Водяной насос ваз 2101-2107, 2121-2123 «евросальник», подшипник «шарик+ролик»

Замена водяного насоса на ВАЗ 2108 и 2109

Отремонтировать и заменить помпу на ВАЗ 2108/09 сможет даже неопытный автолюбитель. Потребуется стандартный набор инструментов — рожковые и торцевые ключи (на 10 и 17), отвёртки и т. п. Если планируется замена насоса, следует приобрести комплект, состоящий из самой помпы в сборе и уплотнительной прокладки, и силиконовый герметик. Кроме этого, для работы понадобятся ветошь, ацетоновый растворитель и канистра свежего тосола.

Ремкомплект для водяного насоса должен обязательно содержать новую прокладку

Как уже отмечалось, насос встроен в отверстие блока цилиндров двигателя. Приводной шкив насоса вращается ремнём привода газораспределительного механизма. Поэтому для демонтажа помпы сначала необходимо снять защитный кожух ремня и сам ремень. Но перед этим нужно выполнить ряд подготовительных операций.

  1. Отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.

  2. В заранее подготовленную десятилитровую ёмкость полностью сливается ОЖ. В рабочем состоянии в системе охлаждения ВАЗ 2108/09 циркулирует около 8 литров тосола. Если жидкость менялась недавно, её можно будет использовать повторно. Сливать охлаждающую жидкость на землю запрещено, так как она ядовита для растений и животных.

  3. Снимается ремень генератора. Для этого ослабляется гайка фиксации на натяжной планке, и генератор смещается в направлении двигателя. Ремень провисает и легко снимается.
  4. Для того чтобы после снятия ремня ГРМ не сбились настройки, приводные шкивы следует выставить по меткам. Это несложно. Домкратом вывешивается правое переднее колесо. Затем включается пятая передача. Медленно вращая колесо, метка на шкиве распределительного вала совмещается с неподвижной меткой на двигателе.
  5. Ослабляется натяжной ролик ремня ГРМ. Для этого отворачивается винт крепления, а ролик отводится в сторону от зубчатой передачи ремня.

После снятия ремня можно приступать непосредственно к демонтажу насоса. Ключом на 10 отворачиваются три болта крепления, и насос извлекается. Сделать это не всегда просто. Насос может «прикипеть» к месту посадки. В этом случае потребуются зубило и молоток, с помощью которых в гнезде аккуратно срывается слой старого герметика. После этого насос легко снимается.

Насос крепится тремя болтами к корпусу блока цилиндров

Полностью извлечь насос в обычном положении автомобиля невозможно — мешает кузов. Нужно слегка приподнять мотор. Для этого правую сторону автомобиля поднимают на домкрате — двигатель наклоняется.

Если есть помощник, можно обойтись без вывешивания кузова. Один человек с усилием тянет мотор в сторону, противоположную направлению выхода насоса из гнезда. Другой человек в это время вытаскивает помпу.

После извлечения водяного насоса производится осмотр лопастей крыльчатки. Они могут обломиться или потрескаться. Это происходит, если двигатель был сильно перегрет, или крыльчатка изготовлена из некачественного материала. Мелкие осколки лопастей обычно вываливаются через сливной кран.

Сколы на крыльчатке резко понижают производительность насоса

Для полной уверенности в том, что система охлаждения чиста, рекомендуется её промыть по следующему алгоритму.

  1. С поверхности двигателя ветошью и растворителем удаляются остатки герметика, пыль и мусор.

  2. Крепёжные болты очищаются от смазки, ржавчины и мусора. Перед установкой новой помпы на резьбу наносят тонкий слой герметика.
  3. Прокладка смазывается водостойким герметиком и новый насос аккуратно устанавливается на место. Иногда может потребоваться напрессовать помпу при помощи деревянной проставки.
  4. Болты затягиваются сначала вручную, затем при помощи ключей. При этом категорически запрещается перетягивать резьбу — может треснуть корпус насоса.
  5. Сборка производится в обратном порядке.
  6. Заливается свежая (или ранее слитая) охлаждающая жидкость.
  7. Из системы удаляются воздушные пробки.
  8. Запускается мотор, и система охлаждения проверяется на предмет утечек.

Профессионалы рекомендуют вместе с водяным насосом заменить и натяжной ролик. Для проверки исправности ролика следует повращать его руками. Если ролик вращается с затруднениями, слышен хруст — его нужно заменить.

Общепринято, что водяной насос следует менять через каждые 90 тыс. км пробега автомобиля. Однако цифра эта условная, зависящая от условий эксплуатации автомобиля. Очевидно, что в городском цикле с постоянными пробками и ограниченной скоростью движения система охлаждения будет изнашиваться быстрее, чем на трассе. Поэтому оценивать необходимость замены помпы следует по её реальному состоянию.

Как демонтировать и разобрать циркуляционный насос

Для выявления неполадок в работе изделия необходимо его демонтировать и разобрать. Демонтаж выполняется следующим образом:

  1. Насос отключается от электрической сети. Для отсоединения кабеля от клеммной коробки необходимо снять корпус с блока питания прибора. На этом этапе также можно убедиться в нормальной подаче питающего напряжения. Для этого достаточно посмотреть на индикатор прибора – он должен светиться.
  2. Перекрывается подача воды (боковые винтили), ее остатки в системе сливаются.
  3. Сам насос снимается с помощью отвертки-шестигранника. Если за время эксплуатации болты прикипели, смочите их средством WD Через 15-20 минут повторите попытку.

Демонтаж циркуляционного насоса

Как разобрать циркуляционный насос? Здесь также нет никаких сложностей. Он состоит из отдельных частей (модулей), которые собираются в единое целое с помощью винтовых креплений. Можно достать проблемный модуль и заменить его, если имеется возможность. Однако в некоторых случаях целесообразнее приобрести новый прибор.

Отдельные модули прибора

Причины выхода из строя

Не всегда центробежный насос доживает до плановой замены, так как существует немало других причин ее выхода из строя. В первую очередь неисправностью является снижение уровня антифриза в системе, что часто случается при повреждении сальника. Причины этому могут быть следующие:

  • резкие изменения температуры;
  • загрязнение, например, жидкая грязь, случайно попавшая под капот;
  • редкая смена антифриза (в нем может содержаться много масла и продуктов горения);

Выявить течь сальника реально по характерным подтекам, которые видны при внешнем осмотре. Если вы заметили стук со стороны этого агрегата, то это может указывать на выход из строя подшипника. При этом симптоме необходима немедленная замена помпы ВАЗ-2109, так как передвижение на таком автомобиле способно привести к заклиниванию насоса или смещению его вала.

Свидетельствовать о том, что насос неисправен, могут следующие признаки:

  • следы тосола на земле после стоянки автомобиля;
  • во время работы мотора слышны воющие звуки;
  • перегрев двигателя (обычно это случается из-за выхода ротора из строя).

Если вы не уверены, стоит ли заменять помпу, то желательно пощупать верхний шланг, идущий к радиатору. Если он теплый, то необходимо срочно заменять вышедшую из строя деталь.

В момент когда вы меняете шланг ГРМ, уберите кожух с агрегата и осмотрите его на целостность. В некоторых случаях водяной насос выходит из строя из-за брака или трещин на корпусе.

Помпа ВАЗ 2107

На автомобилях с жидкостной системой охлаждения одним из основных элементов, отвечающих за поддержание рабочей температуры двигателя, является помпа. Благодаря этому узлу обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости. При появлении проблем либо в случае выхода из строя водяного насоса, нормальная работа силового агрегата нарушается, что может привести к серьёзным последствиям и дорогостоящему ремонту.

Помпа обеспечивает циркуляцию ОЖ по системе охлаждения двигателя

Назначение

Работа помпы направлена на непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ) по рубашке охлаждения двигателя. Нагрев тосола происходит под воздействием трущихся элементов силового агрегата, а необходимое давление в системе создаётся посредством водяного насоса. Непосредственно охлаждение жидкости происходит в основном радиаторе, после которого ОЖ вновь поступает в рубашку охлаждения. Если циркуляция будет прервана хотя бы на 5 минут, произойдёт перегрев мотора

Вот почему так важно следить за исправной работой рассматриваемого узла

Водяная помпа ВАЗ 2101: конструкция и замена

Помпа копейки в сбореБудем разбираться, что такое помпа ВАЗ 2101, как она работает, да как проводится замена своими руками. Вы знаете, что этот агрегат способствует движению охлаждающей жидкости в системе. С его помощью происходит ее циркуляция по патрубкам, радиаторам охлаждения и печки. О том, как устроена печка на автомобиле ВАЗ 2101, какие у нее бывают поломки и о методах их устранения, будет рассказано в другой статье.

Назначение и конструкция помпы

Если обратиться к руководству по эксплуатации, то можно почерпнуть немного сведений о насосе, о принципе его работы. Начать стоит с того, что помпа ВАЗ 2101, цена которой составляет примерно 600-700 рублей, центробежного типа. Конструктивно она состоит из двух половинок. Одна постоянно закреплена на блоке двигателя, меняется редко, так как не содержит в себе движущихся элементов.Внешний вид помпы копейки с пластиковой крыльчаткойВторая же часть, в которой находится крыльчатка, подшипник и крепление шкива, съемная. Собственно, когда говорят о том, что необходимо менять водяной насос ВАЗ 2101, то имеют ввиду именно этот элемент. И никто не обращает внимания на то, что это не помпа, а всего лишь ее передняя крышка. Насосом же называется весь узел в сборе, включая выходы и входы для подключения патрубков системы охлаждения.Место установки жидкостного насоса копейкиВот и определились с тем, где корпус, а где крышка. Между ними стоит прокладка, которая защищает систему от появления утечки жидкости.

Последняя изготовлена из алюминия, в ней вращается ротор, на одном краю которого пластиковая крыльчатка. С другого края крепление для шкива привода.

Порядок разборки и ремонта помпы КамАЗ

После демонтажа помпы с двигателя, разберите насос в следующем порядке:

  • отогните стопорную шайбу и, удерживая валик от проворачивания за шкив, отвер­ните колпачковую гайку;
  • снимите крыльчатку съемником;
  • снимите уплотнительное резиновое кольцо с обоймой и упорное кольцо;
  • снимите сальник;
  • выверните болт, снимите шайбу;
  • снимите шкив съемником;
  • снимите шпонку и пылеотражатель;
  • снимите стопорное кольцо;
  • снимите вал в сборе с подшипниками;
  • снимите манжету.

Для ремонта водяного насоса КамАЗ вам могут понадобиться запасные части, входящие в ремонтный комплект:

  1. Манжета армированная
  2. Сальник
  3. Вал
  4. Подшипник вала 1160305-А
  5. Подшипник вала 1160304-К
  6. Уплотнительное кольцо
  7. Стопорное кольцо
  8. Шпонка вала
  9. Крыльчатка

В процессе эксплуатации помпы, обратите внимание, что отверстия выполненные в корпусе водяного насоса не должны быть закупоренными. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между уплотнением и подшипником

Нижнее отверстие предназначено для контроля герметичности торцового уплотнения и одновременно выполняет функцию дренажного отверстия. При выявлении течи рабочей жидкости из нижнего отверстия торцовое уплотнение подлежит замене. Также осуществляете смазку подшипников через масленку.

https://youtube.com/watch?v=AJdX1MBac1U

Как проверить исправность помпы на автомобиле

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Как показывает практика, качественная помпа в среднем служит около 100 тыс. км. По этой причине водители обычно меняют водяной насос не сразу (если нет видимых поводов для замены), а параллельно второй замене приводного ремня газораспределительного механизма (через 100-110 тыс. км), стараясь совместить замену насоса с заменой антифриза.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ.  Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Как проверить работу помпы

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля

Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр

Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Неисправности насосной станции

Поломки, отключение могут быть по нескольким причинам:

  • обесточивание системы;
  • изношенность деталей насоса;
  • повреждение накопительного бака;
  • выход из строя автоблока.

Насосы по своей структуре довольно просты, что позволяет выполнять некоторые виды ремонта своими силами

Важно понять, почему насос перестал работать. Бывает достаточно загерметизировать трещину в баке или удостовериться в наличии электропитания. Если нахождение решения проблематично, следует вызвать специалиста

Если нахождение решения проблематично, следует вызвать специалиста.

Для информации. Ведущие производители продают насосные станции, у которых есть функция самодиагностики. Как правило, блок управления контролирует текущее состояние агрегата и может определить, что насос погружной в скважины функционирует в сухом состоянии, изношены подшипники, или имеются иные дефекты.

Диагностика неполадок

Типы водяных насосов, особенности устройства

Бытовые насосы составляют три основные группы, что зависит от свойств перекачиваемых жидкостей.Они могут быть:

  • Дренажные, предназначены для перекачки не очень сильно грязной воды, которые могут использоваться и для подачи чистой воды, что делает агрегаты универсальными. Применять такие аппараты можно для откачки жидкости из подвалов, затопленных паводковыми водами, или перекачать с их помощью воду из бассейна.
    Мотор аппарата хорошо защищен от проникновения внутрь корпуса воды. Надежный сальник защищает вал двигателя от влаги. Рабочее колесо, на котором расположены лопасти, при вращении вала внутри камеры, создает избыточное давление.
    Полости, находящиеся вокруг электродвигателя насоса, создают охладительный контур, что позволяет долгое время насосу работать без перегрева.
  • Агрегаты, подающие чистую воду, бывают: поверхностные, устанавливаются на некотором расстоянии от источника с водой, а всасывание происходит через жесткий шланг или заборный трубопровод. Воду можно засасывать из глубины до 9 метров.

Поверхностный насос

…погружные, частично или полностью опускаются в воду и затем подают ее наверх. Глубина забора жидкости может быть до 100 метров. Отсутствие трущихся деталей, постоянное охлаждение водой, защищает такие агрегаты от перегрева.

Канализационные устройства, служат для выкачки бытовых стоков, в которых содержатся твердые частицы. По конструкции – это дренажные насосы, но со специальным колесом, которое способно рубить крупные части грязи на более мелкие. Без таких агрегатов невозможно производить работу выгребных ям в загородных коттеджах.

Ремонт изношенной детали

Чтобы восстановить работоспособность помпы, нужно заменить основные детали — подшипник и сальник, при необходимости — крыльчатку. Подшипник продаётся в сборе с валом, сальниковый элемент и рабочее колесо — по отдельности.

Для разборки насоса приготовьте следующие приспособления:

  • съёмник типа «болт внутри болта», наружная резьба — М18 х 1,5;
  • вороток и метчик М18 с шагом резьбы 1,5 мм — первый и второй номер;
  • тиски;
  • молоток;
  • деревянную наставку.

Суть процедуры заключается в поочерёдном снятии крыльчатки, вала с подшипником и сальника. Работы ведутся в такой последовательности.

  1. С помощью съёмника выдавите вал из крыльчатки. Если рабочее колесо сделано из пластика, предварительно нарежьте в нём резьбу М18 х 1,5 под съёмное приспособление.

Как правило, функциональные элементы помпы не выходят из строя поодиночке. Лопасти крыльчатки отламываются из-за люфта на валу и удара о корпус, по той же причине начинает протекать сальник. Отсюда совет — разбирайте насос полностью и меняйте весь комплект деталей. Неповрежденное рабочее колесо и ступицу крепления шкива можно оставить.

Сборка выполняется в следующем порядке.

  1. Аккуратно запрессуйте новый сальник в гнездо, пользуясь наставкой из трубы подходящего диаметра.

При забивке вала обязательно проследите, чтобы отверстие на обойме подшипника совпало с отверстием под стопорный винт в теле втулки.

По окончании ремонта установите водяной насос на автомобиль, пользуясь приведённой выше инструкцией.

Видео: как восстановить помпу ВАЗ 2106

Помпа играет ключевую роль в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2106. Своевременное обнаружение неисправности и замена насоса избавит от силовой агрегат от перегрева, а владельца машины — от дорогостоящего ремонта. Цена запчасти мизерна сравнительно со стоимостью элементов поршневой и клапанной группы.

Внеплановая замена помпы ВАЗ 2106 производится в случае, если при эксплуатации силовой установки «шестерки» появляются стуки и шумы, которые не должны сопровождать работу насоса системы охлаждения жидкостного типа (помпы). Также замена всего изделия или, в крайнем случае, замена сальника помпы необходима при появлении течи в районе установки водяного насоса транспортного средства.

Способы извлечения сливного насоса

У разных моделей способ извлечения помпы отличается. Основные способы и у каких марок чаще всего встречаются:

  1. Разбор машинки через переднюю панель (LG, Simens, Bosch, машинки с аквастопом)
  2. Через дно, положив машинку на бок (Indesit, Ariston, Samsung, Ardo)
  3. Через заднюю крышку (Candy, Electrolux, Zanussi)
  4. У вертикалок: через боковую крышку

Через переднюю панель (LG, Simens, Bosch, машинки с аквастопом)

Пошаговый порядок демонтажа насоса:

Вынуть контейнер для стирального порошка и смягчителя. Снять верхнюю крышку. Обычно она крепится на задней стенке. Снять управляющий модуль. Демонтаж проводить аккуратно. Совет! Перед снятием управляющего модуля рекомендуется сфотографировать его расположение.
Снятие панели над люком. Демонтировать переднюю панель

Осторожно отсоединить провода от блокиратора и снять болты. Демонтаж с насоса деталей, обеспечивающих напряжение

Демонтаж шлангов идущих к насосу.

Теперь можно проводить ремонт насоса стиральной машины своими руками. Для этого устраняются засоры либо полностью заменяется деталь.

Через дно (Indesit, Ariston, Samsung)

Чтобы демонтировать насос через дно следует:

  1. Отключить машинку от сети, отсоединить шланги, уложить её на бок
  2. Снять переднюю планку на лицевой панели, за которой скрывается крышка фильтра
  3. Открутить два крепёжных болта, которые удерживают помпу
  4. Повернуть насос против часовой стрелки и вынуть его из пазов
  5. Открутить хомуты, удерживающие подводящий и выводящий шланг, снять клеммы
  6. Выкрутить 4 болта, соединяющие насос и фильтр

Через заднюю крышку (Candy, Electrolux, Zanussi, Ardo)

Последовательность демонтажа насоса через заднюю панель:

  1. Отключить машину от сети, открутить наливной шланг
  2. Вывернуть по периметру саморезы, удерживающие крышку
  3. Потянуть на себя заднюю крышку, снять её
  4. Отключить питание насоса, сняв клеммы
  5. Наклонить машинку, открутить 2 болта, удерживающих насос на дне
  6. Снять при помощи плоскогубцев хомуты, которые удерживают патрубки на насосе
  7. Убирать сливной шланг, вытащить насос

Через боковую крышку (вертикальные стиральные машины)

В моделях с вертикальной загрузкой достать насос через боковую стенку можно в следующей последовательности:

  1. Отключить прибор от всех коммуникаций, обеспечить доступ к технике
  2. Снять заливной шланг
  3. Выкрутить саморезы на задней стенке по краю (в некоторых моделях боковину удерживают ещё крепления спереди) модели и снять панель, потянув её на себя
  4. Снять клеммы
  5. Открутить удерживающие насос саморезы

Виды посадки диска на ось

Крыльчатка на станцию присоединяется различными способами.

  1. Коническая.
  2. Шестигранная.
  3. Цилиндрическая.
  4. Крестообразная.
  • Конусное крепление импеллера используют, если колесо и лопасти пластиковые. Процесс замены прост, именно поэтому конус применяют для пластика. Лопасти часто ломаются и требуют замены. Конусное колесо садится на вал очень плотно, и вращать его без включенного двигателя нельзя. Такой вид крепления используют в помпах с открытыми лопастями. В дополнение в ступичном валу просверливают резьбу. Надев на штырь, нагнетатель притягивают болтом. Весьма неэффективный способ. В данный момент уже редко кто использует такой вид крепежа.
  • Шестигранная посадка импеллера – более надежный вид установки колеса на вал. В центре диска вырезаны отверстия по кругу в форме шестигранника. Бывает и восемь граней, и четыре. Сам вращательный элемент двигателя также выполнен в форме шестигранника. Посадка очень плотная без уплотнительного кольца.
  • Цилиндрическое крепление. Чтобы колесо не вращалось отдельно от вала, на нем выделены стопорные кольца и выступы. Сверху закручивается контргайка. Минус цилиндра – необходимость точной подгонки вала и отверстия в крыльчатке, а также достаточно сложный процесс снятия.
  • Крестообразное крепление самое прочное. Используется для перекачки тяжелых жидкостей. Имеет вид креста с четырьмя или шестью лучами. Применяется в насосах с вертикальной и горизонтальной крыльчаткой. Крепление дублируется гайкой или болтом.

Установка новой помпы

Прежде чем установить новый насос охлаждающей жидкости, оцените его состояние – не должно быть на корпусе никаких повреждений, задиров. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, необходимо всю поверхность на блоке двигателя, к которой прилегает корпус помпы, зачистить до блеска и обезжирить. На прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой белого герметика. Слишком толстый делать не стоит – дольше сохнуть будет, да и надежность от этого пострадает, так как часть герметика может попасть внутрь системы охлаждения.

После этого устанавливаете прокладку и помпу на место, наживляете гайки, но не затягиваете их. Необходимо дождаться, когда герметик начнет застывать – для этого потребуется 15-25 минут. Только после того как он застынет, можно затянуть все резьбовые соединения крест-накрест для равномерности. На этом ремонт ВАЗ-2106 не окончен – потребуется установить на место все патрубки. Хомуты желательно использовать новые, замените и прокладку под трубкой, идущей к крану отопителя.

Заводской ресурс эксплуатации помпы

Срок службы водяного насоса зависит от поставщика изделия или, другими словами — от качества сборки помпы, используемых элементов и материалов. Не совсем качественная помпа может выйти из строя и через 10 тысяч километров пробега автомобиля. Ресурс хорошей детали может исчисляться и 100 тысячами километров без наличия признаков выхода из строя детали.

Специалисты рекомендуют устанавливать на автомобиль оригинальную водяную помпу от завода-изготовителя ТЗА (Тольяттинского Завода Автоагрегатов), которая обладает хорошим качеством и значительным сроком безаварийной эксплуатации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя база
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: