Последствия обрыва ремня ГРМ
Собираетесь проверить установку ремня ГРМ? А вы знаете, к чему может привести его обрыв? Масштаб последствий зависит от устройства мотора: если конструкция силового агрегата простая, то повреждений будет не много.
Что происходит при обрыве ремня:
- Потребуется капитальный ремонт мотора.
- Придется восстанавливать газораспределительный механизм.
- Случится сгибание клапанов, если ремень ГРМ разорвется в то время, когда они опускаются для выпуска газов (либо впрыска топливной смеси). Коленвал все еще вращается: он встречается с поршнями, которые сильно ударяют по клапанам. Стоит отметить, что такое может произойти с машиной, у которой маленькая камера сгорания либо нет выборки на поршнях. Чтобы выяснить последствия поломки, отвезите машину в автосервис, где специалисты снимут головку блока цилиндров и продиагностируют мотор на спецоборудовании. Рекомендуется установить полный комплект клапанов, несмотря на то что в момент обрыва двигатель работал на холостом ходу и сломались только два-три клапана.
- Разрушится поршень. Случается подобная поломка обычно на машинах японского производства из-за мощного удара головками клапанов. Когда ремень ГРМ обрывается на большой скорости, клапаны загибаются, а втулки лопаются: поршни пробиваются осколками. Если вы забыли проверить ремень ГРМ и с вашей машиной произошло такое, придется заменять головку, потратив на ремонт крупную сумму.
Ремень ГРМ следует проверять и на дизельных моторах. Ведь именно они страдают от разрыва этого элемента больше всего. Дизельный силовой агрегат устроен таким образом, что клапаны почти не двигаются. Если ремень ГРМ оборвется, а клапаны будут в верхней мертвой точке, то выйдут из строя:
- распределительный вал и подшипники;
- головка блока цилиндров;
- шатуны (произойдет деформация);
- клапаны (могут погнуться).
Средняя цена за один клапан (не учитывая дополнительные траты) — 1 000 руб. Наверняка придется менять все 16 клапанов. Представьте, сколько денег вы потратите на то, чтобы отремонтировать узел. Не забывайте, что также необходимо купить:
- Ремень либо комплект ГРМ с натяжным и обводным роликом.
- Прокладки для коллекторов (впускного и выпускного).
- Прокладки для ГБЦ, крышки клапанов.
- Крепежные болты (комплект).
- Помпа (водяной насос), если она изношенна.
Проверка состояния и натяжения ремня ГРМ
Проверка ремня ГРМ – это еще более простой процесс, чем его замена. «Самочувствие» его оценивается визуально, поэтому для начала потребуется снять пластиковый экран двигателя, а затем и защиту, закрывающую шкивы помпы, коленчатого и распределительного вала, натяжной ролик и сам ремень. Держится защита на трех болтах на 10, которые удобнее всего вывернуть при помощи соответствующей головки.
После того, как вам откроется вид на ремень, необходимо тщательно осмотреть его на предмет наличия потертостей, царапин, трещин и прочих повреждений, как с внешней, так и с внутренней стороны – их быть не должно. В противном случае необходима незамедлительная замена.
Если все в порядке, переходим к проверке натяжения ремня ГРМ. Для этого необходимо предварительно прокрутить коленчатый вал на 1-2 оборота по часовой стрелке, а потом немного в обратном направлении. Затем, прилагая незначительное усилие, пытаемся повернуть ремень на участке между шкивами коленвала и распредвала, зубцами наружу. Если при этом ремень поворачивается на 90 градусов – все в порядке. В противном случае требуется подтянуть или ослабить его при помощи регулировки положения натяжного ролика.
В общем, проверка ремня ГРМ совершенно несложная процедура, но есть один нюанс. В основе ремня находится корд – сплетение очень прочных стекловолоконных нитей. Так вот состояние этих нитей проверить, к сожалению, возможности нет никакой (если же нити корда видны, то это значит, что ремень нужно было менять еще вчера). В случае с качественным изделием можно не бояться разрывов корда. Однако случается и так, что внешне почти новый ремень ГРМ все равно рвется. Виной этому – низкое качество материала корда.
Спасибо за подписку!
Как подтянуть ремень генератора
После того как вы обнаружили, что ремень генератора ослаб, лучше не тянуть с этой проблемой и сразу приступить к ее решению, то есть, натянуть ремень. Это несложная работа, с которой можно справиться самостоятельно без наличия профессиональных технических навыков и знаний. Однако, в зависимости от автомобиля, процесс натяжки ремня генератора может отличаться, рассмотрим основные из них.
Это интересно: Плановое техническое обслуживания автомобиля Nissan Juke: регламент и стоимость
Регулировочный винт
Более надежный и современный способ крепления генератора предполагает использование регулировочного винта. На современных иномарках премиум-класса, а также на многих моделях среднего и даже бюджетного ценового сегмента, используется именно такой способ крепления. Чтобы подтянуть ремень генератора, натянутый при помощи регулировочного винта, необходимо:
- Ослабить верхнюю или нижнюю затяжку генератора;
- Далее произвести один поворот регулировочного винта по часовой стрелки;
- Отодвинуть генератор от блока цилиндров, убедившись, что достаточно натянут ремень;
- Затянуть гайки, которые крепят генератор.
После этого нужно проверить, насколько хорошо натянут ремень генератора. Если потребуется, выполните натяжку повторно.
Важно: Излишне натянутый ремень генератора может вести к его быстрому износу
Регулировочная планка
Самый просто механизм для регулировки натяжения ремня генератора — это регулировочная планка. Его можно встретить, чаще, на автомобилях бюджетной ценовой категории.
Генератор с подобным механизмом крепится к блоку или картеру двигателя при помощи длинного винта. С помощью этого винта можно производить передвижение генератора относительно мотора. В качестве механизма регулировки используется планка с прорезью под гайку. Чаще всего данный механизм располагается в верхней части генератора.
Чтобы отрегулировать генератор, закрепленный на планке, необходимо сделать следующее:
- Открутить или ослабить саму регулировочную гайку;
- При помощи монтировки или другого подобного инструмента отодвинуть генератор от двигателя, чтобы при этом достаточно натянулся ремень;
- Далее на планке затягивается ранее ослабленная гайка.
- После этого можно проверять, насколько качественно выполнена работа, и достаточно ли натянут ремень.
Важно: Рекомендуется провести также тестирование натяжения после 2-5 минут работы мотора. Запустите двигатель на некоторое время, после чего заглушите его и проверьте натяжение ремня генератора
С помощью ролика
Независимо от метода, использующегося для натяжки, после выполнения задачи коленчатый вал мотора надо провернуть на несколько оборотов.
После этого производится повторная диагностика уровня натяжения. Контрольную проверку допускается выполнить после поездки, но она должна быть недолгой. Процедура регулировки с помощью ролика может отличаться в зависимости от модели авто и иметь свои особенности.
Для выполнения задачи потребуется набор гаечных ключей и инструмент, предназначенный для проворачивания регулировочного подшипника. Инструмент представляет собой ключ, выполненные в виде двух металлических стержней, имеющих диаметр 4 мм.
При отсутствии ключа можно воспользоваться изогнутыми плоскогубцами, процесс регулировки натяжки рассмотрен на примере машины Лада Приора:
Открывается капот автомобиля и находится генераторное устройство.
На нем располагается фиксационный винт, с помощью которого крепится ролик. Его надо ослабить, но не откручивать полностью. Для ослабления используется гаечный ключ на 17.
Затем, используя ключ для регулировки, ролик проворачивается. В зависимости от необходимости (увеличения либо снижения величины натяжения) ролик прокручивается в одну либо другую сторону.
С помощью гаечного ключа после регулировки выполняется фиксация ролика
При настройке важно правильно подобрать усилие натяжки.
Когда процедура завершена, выполняется диагностика правильности работ. Для проверки заводится силовой агрегат и активируется все электрооборудование
Надо включить оптику, магнитолу, печку или систему кондиционирования, дворники, систему подогрева стекол и т. д. Если все приборы функционируют правильно, а приводной ремешок не свистит, то процедура натяжки произведена верно.
Зачем проверять натяжение ремня генератора
Различают два вида привода генератора:
- Индивидуальный тип приводящего механизма автомобильного генератора предполагает наличие отдельного ремня, который передает вращение на шкив. В этом случае серворемень натягивается регулировочным болтом, вращение которого обеспечивает перемещение генератора. В других вариантах натяжение обеспечивается изменением положения корпуса данного устройства.
- Общий тип привода обозначает, что единый серворемень обеспечивает работу нескольких агрегатов – генератора, коленвала, насоса системы охлаждения и усилителя рулевого колеса. В этом случае натяжение ременного элемента обеспечивается в автоматическом режиме с помощью натяжителя с роликом.
Как было отмечено в начале статьи, слишком сильно натянутый ремень ускорит износ подшипников и других элементов. Симптомом неисправностей является гул под капотом в районе генератора. Перед заменой серворемня специалисты рекомендуют проверить, в каком состоянии находятся ролики, вращающиеся вместе с ремнем. Для этого нужно демонтировать ремень и раскрутить соприкасающиеся с ним шкивы и ролики. Во время вращения подшипников не должно быть посторонних шумов. Источником гула под капотом могут быть и подшипники роликов ГРМ.
Чтобы определить источник шума нужно при снятом серворемне завести секунд на 15 двигатель. Если гул не исчез, значит необходимо провести обслуживание газораспределительного механизма.
При недостаточном натяжении ремень будет скользить на шкиве, а, следовательно, будет быстро изнашиваться и может оборваться в любой момент. Первым признаком слабой натяжки часто является писк ремня в холодную погоду.
Одной из причин обрыва ремня генератора является его изношенность. Этот элемент работает при высоких нагрузках. Для изготовления современных ремней автомобильных генераторов используются качественные материалы, но со временем такие изделия могут:
- иметь потертости;
- растрескиваться;
- иметь стертые зубцы (для зубчатых ремней);
- иметь растрепанные края.
При выявлении одного из вышеперечисленных признаков следует, не откладывая, провести замену ремня генератора.
Стоит отметить, что в экстренных ситуациях, на некоторых моделях авто после обрыва серворемня можно проехать небольшое расстояние пока АКБ полностью не израсходует свой заряд. Емкости аккумулятора совершенно недостаточно для того, чтобы проехать длинный путь, поэтому, сразу же направляйтесь к месту ремонта. Чтобы проехать более длинную дистанцию нужно выключить все электрооборудование автомобиля (свет, музыку, системы навигации и вентиляции). При этом, следует, как можно реже глушить и заводить двигатель, так как при запуске мотора создается максимальная нагрузка на АКБ.
На некоторых моделях автомобилей передвижение без ремня генератора не приводит к негативным последствиям для мотора и других систем, но не стоит забывать, что в этом случае постоянно разряжается аккумулятор. Если же серворемень управляет работой гидроусилителя руля, то проворачивание рулевого колеса после обрыва ремня генератора потребует значительных усилий.
Сложно однозначно ответить, сколько сможет ехать авто без ремня генератора. Это зависит от модели транспортного средства, а также от емкости и уровня зарядки АКБ. Некоторые автомобили могут без ремня генератора ездить почти целый день, а другие не более 30 минут.
Доехать до ближайшего СТО без ремня генератора получится только на моделях авто с ременным приводом ГРМ, если ремень такого механизма вращает и водяной насос. Если же механизм газораспределения имеет цепной привод, то ехать на таком авто нельзя, так как передвижение на авто с неработающей помпой приведет к перегреву мотора и дорогостоящему ремонту.
Как отличить подделку от оригинала
Когда рынок насыщается разными подделками, то производитель вносит изменения во внешний вид упаковки. На фото показаны различные виды упаковок настоящих изделий фирмы Гейтс. Если на них нет черной полосы, то это заведомо подделка. Цифры 111х19, 111 – это количество зубьев, 19 – ширина.
Логотип и надписи
Рассмотрим логотип «Gates». На контрафактной упаковке он меньше, на оригинале – больше. Также и с надписью. Шрифт текста описания на коробке: на подделке он жирный, оригинал – обычный стандартный. Сбоку упаковки оригинального ремня логотип и надпись идут на одной прямой, а на подделке логотип – вверху, надпись – внизу. Обозначение напечатано на оригинале цифры с пробелами, контрафакт – чисто черные.
Упаковка, голограмма и бирка
Упаковка с оригинальным изделием заклеена, причем клея нанесено много. На контрафакте коробка спокойно открывается, так как приклеена слабо. Иногда даже заклеивают скотчем
Самое важное – наличие защитной голограммы. На каждом ремне она своя, не повторяется
В оригинальной упаковке еще есть бумажная бирка. Она клеится в моторном отсеке для того, чтобы, когда вы меняете ремень, записываете пробег. Вы будете знать, когда нужно менять ремень в следующий раз.
Упаковываются ремни всегда в красно-черные коробки из тонкого картона, которые в свою очередь укладываются по 10 штук в картонную коробку. Фирма Dayco отдельно продает свои пустые упаковки. Это дает возможность продавать в них контрафактные некачественные запчасти под их фирмой.
Внешний вид ремня ГРМ Гейтс
Теперь рассмотрим сами изделия. На оригинальном ремне шрифт жирный. На всех изделиях обязательно указывается место происхождения. Надпись может быть обрезана, как на верхнем ремне. По зубьям отличий никаких нет.
На поддельных ремнях резина снаружи быстро осыпается, надпись никогда не обрезана. Если вы заказываете и покупаете товар в Интернете, то бывает, что сайт неправильно подбирает аналоги
Обращают внимание только на количество зубьев и ширину, форму зуба никто не смотрит. На Приоре и Гранте зубья скругленные, в отличие от ВАЗ-2109
Желательно это не путать, так как срок службы будет меньше.
Уникальный код для проверки подлинности
С июля 2020 года компания Gates (Гейтс) ставит к каждой упаковке ремня ГРМ уникальный код. Новые этикетки дают возможность проверить уникальный код тремя способами, благодаря тройной защитной маркировке. Она поможет отличить оригинальные ремни Gates от подделки.
Рассмотрим каждый способ защиты от подделки. На упаковке с ремнями напечатан уникальный 14-значный буквенно-цифровой код. Его можно ввести на официальном сайте для подтверждения подлинности товара. Попробуйте это сделать. Проверка подлинности работает, должно выдаваться сообщение, что все нормально, товар подлинный. Если в коде указаны буквы заглавные, то нужно так и вводить их.
Проверка по QR-коду
Также можно отсканировать QR-код, который поможет отличить подлинный товар от подделки. Этот способ сомнительный, потому что в Интернете много программ, которые могут сгенерировать любой QR-код.
Голографическая наклейка
Еще одна мера против фальшивых приводов ГРМ – добавлена голографическая наклейка PrioSpot. Ее трудно подделать, так как она включает в себя несколько защитных элементов. По внешнему виду легко понять подлинность товара. Какие защитные элементы в этой наклейке? Фирма Gates об этом умалчивает, но наклейка уникальная.
Если Вы возьмете 10 упаковок от компании Гейтс, то на всех будет разное нанесение цифр и букв. Если присмотреться, то при свете будут видны цифры и буквы с логотипом Гейтса. Под ними тоже будут знаки, отпечатанные мелким шрифтом.
Важность уровня натяжки ремня и его проверка
Любое отклонение от рекомендуемого усилия натяжения недопустимо. При ослаблении силы ремень начинает проскальзывать.
Визуально это не определяется, но обороты ротора генератора падают, снижая вырабатываемое напряжение.
Следствием этого выступает систематическая недозарядка аккумуляторной батареи.
Снижается мощность, стартер крутится тяжело, зимой можно вообще не завести автомобиль. Недозарядка сказывается на сроке службы батареи, снижая ее.
Нагрузка на электрическую систему повышается, некоторые приборы могут выйти из строя. Ремень из-за проскальзывания перегревается и быстро выходит из строя из-за нагрева и усиленного истирания.
Проверка натяжения ремня.
Чрезмерная натяжка еще хуже. В этом случае ремень также подвергается повышенному износу, нередко он рвется.
Гораздо хуже то, что резко увеличивается нагрузка на подшипники коленвала и генератора.
Если длительное время ездить с перетянутым ремнем, то высока вероятность, что придется ремонтировать генератор или сам двигатель.
Увеличивать натяжение можно только в одном случае – если в дороге окажется, что ремень растянулся или износился и стал проскальзывать.
Но в таком режиме можно доехать только до места, где есть возможность поменять ремень на новый. При этом не стоит превышать скорость в 60-70 км/ч.
Как поставить и правильно натянуть ремень ГРМ на ВАЗ-2114: видео
Ремень ГРМ должен иметь строго определенное натяжение.
При недостаточном натяжении он может бить по кожуху или перескакивать через зубья, что может повлечь нарушение фаз газораспределения.
Чем грозит не верное натяжение ремня ГРМ двигателю на ВАЗ-2114?
Ремень ГРМ практически сполз
Обратите внимание на зазор от ремня к двигателю, он неравномерный. При значительном смещении ремня может наблюдаться картина аналогичная его полному обрыву
Поэтому необходимо уделять серьезное внимание правильному натяжению ремня ГРМ, как при его замене, так и в процессе эксплуатации автомобиля. Вы можете это сделать самостоятельно, но будьте внимательны и обязательно придерживайтесь инструкции ниже
При значительном смещении ремня может наблюдаться картина аналогичная его полному обрыву
Поэтому необходимо уделять серьезное внимание правильному натяжению ремня ГРМ, как при его замене, так и в процессе эксплуатации автомобиля. Вы можете это сделать самостоятельно, но будьте внимательны и обязательно придерживайтесь инструкции ниже
Правильное натяжение (порядок и процесс)
Перед тем как приступить к натяжению ремня ГРМ, необходимо заглушить двигатель после работы на холостом ходу на нейтральной передаче. В этом случае коленчатый вал двигателя остановится в том положении, когда все силы действующие на него, будут уравновешены. Теперь приступаем к натяжению.
- Снимаем защитный кожух ремня. Кожух снят. Проводим осмотр ремня
- Вращаем коленчатый вал в сторону движения часовой стрелки. Засечка на маховике встает против промежуточного значения на шкале. Метка шкива распределительного вала совпадает с делением на маховике.
- Вращением коленчатого вала в обратную от хода стрелки часов сторону, передвигаем метку на шкиве распредвала ниже, чем метка маховика на два зубца. Тут тоже совмещаем
- Ремень натянут правильно, когда применив усилие от 1,5 до 2,0 кгс в середине между шкивов распределительного и коленчатого валов, ремень может быть прокручен на 90˚.
- Когда степень натяжения меньше требуемой, необходимо вращать коленвал по направлению стрелки часов, пока не совпадут метки распредвала и маховика. Теперь необходимо отпустить гайку фиксирующую ролик натяжения, довернуть коленчатый вал на 10 – 15˚ и зажать гайку крепящую ось.
- Делаем два оборота коленчатого вала в сторону движения стрелки часов, пока не совпадут метки на распределительном валу и маховике, после этого необходимо повернуть в обратную сторону, до тех пор пока метка на шкиве распределительного вала сместится ниже метки маховика на два зубца. Повторно определяем степень натяжения ремня ГРМ. Подробнее о выставление меток см. «Выставляем метки ГРМ на 8-ми клапанной ВАЗ-2114».
- В том случае, когда натяжение не соответствует нормальному, необходимо снова выполнить все шаги натяжения.
- При нормальной степени натяжения ремня необходимо затянуть гайку натяжного ролика приложив усилие 4 кгс*м. Затем устанавливаем защитный кожух ремня. Избыточное натяжение нежелательно, т.к. может повлечь повышенную нагрузку на подшипники помпы и натяжного ролика и их преждевременный выход из строя.
Видео замены и натяжки ремня ГРМ на ВАЗ-2114
Не верное натяжение ремня ГРМ приведёт к его ускоренному износу.
Ускоренный износ ремня ГРМ из-за не верной затяжки.
Двигатель на ВАЗ-2114 при обрыве ремня ГРМ клапана не гнёт, но всё-же, существует риск встать ночью в тёмном поле в нашей большой стране. Повезёт, если ремень оборвётся у дома или на работе, а не в дальней поездке. Чтобы этого не произошло, необходимо правильно выставить ремень ГРМ, как мы писали выше!
Проверка, регулировка и замена приводных ремней
При использовании приводные ремни понемногу растягиваются под воздействием генератора, водяного насоса и вентилятора (если он есть). Кроме того, состояние ремней зависит от их возраста и степени скручивания.
Принцип работы приводных ремней
Ремень крепится к шкиву с V-образной канавкой и управляет генератором и водяным насосом с вентилятором, передавая вращательное движение от коленчатого вала.
Растянутые ремни часто проскальзывают и соскакивают со шкивов. Потрескавшиеся ремни в конечном итоге рвутся. Необходимо проверять натяжение и общее состояние ремней по меньшей мере один раз в месяц.
О порванном ремне обычно свидетельствует сигнальная лампа зажигания или прекращение работы генератора.
Перегрев двигателя или внезапно разрядившаяся батарея, могут указывать на то, что ремень провис или соскочил со шкива.
Как правило, ремень проскальзывает при большой загруженности генератора – например, когда одновременно включены фары и отопитель заднего стекла. В этом случае сигнальная лампа не загорается, но батарея не заряжается на полную мощность и в конце концов изнашивается.
Помимо этого, под влиянием избыточной температуры сам ремень изнашивается гораздо быстрее. Как правило, в первую очередь трескается его внутренняя поверхность.
С другой стороны, избыточное натяжение ремня увеличивает нагрузку на генератор и шестеренки насоса, что вызывает преждевременные поломки.
Перед проверкой ремней извлеките ключ зажигания, чтобы предотвратить возможные травмы от внезапно включившегося двигателя.
При обнаружении трещин, потертостей, разрывов и выпуклостей ремень необходимо заменить. V-образные канавки на шкивах также нуждаются в осмотре. Убедитесь, что они не являются причиной повреждений. Канавки должны быть чистыми, гладкими и ровными. Проследите за тем, чтобы они полностью совпадали с ремнями и не перекручивали их.
Любое несоответствие обычно означает, что генератор был закреплен неправильно.
Механизм натяжения промежуточного колеса
В некоторых автомобилях присутствует вспомогательный механизм, который позволяет быстро и четко отрегулировать степень натяжения ремня. Ослабьте гайку на регулировочном винте и вращайте его до тех пор, пока ремень не натянется до нужной степени. Закрепите гайку и проверьте натяжение.
Как правило, провисший или соскочивший ремень издает пронзительный визг. Этот звук меняется в зависимости от скорости вращения двигателя.
Не пытайтесь устранить его, смазав ремень маслом. Это может вызвать непредвиденные повреждения и поломки. Кроме того, липкий и мокрый ремень будет по-прежнему скрипеть даже после регулировки.
К примеру, его болтающиеся концы часто задевают элементы электропроводки, перерезают шланги или даже проминают радиатор. Если вы предполагаете разрыв, отключите двигатель как можно быстрее.
Составной шкив
В месте крепления генератора к неподвижной опоре обычно присутствует составной шкив, позволяющий снять или отрегулировать ремень. В конструкцию входят два вогнутых диска, скрепленных между собой, и несколько прокладок (шайб).
На рисунке изображена внешняя половина шкива с гайкой, прокладкой и дополнительной шайбой.