptv кгс. UV болгг |
Тормозной путь 5Г м, нс более |
Установившееся замедление /ycv М/с1, ко менее |
|
ручном |
ножном |
|||||
Пассажирские и грузо- |
м. |
80 |
40 |
50 |
93.3 |
2.9 |
пассажирские ав i омобн.’1Я, |
||||||
автобусы |
П19 |
|||||
Мз |
СО |
60 |
70 |
64,4 |
2^5 |
|
Пассажирские автопоезда |
м, |
80 |
40 |
50 |
-100,7 |
2.5 |
м, |
||||||
Мл |
60 |
63 |
70 |
65.2 |
2^5 |
|
Грузовые автомобили |
N. |
70 |
<95,7 |
|||
N, |
50 |
60 |
70 |
51.0 |
2.2 |
|
Хл |
40 |
33.8 |
||||
Грузовые автопоезда, тя- |
N, |
70 |
97.8 |
|||
гачами которых являются автомобили категорий: |
50 |
63 |
ТО |
5*2ч5 |
22 |
|
Мл |
40 |
35.0 |
Примечание, См примечания к табл. С и 2а
ГОСТ 22895—77 С. 13
должны осуществляться устройством, действующим чисто механическим способом (без применения нетвердых тел).
Применение энергоаккумуляторов на полноприводных автомобилях допускается но согласованию с заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
-
7.4. Орган управления и передаточный механизм привода стояночной тормозной системой должны быть независимыми от рабочей тормозной системы.
-
7.5. При общем органе управления рабочей и запасной тормозными системами у стояночной тормозной системы должна быть предусмотрена возможность приведения ее в действие во время движения автотранспортного средства для его остановки. Действие стояночной тормозной системы в этом случае должно быть плавным.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.6. 7.7. (Исключены, Изм. № 1).
Какие бывают виды тормоза
Стояночный тормоз различается по типу привода, из основных типов отметим:
- механический привод (наиболее распространённый);
- гидравлический (наиболее редко встречающийся;
- электромеханический EPB (вместо рычага кнопка).
Распространённость механического варианта обусловлено простотой конструкции и высокой надёжностью. Чтобы активировать стояночный тормоз, достаточно вытянуть рычаг наверх (на себя). В этот момент тросы натягиваются, механизмы блокируют колёса, что приводит к остановке или снижению скорости. В новых автомобилях с богатой комплектацией всё чаще используется третий вариант, гидравлический мало распространён и нравится в основном любителям экстремального вождения.
Также есть условное разделение на способы включения:
- Есть педальный (он же ножной);
- Есть рычажный (с рычагом).
Как правило, педальный «ручник» используется на машинах, оснащённых автоматической коробкой. Устанавливается третьей педалью вместо исчезнувшей педали сцепления.
Тормозные механизмы также различаются, и бывают следующими:
- барабанный тормоз;
- кулачковый;
- винтовой;
- трансмиссионный ( он же центральный).
В первом случае тросы, натягиваясь, воздействуют на колодки, которые в свою очередь прижимаются плотно к барабану, таким образом, происходит торможение. Центральный стояночный тормоз блокирует не колёса, а карданный вал. Кроме того, существует электрический привод с дисковым механизмом, который приводится в движение электродвигателем.
ГОСТ 22895-77
Издание официальное
БЗ 7—92
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
УДК 629.114-597.5:006.354 Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ И ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НОРМАТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Общие технические требования |
гост |
Brake systems and |
22895—77 |
braking properties of vehicles. Standards of effectiveness.
Genera! technical requirements
Дата введения 01.01.81
1. Настоящий стандарт распространяется на тормозные системы пассажирских и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов, полуприцепов и специальных прицепных систем (далее — автотранспортных средств), предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР, и устанавливает технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности.
Стандарт не распространяется на тормозные системы автотранспортных средств, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч, автотранспортных средств с двигателем, имеющих менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т, тяжеловозов, и автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации, за исключением периода действия для них гарантийных обязательств предприятий-изготовителей.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 2.
(Измененная редакция, Изм. № 4).
Требования к запасной тормозной системе
-
5.1. Запасная тормозная система должна обеспечивать выполнение функций по п. 3.1 рабочей тормозной системы при неисправности или повреждении любого элемента рабочей тормозной системы, кроме деталей, перечисленных в п. 2.14, при условии, что одновременно может произойти не более одного отказа. Действие запасной тормозной системы должно быть регулируемым.
-
5.2. Допускается на автотранспортном средстве не предусматривать автономную запасную тормозную систему, если ее функции выполняет стояночная тормозная система или рабочая тормозная система, привод которой устроен таким образом, что при возникновении неисправности в какой-либо его части обеспечивается торможение автотранспортного средства с эффективностью по п. 6 3.
Устройство стояночного тормоза
Основной элемент, активирующий тормоза — это тросик. Тросик лучше, когда он состоит из большого количества тоненьких жилок диаметром 0,01 мм. Эти стальные тоненькие проволоки свиваются и свивки скручиваются в один канат. Если тросик состоит из одной проволоки, то надежность его меньше, так как он одножильный тросик легко сломать. Материал для тросика — высокопрочная сталь.
На схемах изображено устройство механического стояночного тормоза механического типа.
Привод стояночной тормозной системы механического типа: 1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса
Устройство тормозного барабанного механизма заднего колеса: 1 – гайка крепления ступицы; 2 – ступица колеса; 3 – нижняя стяжная пружина колодок; 4 – тормозная колодка; 5 – направляющая пружина; 6 – колесный цилиндр; 7 – верхняя стяжная пружина; 8 – разжимная планка; 9 – палец рычага привода стояночного тормоза; 10 – рычаг привода стояночного тормоза; 11 – щит тормозного механизма
Тросики по технологии изготовления подвергаются упрочнению и смазываются, чтобы максимально минимизировать силу трения, возникающую в кожухе троса.
Снаружи трос обвит металлической проволокой и покрывается полимерным материалом (прорезиненный пластик). С торцов оболочка тросика имеет специальные стальные оболочки, гильзы, которые запрессовываются.1 — рычаг; 2 — кнопка; 3 — пружина тяги; 4 — тяга защелки; 5 — чехол; 6 — передний трос; 7 — направляющая заднего троса; 8 — распорная втулка; 9 — оттяжная пружина; 10 — распорная планка; 11 — рычаг ручного привода тормозных колодок; 12 — задний трос.
Принцип работы ручного механического тормоза с барабанными тормозами:
- Водитель поднимает рукоятку тормоза до определенного щелчка. Если трос перетянут, то возможно можно только поставить на первую защелку с большим усилием. Если слабоват, то даже на последней защелке тормозные колодки не зафиксируют колеса на 100%.
- Тяга тянет основной трос, о он тянет вторичные тросы через крепежный кронштейн.
- Рычаг, что находится внутри тормозного барабана, начинает поворачиваться и распорная планка одинаково раздвигает колодки, в результате чего накладки колодок прижимаются к барабану и не дают ему вращаться.
- Когда водитель опускает ручник, тросы ослабляется, пружины в барабанах возвращают назад распорку и рычаг (тот, что в барабане), колодки сжимаются и больше не воздействуют своими накладками на барабан.
На машинах, задние тормоза которых дисковые, принцип работы механического ручника примерно такой же. Трос тянет рычажок, который в свою очередь сжимает тормозной диск. Рычажок на дисковых тормозах устанавливается сзади ступицы и снаружи.
Принцип работы электронного ручника:
- Водитель грузового автомобиля нажимает кнопку ручного тормоза, электронный блок получает команду.
- Контроллер включает 2 электродвигателя с редукторами, которые установлены на задних колесах.
- Электромоторчики сжимают тормозные колодки вокруг диска. Датчик определяет с какой силой сжимать колодки. Если колодки накладки колодок стерлись, колодки сжимаются с большей силой.
- Для отключения электромеханического ручника достаточно также нажать кнопку.
Плюсы электронного тормоза:
- Если водитель забыл отключить стояночный тормоз, то после запуска ДВС во время трогания машины, контроллер отпустит колодки.
- Для разблокировки задних колес, водитель не сможет отключить тормоз, просто нажав. Надо сначала завести двигатель, пристегнутся, поставить ногу на тормоз и нажать на кнопку.
- На машинах с электротормозами, есть кнопка противооткатного устройства Auto Hold (Авто удержание). Когда автомобиль останавливается с работающим ДВС, сразу автоматически включается блокировка колес. Это позволяет водителям трогаться на разных уклонах.
Электронные тормоза надежнее механических, хоть у электротормозов есть такой минус: не будет работать с севшим аккумулятором. Механические тормоза просты в конструкции, но частая причина отказов или уменьшения эффекта, это загрязнение тросика, его растяжение или обрыв.
Требования к эффективности стояночной тормозной системы
-
8.1. Критерием оценки эффективности стояночной тормозной системы должно являться значение суммарной тормозной силы, развиваемой тормозными механизмами этой системы.
-
8.2. Суммарная тормозная сила стояночной тормозной системы должна обеспечивать удержание полностью груженого автотранспортного средства на уклоне, заданном техническими условиями на автотранспортное средство, но не менее:
18% — для автотранспортных средств категории О и автопоездов;
20% — Для автотранспортных средств категорий М2, М3 и N;
25%—Для автотранспортных средств категорий Мь
Суммарная тормозная сила стояночной тормозной системы автомобиля-тягача должна обеспечивать удержание всего автопоезда на уклоне, заданном техническими условиями на автотранспортное средство, но не менее 12 %.
Суммарная тормозная сила стояночной тормозной системы троллейбуса должна обеспечивать удержание его на уклоне, заданном техническими условиями на троллейбус, но не менее 15% — для одиночных и 10% — для сочлененных троллейбусов.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 4).
8.3. Установленная эффективность должна быть получена при усилии на органе управления: ручном — не более 40- кгс и ножном— не более 50 кгс для автотранспортных средств категорий Mt; ручном — не более 60 кгс и ножном — не более 70 кгс для автотранспортных средств остальных категорий. Значения усилий даны при условии использования для торможения только мускульной силы водителя.
Стояночный тормоз
Стояночный тормоз на автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А барабанного типа.
На автомобиле ЗИЛ-130 симметричные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями шарнирно опираются и а одну опорную ось, закрепленную в кронштейне тормоза (рис. 173). Кронштейн одновременно служит крышкой подшипника ведомого вала коробки передач и корпусом привода спидометра. Кронштейн прикреплен к задней стенке коробки передач болтами. В средней части колодки опираются бобышками на выступы кронштейна и удерживаются от бокового смещения шайбами, установленными на дистанционных втулках, зажатых болтами.
Рис, 174. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А
Стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение, прижимая их к разжимному кулаку. На валу разжимного кулака установлен регулировочный рычаг-сектор, к которому присоединена тяга ручного тормоза. Барабан ручного тормоза с фланцем насажен на шлицованный конец ведомого вала коробки передач и закреплен гайкой. Взаимное положение фланца и барабана фиксируется двумя винтами. Опорный диск тормоза прикреплен к кронштейну и защищает тормоз от попадания в него грязи.
Рис. 175. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга»
У автомобиля ГАЗ-53А на неподвижном диске, закрепленное на картере коробки передач, установлены две тормозные колодки (рис. 174).
В нижней части выступы колодок размещены в пазу наружных концов пальцев. Внутренние концы пальцев входят в отверстия корпуса регулировочного механизма и скошенными краями опираются на коническую головку регулировочного винта. Верхняя часть колодок опирается на разжимное устройство. Разжимное устройство состоит из стержня и двух шариков. Тормозной барабан закреплен на ведомом валу коробки передач. При перемещении рычага стояночного тормоза тяга, воздействуя на приводной рычаг, поворачивает его на оси. Короткий конец приводного рычага нажимает на наружный конец разжимного стержня н при помощи шариков раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.
Для затормаживания автомобиля стояночным тормозом рычаг перемещают назад. В это время нижний конец рычага, перемещаясь вперед, через тягу, соединенную с ним, приводит в действие приводной рычаг, который своим концом упирается в стержень с шариками и, перемещаясь, раздвигает колодки. Колодки прижимаются к тормозному барабану и, затормаживая его, препятствуют вращению карданного вала.
Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга» приводится в действие рукояткой вытяжного типа, расположенной под щитком приборов справа от рулевой колонки. Усилие от рукоятки (рис. 175) посредством рейки и троса передается на рычаг уравнителя и далее через тросы на тормозные механизмы задних колес. В тормозном механизме на оси задней колодки размещен приводной рычаг, упирающийся в разжимный стержень маятникового рычага и регулировочный эксцентрик.
Когда приводной рычаг перемещается вперед, разжимный стержень разводит колодки и задние колеса затормаживаются.
Для обеспечения высокой надежности, помимо рабочей и стояночной тормозных систем, на некоторых автомобилях (КамАЗ) устанавливаются вспомогательная и запасная тормозные системы.
Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счет торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием впускных трубопроводов.
Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы. Принцип действия этой системы заключается в том, что при выходе воздуха из системы рабочего тормоза пружины энергоаккумуляторов, разжимаясь, приводят в действие тормозные колодки тормозных механизмов задних колес.
Схема дисковых тормозов
Дисковый тормозной механизм состоит из тормозного диска, который закреплен на колесе и вращается вместе с ним, двух неподвижных колодок, которые установлены внутри суппорта по обе стороны от тормозного диска.
Суппорт крепится на кронштейне. На суппорте, в его пазах также крепятся рабочие цилиндры, которые во время торможения прижимают тормозные колодки к диску.
Тормозные колодки после отпускания педали тормоза возвращаются в исходное положение пружинными элементами.
Тормозной диск в процессе торможения, под воздействием сил трения сильно нагревается. Охлаждение тормозных дисков происходит за счет конвективного омовения потоком воздуха. Для улучшения отвода накапливаемого диском тепла в нем делаются специальные отверстия и в этом случае диск является вентилируемым. Для еще большего повышения эффективности процесса торможения и нивелирования последствий перегрева диска на спортивных и скоростных автомобилях устанавливают тормозные диски, изготовленные с применением специальных керамических материалов.
Тормозной привод служит для обеспечения управления всеми составляющими тормозного механизма. В современных тормозных системах применяются такие типы тормозных приводов: механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированный.
Механический привод применяется в стояночной тормозной системе (ручник). Механический привод — это система тяг, тросов и рычагов, которые служат для соединения рычага стояночного тормоза с тормозным механизмом задних колес автомобиля.
Существует также система механического привода стояночного тормоза, приводимая в действие с помощью ножной педали.
Гидравлический привод является наиболее распространенным типом привода в рабочей системе тормозов. Конструкция гидравлического привода включает: педаль тормоза, главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель тормозов, рабочие цилиндры, шланги и трубопроводы.
Принцип работы гидравлического привода тормозов описан чуть выше.
Для обеспечения надежности тормозной системы работа гидравлического привода организуется по двум (как правило) независимым контурам. При поломке одного контура, его функции берет на себя другой контур. Рабочие контуры могут дублировать функции друг-друга либо выполнять часть какую-то часть функций второго контура. Возможно также и выполнение каждым контуром строго своих функций. Наиболее распространенной является диагональная схема работы контуров.
Пневматический привод используется преимущественно в тормозной системе грузовых автомобилей.
Комбинированный тормозной привод, как следует из названия, представляет собой сочетание (комбинацию) двух видов привода (электропневматический, например).
Далее скажем пару слов о дополнительных системах, которые делают автомобиль более безопасным…
Анти-блокировочная система ABS, предназначается для предотвращения блокирования колес автомобиля во время очень сильного нажатия на педаль тормоза, что позволяет избежать движения юзом, и сохранить контроль над автомобилем. В состав системы ABS (Antilock Brake System) входят три элемента – это датчик измерения скорости, который устанавливается на каждом колесе, модулятор давления тормозной жидкости и блок управления системой ABS.
Система TCS создана на основе системы ABS и предназначена для предотвращения пробуксовывания колес во время слишком резкого старта или на скользкой дороге. Система (Traction Control System) существует и под названиями: ASR, ASC, ETS. Она отличается от системы ABS только наличием модифицированного блока управления.
ESP. Еще одной полезной системой, которая может устанавливаться на автомобиле, является система электронной стабилизации колес ESP. Эта система работает в повороте, причем его угол и скорость не имеют значения, при возникновении заноса задней оси автомобиля, ESP (Electronic Stability Program) обеспечивает подтормаживание переднего наружного колеса. В такой ситуации образуется стабилизирующий момент, возникающий между колесами автомобиля, который возвращает движущийся автомобиль на безопасную траекторию.
Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения
Увеличенный рабочий ход педали тормоза:
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров – замените вышедшие из строя тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны;
Воздух в гидроприводе тормозов – удалите воздух, прокачав гидропривод;
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре – замените цилиндр;
Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов – замените тормозные шланги и прокачайте систему;
Повышенное биение тормозного диска (более 0,05 мм) – прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 25,0 мм, а задних – менее 8,5 мм
Недостаточная эффективность торможения:
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов – промойте и просушите колодки;
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах – устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените;
Полный износ накладок тормозных колодок – замените тормозные колодки;
Перегрев тормозных механизмов – немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам;
Применение низкокачественных колодок – применяйте оригинальные колодки;
Нарушение регулировки педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы) – отрегулируйте положение педали тормоза, определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали;
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали) – замените поврежденные детали, прокачайте систему;
Уменьшено выступание штока вакуумного усилителя тормозов – отрегулируйте положение штока;
Нарушение в работе ABS – нужно проверить ABS
Неполное растормаживание всех колес:
— отсутствует свободный ход педали тормоза – отрегулируйте положение педали;
— увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов – отрегулируйте шток вакуумного усилителя;
— разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра в следствии попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п – промойте и прокачайте весь гидропривод, замените резиновые детали;
— заклинивание поршней главного цилиндра – проверьте и при необходимости замените цилиндр
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали:
— излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза – замените пружины;
— заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса – замените рабочий цилиндр и прокачайте систему;
— разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей – замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов;
— нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления – затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали;
— неправильная регулировка стояночной тормозной системы – отрегулируйте стояночную тормозную систему;
— нарушение в работе ABS – нужно проверить ABS
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:
— заклинивание поршня рабочего цилиндра – замените рабочий цилиндр;
— закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения – замените или прочистите трубку;
— загрязнение или замасливание дисков, барабанов и колодок – очистите детали тормозов;
— нарушены углы установки колес – отрегулируйте углы установки колес;
— разное давление в шинах колес – установите нормальное давление в шинах;
— не работает один из контуров тормозной системы – замените поврежденные детали, прокачайте систему. Если не приведет к желаемому результату, проверьте ABS;
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении:
— неисправен вакуумный усилитель – замените усилитель;
— поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабло его крепление – замените шланг;
— разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в рабочую жидкость бензина, минеральных масел – замените цилиндры, промойте и прокачайте систему
Писк или вибрация тормозов:
— замасливание фрикционных накладок – зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки
— износ накладок или инородные включения в них – замените колодки