Виды нагрузочных вилок
К наиболее распространенным нагрузочным вилкам относят:
- ВН-1;
- НВ-01;
Особенности ВН-1
Нагрузочная вилка разработана для тестирования аккумуляторных батарей с выходной мощностью 12Вольт и максимальной емкостью до 190 Ампер*часов. Основные характеристики устройства:
- Рабочие температуры – от нуля до 35 градусов по Цельсию;
- Диапазон мощности – 0-15 Вольт;
- Уровень сопротивления спирали для присоединения к батарее – 0.1 Ом с погрешностью в 10%;
- Возможность кратковременной работы в режиме нагрузки с продолжительностью в 5 секунд и перерывом в четверть минуты.
Данная модель нагрузочной вилки считается устаревшей и не очень распространена. На замену данного устройства пришла НВ-01.
Инструмент ВН-1
Нагрузочная вилка НВ-01
Данный инструмент отличается большей точностью измерений и всеми характеристиками на более высоком уровне. Приобрести можно практически в любом магазине, специализирующемся на реализации товаров для автомобилистов. Рабочие характеристики данной вилки:
- Погрешность при измерении не превышает 2.5%;
- Работа измеряющего прибора осуществляется в диапазоне от нуля до 15 Вольт;
- Максимальный уровень нагрузки электрического тока для аккумуляторов с предельной емкостью от 15 до 100 Ампер*часов равняется 100А, для накопительных элементов емкостью от 100 до 190 А*ч – 200 Ампер;
- Рабочие температуры, при которых допустимо использовать, – от -30 до 60 градусов по Цельсию;
- Разлет в максимальном сопротивлении спирали 0.1 Ома + погрешность в 5%.
Нагрузочная вилка НВ-02
Прибор предназначен для работы и тестирования аккумуляторных батарей с повышенной емкостью. Применять можно с накопительными элементами емкостью от 15 до 240 Ампер*часов при выходной мощности в 12 Вольт. Параметры устройства во многом повторяют НВ-01. Различия составляют большая максимальная емкость и более узкий диапазон температур, от -20 до 60 градусов по Цельсию. Таким образом, устройство предназначено для диагностики на грузовом и строительном транспорте.
Особенности НВ-03
Данный прибор является дальнейшим усовершенствованием НВ-02. В отличие от своих аналогов, эта нагрузочная вилка оснащена цифровым дисплеем, отображающим напряжение на выходе. У более ранних моделей показатели вольтметра определялись при помощи стрелочки и шкалы измерений. Технические характеристики НВ-03 следующие:
- Максимальная погрешность достигает 0.5%;
- Устройство может работать с аккумуляторными батареями мощностью от 0 до 16 Вольт;
- Устройство имеет встроенное цифровое табло, с отображением значений напряжения на выходе;
- Присутствует несколько режимов работы с возможностью переключаться между ними при помощи кнопок.
НВ-04
Модель представляет собой универсальное устройство для тестирования АКБ с большей нагрузкой. Главным преимуществом данного инструмента является универсальность. Возможно провести тестирование практически всех аккумуляторов, представленных на рынке. Также при помощи НВ-04 тестируют отдельные части аккумуляторной батареи под напряжением в 2 Вольта.
Технические параметры устройства:
- Возможность проводить высокоточные измерения с погрешностью, не превышающей 0.5%;
- Максимальная мощность работы измерительного прибора – от 0 до 32 Вольт;
- Максимальные токи нагрузки при 12В – до 50 Ампер, при 24 В и 2В – до 100 Ампер;
- Уровень сопротивления спирали для присоединения к частям аккумулятора – 0.01-0.02 Ом, по 24 вольтовой линии – 0.2 Ом;
- Устройство можно применять в широком диапазоне температур – от -20 до 60 градусов по Цельсию.
Главное преимущество данного инструмента заключается в том, что возможно с повышенной точностью проверить емкость и работоспособность как целой батареи, так и отдельных элементов. При подключении спирали время замера составляет 10 секунд, что быстрее практически всех аналогов. К тому же оснащение цифровым дисплеем и наличие кнопок для управления делают данную батарею одной из лучших в эксплуатации.
НВ-04
Как правильно проверить аккумулятор?
Замер показаний тестером состоит из двух этапов. Первоначально измеряются показания вольтметра без нагрузочного сопротивления. На втором этапе, нагрузочное сопротивление включается. Полученные результаты сравниваются, и на их основании делается вывод о состоянии аккумулятора.
Перед тем, как приступить к замерам аккумулятора этим прибором, внимательно ознакомьтесь с некоторыми правилами:
- Двигатель не должен работать как минимум 6 часов перед проверкой. Лучше всего снимать показания после того, как машина простояла ночь в гараже (на улице).
- Уровень электролита должен быть в норме. Это касается каждой банки. Если его уровень ниже нормы, доведите до нормы, путем добавления дистиллированной воды.
- Плотность электролита должна быть в пределах 1,27 гр/см3 при умеренном климате и в пределах 1,34 гр/см3 в условиях пониженной температуры (мороза)
- Все пробки батареи должны быть плотно закручены.
- Не подключайте измерительную вилку к АКБ более, чем на 10 секунд – это может вывести ее из строя.
- Клеммы аккумулятора должны быть полностью очищены от окиси.
- Для легкового авто подойдет использование одной спирали сопротивления, так как аккумуляторы таких машин небольшой емкости. Для АКБ грузовых авто и спецтехники придется использовать две спирали сопротивления, так как батареи в таком транспорте повышенной емкости, не 12v а 24v.
Это интересно: Что такое десульфатация аккумулятора и как произвести её в домашних условиях
Измерение под нагрузкой
Правильная проверка аккумулятора осуществляется двумя способами: без нагрузки и с нагрузкой. Изначально рассмотрим вариант с нагрузкой.
Измерять данным способом показания, можно только в случае неполной (75% и ниже) зарядки аккумулятора. Частое измерение таким способом негативным образом влияет на состояние батареи, поэтому не рекомендуется проводить его часто. Проверка АКБ под нагрузкой дает информацию об общей исправности источника питания.
Порядок действий выглядит следующим образом:
- В заглушенной машине включите на несколько минут фары, затем отключите их и через пару минут можно приступать к снятию измерений.
- Подсоедините минусовой провод к клемме «минус» на аккумуляторе, а плюсовой с подсоединенным правым электродом – к клемме «плюс» на 5-7 секунд, за время которых вы должны определить значение, которое показал вольтметр.
- Сравните показания с таблицей, приведенной внизу данной статьи.
Проверка АКБ без нагрузки
Очень полезная процедура, которая поможет автолюбителю определить, нужна батареи подзарядка или нет, причем это можно сделать в любом месте.
Порядок действий следующий:
- Включите на 3-5 минут фары автомобиля на ближнем свете, после чего выключите их и подождите 1-2 минуты.
- К предварительно очищенным клеммам АКБ подсоединяется прибор, при правильном сочетании полярности. Минусовой провод – к клемме «минус» на батареи, а плюсовым проводом с подсоединенным к нему электродом (левым) – к клемме «плюс».
- Запоминаем показания и сравниваем их с таблицей, описанной ниже.
Данный способ помогает с легкостью определить уровень заряда батареи вашего авто, главное – не перепутать полярность подсоединения нагрузочной вилки к клеммам источника питания.
Полезное видео
Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность Изготавливая самодельную нагрузочную вилку, можете воспользоваться этим полезным видео.
- Нельзя использовать батарею, если аккумуляторные клеммы покрыты окисью. Необходимо их зачистить перед использованием.
- Измерять напряжение можно только после отключения АКБ от автомобиля и только после 6 и более часов после заглушения мотора. Батарея все эти 6 часов также должна провести в выключенном состоянии перед подключением к вилке.
- Подключение щупов происходит к каждой баночке отдельно !
- Если подключать нагрузочную вилку к источнику питания больше, чем на 6-10 сек., собранный прибор быстро выйдет из строя.
- Уровень электролита для диагностики должен быть на нормальном уровне. При пониженном – доливается дистиллированная вода.
- Запрещается хранить прибор рядом с аккумуляторами и подобными устройствами.
- После использования необходимо хорошо проветривать помещение.
Заключение
Использование аккумуляторной батареи с низким зарядом в машине грозит тяжелыми последствиями и долгим ее восстановлением. Для нормальной работы транспортного средства водитель должен регулярно проверять АКБ
Нагрузочная вилка является прибором, помогающим продиагностировать работоспособность этой немаловажной детали машины
Диагностика состояния главного источника питания в автомобиле может проводиться разными способами. В ход идут как приобретенные заранее в автомагазинах приспособления, так и приборы, изготовленные собственноручно. Одним из таких аппаратов является нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками собранная из подручных материалов.
В процессе сборки потребуются определенные навыки работы с электроприборами, а также небольшие, хотя бы школьные знания электротехники. Необходим будет набор инструментов и комплектующих. Полезное изобретение прослужит достаточно долго при правильном обращении и уходе.
Перед тем как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками, необходимо знать, что данным аппаратом автомобилисты пользуются для контроля двенадцативольтных АКБ. При правильной компоновке удастся также тестировать батареи иного, более высокого вольтажа. Однако для такого случая придется воспользоваться дополнительной нагрузочной пружиной.
- Замеры в первую очередь проводят без накидывания нагрузочного сопротивления. Операция начинается спустя около 5–7 часов после полной остановки двигателя.
- Захват прибора, которому соответствует «плюс», подключается к положительной клемме аккумулятора. Пружина в такой ситуации не используется.
- Захватом с «минусом» на приборе касаемся отрицательной клеммы и следим одновременно за показаниями вольтметра. Таким образом ведется мониторинг разъединенной аккумуляторной цепи.
- Замеры записываем и проводим сравнение с параметрами, указанными в инструкции к аккумулятору. На основании сходства либо различия делаем выводы о текущем состоянии батареи.
- Для замеров под нагрузкой необходим полностью заряженный автономный источник электроэнергии, поэтому на некоторое время придется подключить АКБ к зарядному устройству.
- После выключения зарядного аппарата проводим все те же мероприятия с вилкой, что осуществлялись на батарее без дополнительной нагрузки.
Автомобилисты должны приготовиться, что во время соединения отрицательных контактов между собой от АКБ и вилки появляются искры. Также необходимо для обслуживаемых батарей держать пробки завинченными.
Брать голыми руками контакты после замеров сразу не рекомендуется, так как во время замеров они существенно нагреваются . Желательно подождать немного, чтобы они остыли.
Конструктивные особенности, разновидности приборов
Электрические нагрузочные вилки предназначены для проверки состояния аккумуляторных батарей, а также выполняют тестирование электрогенератора и других компонентов бортовых электросетей.
Стандартный прибор представляет несложную конструкцию, в частности, нагрузочный резистор с высокой мощностью, в котором имеется вольтметр и два щупа. Один из щупов размещается в цельнометаллическом корпусе. Стальной штырь подключается к вольтметру в месте минусового выхода, который расположен на тыльной стороне. Толстый провод выходит от плюса устройства, а зажим находится также на тыльной поверхности. С его помощью подсоединяется нагрузочная вилка к клеммам и две гайки, к которым выполняется подсоединение нагрузочного сопротивления.
Это одни из простейших приборов, которые справляются с быстрой проверкой технического состояния аккумулятора автомобиля.
Нагрузочная вилка позволяет провести ряд измерений:
- напряжение на клеммах батареи под рабочими нагрузками и без них;
- выходное напряжение электрического генератора;
- способность удерживания заряда;
- техническое состояние батареи, наличие замыканий, сульфитация пластин;
- время рабочего ресурса.
Она считается эффективным прибором проверки, позволяющим провести быстрое оценивание состояния аккумулятора и принять решение о его ремонте, дальнейшей эксплуатации или полной замене. Она по праву занимает лидирующие позиции среди инструментов и автомобильных приборов-помощников владельцев автомобилей, систематически диагностирующих все системы и функции четырехколесного друга. Регулярная проверка придает уверенности в завтрашнем дне, благодаря тому, что аккумуляторная батарея не подведет в дороге.
В настоящее время существуют несколько разновидностей приспособлений для проверки АКБ, позволяющих выполнить самостоятельный анализ отдельных компонентов электроцепей транспортных средств. К распространенным моделям относятся ВН-1, НВ-01, разработанные для аккумуляторов емкостью 190 А/ч и напряжением 12 В. Вторая модель считается более совершенной, позволяет проводить измерения с точностью в 2,5%, обладает диапазоном измерения напряжений 0-15 В, широким диапазоном температур и другими характеристиками.
Это интересно: Как своими руками сделать нагрузочную вилку для аккумулятора?
Большой популярностью пользуются модели НВ-02, НВ-03. Существенным плюсом НВ-03 являются такие важные характеристики, как точные проведения измерений, достигающие 0,5%, диапазон работы измерений напряжений 0-16 В, оснащение цифровой жидкокристаллической панелью и наличие кнопочных переключателей рабочих режимов.
Батарея не держит нагрузку: что делать
Когда мы выполняем проверку батареи, используя для этого нагрузочную вилку, сначала напряжение снижается, а лишь после этого оно начинает возрастать. В тех случаях, когда продолжается падение, можно делать вывод о том, что АКБ вышла из строя и подлежит замене.
Тестирование автомобильного аккумулятора само по себе не является панацеей. В случае появления регулярных проблем нужно также тестировать всю бортовую сеть на предмет возможных утечек, а также проанализировать, в каком состоянии находится генератор. К примеру, нередко возникает необходимость в замене реле-регулятора, которая приводит к перезаряду или недозаряду автомобильной АКБ. Если своевременно не заменить его, то аккумулятор не отслужит предназначенный ему ресурс.
Сколько должен держать аккумулятор на автомобиле, зависит не только от его производителя, но в большей степени от срока его службы и окружающих температурных условий. Однако излишне частое его тестирование может навредить батарее и сократить срок её службы, поэтому злоупотреблять такими проверками не стоит. Кроме того, до начала тестирования АКБ не должна работать хотя бы 7-8 часов. Не стоит забывать делать перерывы между замерами по 5 минут минимум для того, чтобы успевали остывать нагревающиеся элементы. Во время проверки необходимо выкручивать пробки на обслуживаемых аккумуляторах.
Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
Проверка без нагрузки
Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.
Алгоритм действий следующий:
- Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
- Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
- Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
- Зафиксировать результат.
Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 12,7-13,2 | 12,3-12,6 | 12,1-12,2 | 11,8-12 | 11,5-11,7 |
Уровень заряда | 100 % | 75% | 50% | 25% | 0% |
Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)
Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.
Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.
Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.
Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.
Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.
Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.
Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.
Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.
Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.
В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.
Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.
Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.
Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.
Принцип действия и устройство
Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если разобраться, что такое нагрузочная вилка технически, то она включает вольтметр, резистор, выполненный в виде спирали сопротивления, к которым подсоединены два щупа. Выглядит эта конструкция, как небольшой металлический короб с проводами и зажимами:
С помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от укомплектованности конкретного аппарата. Для чего нужна и какую информацию может дать нагрузочная вилка:
- измерить выходное напряжение генератора, но не всегда;
- проверить степень заряда;
- определить как долго аккумулятор сохраняет резерв электроэнергии;
- узнать ресурс АКБ;
- выяснить есть ли замыкание между пластинами;
- оценить сульфатацию пластин и другие второстепенные параметры состояния источника питания.
Зажимы позволяют подключить прибор к клеммам автомобильной батареи или другим элементам электрической цепи. Принцип работы аппаратов, укомплектованных амперметром, подойдёт и для измерения силы тока. Но главная отличительная черта — это количество спиралей. Каждая обладает сопротивлением 0,1-0,2 Ом и рассчитана в 100 А. Когда она одна, можно проверять уровень заряда АКБ малой ёмкости, если две — большей. Также устройство разных моделей отличается по следующим характеристикам:
- диапазон работы вольтметра;
- температура эксплуатации;
- проверочная сила тока;
- точность измерений;
- предназначение: для щелочных или кислотных аккумуляторов.
Тестеры создают такую же нагрузку, которая возникает во время запуска. Даже самая простая модель подходит для проверки аккумулятора ёмкостью до 190 А*ч. Этого хватает для анализа работоспособности АКБ большинства типов транспортных средств — от легковых до грузовых. Для любых условий можно найти оптимальную модель, благодаря их широкому ассортименту и многообразным дополнительным функциям.
Что такое нагрузочная вилка и как она работает?
Нагрузочная вилка
В самом простом варианте исполнения нагрузочная вилка для проверки автомобильных аккумуляторов состоит из следующих обязательных пяти элементов:
- Вольтметр.
- Нагрузка.
- Силовые контакты.
- Тестовая кнопка.
- Корпус.
Схема прибора выглядит следующим образом.
Схема нагрузочной вилки
Вольтметр выполняет всего две функции. Во-первых, отображает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Во-вторых, делает то же самое, но уже с нагрузкой. Первая функция позволяет предварительно оценить уровень заряженности АКБ. Вторая — служит для оценки способности аккумулятора держать нагрузку.
Собственно, сама нагрузка — это резистор определенного сопротивления, выполненный из тугоплавкого металла. Чаще всего представляет собой сложенную зигзагом (чтобы уместить длинную деталь в компактный корпус) пластину. Её параметры подбираются в зависимости от того, какой силы ток требуется «выжать» из АКБ. Сделать это очень просто. Зная номинальное напряжение тестируемого аккумулятора и ток нагрузки, по закону Ома подбирается соответствующее сопротивление. В целом, задача нагрузки — имитировать потребление энергии стартером.
Силовые контакты — как правило, один толстый (и короткий) провод с зажимом типа «крокодил», а также металлический щуп, вмонтированный прямо в корпусе нагрузочной вилки. Кстати, вилкой инструменты этого типа называются потому, что раньше силовых щупов было два, и они отдалённо напоминали внешним видом этот столовый прибор. Контакты подсоединены напрямую к вольтметру, а также через кнопку к нагрузке.
Нагрузочная вилка старого образца
Работает нагрузочная вилка следующим образом. Как только оба силовых контакта подсоединяются к клеммам аккумуляторной батареи, вольтметр показывает напряжение без нагрузки. Далее, если нажать на тестовую кнопку, в цепь включается силовая нагрузка, имитирующая автомобильный стартер в работе. Вольтметр, при этом, показывает напряжение на клеммах АКБ, и по этим значениям можно определить его просадку.
Интересные факты из эксплуатации аккумуляторных батарей
Сколько потребляет стартер зимой, каков минимальный порог вольтажа для его срабатывания и сколько прокруток он может совершить в -20°C, прежде чем сядет аккумулятор? Как оценить степень заряженности АКБ только с помощью мультиметра, и как часто пользоваться зарядным устройством? Обо всем этом рассказывают эксперты журнала.
Батарея и стартер
Максимальный пусковой ток электромотора стартерного механизма на переднеприводных Ладах – не более 400 А. Зимой, как правило, дело доходит до 350 А. Летом требуется меньше – порядка 200 А.
Если сделать последовательно 5 попыток запуска двигателя при -20°C, аккумулятор сядет. Результат получен при определенных условиях:
- Емкость АКБ – 60 А*ч.
- Изделие заряжено: при комнатной температуре тестер показывал 12,7 В.
- Батарея ночевала на улице.
- Длительность 1 попытки безуспешного запуска – 10 секунд.
- Машина – Lada Priora.
- Масло – полусинтетика Liqui Moly 10W-40.
11,9 В без нагрузки при температуре +15°C – минимальное напряжение, при котором двигатель еще может запуститься. Но ситуация опасна, поскольку при 11,9 В и ниже прогрессирует сульфатация.
Мультиметр – аккумулятор – ЗУ
Для оценки степени заряженности аккумулятора разработаны таблицы, увязывающие напряжение на клеммах с % заряда по шкале от 0 до 100%. Критическим принято считать 10,8 В. Это глубокий разряд. Обычная батарея переносит не более 2-3 таких предельных режимов.
Раз в два месяца при смешанном цикле езды. Такова периодичность подзаряда АКБ летом, весной и осенью. Зимой частота увеличивается до 2-3 недель при -10°C за бортом. При эксплуатации при температуре ниже -25°C зарядка должна производиться 1 раз в 5 дней.
В начале очередной недели, собравшись на работу, начал заводить машину. В ответ услышал щелчки реле запуска и больше ничего, даже попытки прокрутить не было. Треск/щелчки доносились из-за приборки, сама приборка мигала как цветомузыка.
По прошествии состояния паники, когда мозг начал соображать, стал проверять аккумулятор.
Замер напряжения тестером без нагрузки
:11,8В (Ого!) Замер«с нагрузкой» — включаем зажигание, фары дальний свет, обдув:6В (Фигассе!)
Еще проверил соединение на массу, осмотрел клеммы на наличие окисла. Все в порядке.
Машина стояла на стоянке все выходные.
Далее по тексту привожу информацию, которую удалось выудить в интернете, соответственно на авторство многих утверждений не претендую.
Теория. Часть 1
При измерении тестером заряженая на 100% АКБ должна показывать без нагрузки12.5В — 12.66В12.4В — 75% 12.2В — 50% 12.0В — 25% 11.8В — 0% Если напряжение ниже 11В — рекомендуют выкинуть АКБ, иначе можно вывести из строя генератор или зарядку — как утверждают. С нагрузкой напряжение должно быть не меньше 11В, держаться порядка 10 сек. Еще можно скинуть любую клемму и в разрыв цепи подсоединить тестер в режиме амперметра, он должен показать30-40мА Если ток больше — утечка. Во время езды генератор должен показывать на исправной, заряженой батарее не ниже13В и не более15.5В————————————————————————— Поскольку предыстория аккумулятора неизвестна, да и показатели измерений не внушили надежд, пошел за новым.
Для тех, кто любит все оригинальное, оригинальный каталог выдает целую линейку АКБ с параметрами от 44А/ч / 200А
до95А/ч / 450А .
Можно выбрать исходя из своих предпочтений, главное определиться с размерами, чтобы поместились в отсек.
Я купил вот такую АКБ
По габаритам достаточно хорошо влезла:
Купил по такому случаю нагрузочную вилку, решил ради спортивного интереса проверить старую батарею (тоже BOSCH кстати). Все измерения рекомендут проводить спустя примерно 24 часов после остановки двигателя — если проверка на машине, иначе измерения считаются недостоверны.
Прибор: Нагрузочная вилка НВ-01 Предгазначен для: — определения степени заряженности и исправности АКБ; — проверки исправности генератора с помощью высокоточного вольтметра. Вилку подсоединяют клеммой к минусовому контакту АКБ. Вилка имеет два ножевых контакта «В» — измерение напряжения, «Н» — измерение нагрузки.
Теория. Часть 2
АКБ до изерений находилась в состоянии электрического покоя не менее 24 часов Делаем замер нагрузочной вилкой напряжения «В» АКБ на холостом ходу. При этом степень заряженности оценивается:>12.7В — 100% 12.5В — 75% 12.3В — 50% 12.1В — 25% 10.2В — 100% 9.6В — 75% 9В — 50% 8.4В — 25%
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой: основные действия
При желании узнать, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, и выполнить работу самостоятельно, требуется предварительно ознакомиться с инструкцией вилок, и выполнить ряд несложных действий:
- Предварительно замеряется на аккумуляторе напряжение в клеммах без использования нагрузочных сопротивлений. Для процедуры необходимо выждать до 7 часов после отключения подачи тока от зарядки на аккумулятор или полной заглушки авто. Прибор подключается зажимом с плюсом, а минусовый штырь вилки прикасается к минусовой клемме устройства, после чего проводится наблюдение за показаниями вольтметра. Это действие позволяет проверить напряжение разомкнутой аккумуляторной цепи.
- Сравниваются полученные данные с табличными значениями, на основании цифр подводится итог степени заряженности АКБ. Если показания зарядки достигают ста процентов, можно проводить измерение под нагрузками.
- Необходимые нагрузки подключают к прибору, после чего выполняются те же действия, что указаны выше.
При соприкосновении минусового штыря с клеммой возможно небольшое искрение, так как нагрузки аналогичны пусковому току двигателя
Важно обратить внимание на то, чтобы аккумуляторные пробки находились в развернутом состоянии. Между замерами желательно делать пятиминутные перерывы. Также не следует брать в руки штырь, так как он сильно нагревается
Нагрузочную вилку в подключенном состоянии оставляют на пять секунд, после чего снимаются показания
Также не следует брать в руки штырь, так как он сильно нагревается. Нагрузочную вилку в подключенном состоянии оставляют на пять секунд, после чего снимаются показания.
В зависимости от типа устройства, при хороших результатах АКБ можно продолжать эксплуатировать транспортное средство. Если же результаты неудовлетворительные, следует зарядить или полностью заменить аккумулятор. Напряжение заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12,6 В и выше, а если батарея не исправна, значение будет приближено к 11,5 В.
Процедура создает определенные нагрузки на батарею, а потому часто использовать вилку не рекомендуется
Важно выбирать наиболее подходящие модели вилок под тип аккумулятора. Если у вас остались вопросы о том, как пользоваться нагрузочной вилкой, для наглядности и понимания предлагаем ознакомиться с представленным ниже видео
Инструкция по проверке
Наибольшую сложность у автовладельцев вызывает проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
Но здесь нет ничего сложного — достаточно следовать приведенной ниже инструкции:
Проверка без нагрузки.
Перед проведением измерений отсоедините аккумулятор от зарядного устройства или снимите клеммы машины.
С момента последней поездки должно пройти не меньше семи часов. Проверку АКБ лучше всего производить утром, после ночного простоя машины.
Убедитесь, что уровень электролита в аккумуляторе на достаточном уровне. В обратном случае стоит долить дистиллированной воды.
Нагрузочная вилка является переносным устройством, поэтому ей можно пользоваться без демонтажа аккумулятора с автомобиля.
Главное, чтобы АКБ не была холодной — оптимальная температура устройства от 20 градусов и выше. Если же она меньше, необходимо демонтировать источник питания и занести в тепло.
В процессе проверки пробки на АКБ должны быть закручены (если изделие является обслуживаемым).
Далее действуйте так:
Подключите положительный провод (с клеммой нагрузочной вилки) к «плюсу» проверяемого источника питания.
Подсоедините металлический штырь («минусовой» вывод) к отрицательному полюсу.
Обратите внимание на показатели, которые отражаются на табло вольтметра.
В процессе проверки стоит ориентироваться на следующие параметры прибора (измерения производятся на ХХ):
- При напряжении 12,6-12,9 Вольт уровень заряда АКБ равен 100% (полный заряд).
- 12,3-12,6 В — 75%.
- 12,1-12,3 В — 50%.
- 11,8-12,1 В — 25%.
- 11,5-11.8 В — полный разряд.
Если проверка показала заряженность аккумулятора на 100 процентов, можно переходить к следующему этапу — проведению измерений под нагрузкой.
Таблица.
Проверка под нагрузкой.
Как отмечалось выше, к этой работе можно прибегать, если уровень напряжения на вольтметре составляет 12,6-12,9 Вольт.
Для начала необходимо прочесть инструкцию, где указаны подробные рекомендации производителя.
Нагрузка подключается с учетом информации в мануале, после чего коммутируется нагрузочная вилка.
Здесь алгоритм действий тот же, что и в прошлом случае. Учтите, что в момент прикосновения штыря вилки к «минусовому» полюсу появляется искрение из-за протекания большого тока в месте контакта.
В рассмотренной выше проверке время подключения нагрузочной вилки к аккумулятору не имеет значения. Здесь же этот нюанс важен.
В случае измерения под нагрузкой параметры должны сниматься на 5-ой секунде проверки, после чего вилка сразу отключается.
Удерживание измерительного прибора в подключенном состоянии больше пяти секунд запрещено.
В процессе измерения на приборе нагрузочной вилки высвечивается напряжение, по которому можно делать вывод об исправности и уровне заряда источника питания.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Что делать если в аккумуляторе замерз электролит
В случае, когда напряжение больше 9 Вольт, можно говорить об исправности источника питания. Если этот параметр меньше, стоит еще раз выполнить проверку. При неудовлетворительных результатах можно делать вывод выходе АКБ из строя.
Если аккумулятор разряжен не полностью, с помощью нагрузочной вилки можно определить уровень заряда источника питания:
- Если напряжение выше 10,2 Вольт, это говорит о максимальном заряде батареи;
- При 9,6 Вольта АКБ заряжена на 75%;
- 9,0 В — 50%;
- 8,4 В — 25%;
- Если напряжение меньше 7,8 В, аккумулятор полностью разряжен.
После проверки под нагрузкой необходимо провести первое испытание. Если в этом случае напряжение не возвращается до уровня 12,4-12,7 Вольт, имеет место проблема с одной или несколькими банками аккумулятора.
Таблица.
Злоупотреблять проверкой АКБ под нагрузкой не стоит, ведь частый разряд под большим током приводит к снижению ресурса изделия.
В процессе измерения запрещено прикасаться к металлическому штырю, ведь под действием высоких токов он сильно нагревается.
После каждого последующего измерения стоит делать паузу 3-5 минут для остывания штыря.
Купить нагрузочную вилку можно в магазине или сделать своими руками. При этом каждый автовладелец должен иметь такое изделие у себя в гараже, ведь переоценить его возможности и пользу невозможно.