Как правильно переключать передачи на мотоцикле? верные советы для начинающих мотоциклистов

Как правильно переключать передачи (скорости) на мотоцикле?

Даже людям очень далеким от авто и мототехники известно, что для движения любого транспортного средства необходимо «переключать передачи». Иногда этот процесс еще называют «переключением скоростей», что не совсем корректно, но в целом отражает содержание взаимодействия двигателя внутреннего сгорания с колесами. Знание о том, как переключать передачи, является базовым для любого человека, который только приступает к осваиванию мотоцикла. В самом переключении нет ничего сложного. Но для начала следует понять ту принципиальную роль, которую играет передача крутящего момента в движении мотоцикла.

Зачем нужно переключать передачи

Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.

Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:

  • большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
  • при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.

И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.

Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.

Таким образом, потребность в дифференцированной передаче крутящего момента от двигателя к колесам приводит к необходимости специального передаточного механизма – трансмиссии или коробки передач.

Как переключаются передачи на мотоцикле

Как правило, у мотоцикла 6 передач. Плюс 1 нейтральная. Скорости переключаются педалью с левой стороны. Для этого в зависимости от модели мотоцикла, а также от того, нужно ли нам поднять или снизить скорость, ее приподнимают или на нее нажимают.

На большинстве мотоциклов переключение скоростей производится по такой схеме:

  1. Из нейтральной передачи в первую осуществляется нажатием на педаль.
  2. Повышение до всех последующих скоростей осуществляется приподниманием педали.
  3. Понижение передач с высшей до 1 совершается путем нажатия на педаль.

Переключение скоростей осуществляется при выжатом сцеплении и сбавлении (или сбросе) газа.

Как переключать передачи вверх:

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Повышаем передачу (+1).
  4. Отпускаем сцепление.
  5. Газуем.

Схема переключения скоростей вниз:

Правила переключения передач

Сразу дам основное правило того, КАК правильно переключать передачи: правильно переключать передачи нужно так, чтобы автомобиль шел максимально плавно, а люди в салоне не чувствовали никаких клевков, рывков и толчков в моменты переключения. И не верьте, когда говорят, что невозможно переключаться плавно на высоких оборотах двигателя или при интенсивном разгоне. Можно! Если у кого-то из ваших знакомых, кто это утверждает, машина дергается при переключениях – хоть на высоких оборотах, хоть при «газе в пол» – посоветуйте ему сменить прокладку. Между рулем и сиденьем, разумеется :) Хотя, это не обязательно говорит о низком уровне водительского мастерства, вполне возможно, человек умеет переключаться плавно, просто не заморачивается.

И еще одно правило того, КОГДА переключать передачи: правильно переключать передачи не по спидометру, не по шуму двигателя и не по ругани сидящего рядом автоинструктора или пассажира, а руководствуясь показаниями тахометра. Напомню, что водитель переключает передачи для изменения оборотов двигателя и получения нужных ездовых качеств. Подробнее о тахометре и его показаниях, читайте в статье «Крутящий момент двигателя». А здесь я ограничусь конкретными значениями и рекомендациями: при каких показаниях тахометра следует включать ту или иную передачу.

Какими бывают скоростные велосипеды

По типу трансмиссии велосипеды со скоростями можно поделить на три вида:

  • с двойной системой переключения: горные, шоссейные и гибридные велосипеды;
  • с одинарной системой передач – скоростные дорожные модели;
  • планетарные скоростные модели.
  • 3 х 7;
  • 3 х 8;
  • 3 х 9.

Устройство классической трансмиссии скоростного байка

На одну переднюю звездочку приходится несколько задних: большая звезда спереди сочетается с маленькими задними, и наоборот. Средние значения, например, 2 х 5 соразмерны с передаточным отношением синглспида. Управление переключателями осуществляется манетками, расположенными на руле: слева – передним, справа – задним переключателем.

Одинарная система переключения передач включает только заднюю кассету, один переключатель и, соответственно, одну манетку. Спереди цепь ходит только по одной ведущей звезде, как на синглспиде.

Дорожная модель с передачами

Городские велосипеды со скоростями дают возможность комфортнее передвигаться по дорогам с уклонами, имеют более развитую тормозную систему – передний и задний v-brake против барабанного заднего тормоза обычного байка.

Стоит отметить, что в городе скоростные дорожники ходят лучше, нежели горные: есть высокие передачи, большие колеса, геометрия заточена под движение по ровным дорогам.

Планетарная система переключения передач расположена во втулке заднего колеса. Трансмиссия с планетарной втулкой сочетает характеристики одинарной систем переключения и синглспида:

  • задний переключатель + манетка;
  • одна передняя и одна задняя звездочки;
  • цепь короткая, ходит прямо.

Переключение передач осуществляется при движении накатом, в отличие от классической системы, где цепь перебрасывается по звездам при педалировании.

Устройство многоступенчатой планетарки

Преимущества планетарной втулки:

  • механизм полностью защищен от грязи, воды, пыли;
  • долговечность;
  • не требует обслуживания и ремонта;
  • удобнее переключать передачи.

Недостатки планетарных втулок: существенный привес, высокое трение и низкая выносливость механизмов, высокая цена велосипеда. С учетом этого, планетарки целесообразно использовать только в условиях городской езды и на пригородных трассах.

Процесс переключения

При прямолинейном движении и во время поворота водителю требуется менять текущую скорость, выставленную на механике.

Делается это по определенному алгоритму, который можно представить в следующем виде:

  • Плотным движением левой ногой выжимается в пол педаль сцепления;
  • одновременно с этим необходимо отпустить ногу с педали газа;
  • плавно, но быстро выбирайте на коробке нужную передачу;
  • при прохождении рычага сначала возвращаетесь в нейтраль, а затем уже в необходимую скорость;
  • далее сцепление отпускается;
  • параллельно начинается работа педалью газа, чтобы не терять скорость и обороты;
  • после полного отпускания сцепления прибавляется хороший газ.

Каких-то строгих и жестких ограничений в плане последовательности перехода на скорости нет. Никто не заставляет переключаться в строго заданном порядке, от 1 и до последней передачи.

Но если вы будете пропускать скорости, тогда на разгон придется тратить больше времени и обороты начнут падать.

Зачем нужно переключать передачи

Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.

Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:

  • большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
  • при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.

И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.

Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.

Таким образом, потребность в дифференцированной передаче крутящего момента от двигателя к колесам приводит к необходимости специального передаточного механизма – трансмиссии или коробки передач.

Подготовка

Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки

Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки

Типичные проблемы:

  • подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
  • угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.

https://youtube.com/watch?v=sT7du7h7ZS0

Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость

Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.

Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.

Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.

Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.

www.motoking.ru

Цитирую Миша17:

«Порвать коробку» — это интересный термин.

Правильное соотношение передач

В зависимости от ситуаций на дорогах, качества трасс, выставляются те или иные скорости. Рассмотрим основные принципы на примере типичной трансмиссии 3х9.

На передних звездах (системе) лежит ответственность за выбор сложности трассы и езды:

  • Первая звезда – самая маленькая, выбирается, когда велосипед поедет по грязи, песку, бездорожью. Подъем в гору и каменистые трассы тоже проходят на ней;
  • Вторая – больше по размеру, подойдет для трассы с многочисленными поворотами, где велобайк ждет дорога без покрытия, ухабы и небольшие неровности;
  • Третья – самая большая, выбирается для езды по ровному шоссе, для максимальных скоростей.

Каждой из передних передач системы соответствует комплект задних (кассеты).

Кассета необходима для более точной настройки переключения передач велосипеда под конкретную ситуацию на дороге (например, спуск и подъем в гору). Нумерация задних звезд идет в обратном порядке по сравнению с передними. Первая – самая большая, далее нумерация увеличивается, а диаметр звезд уменьшается, в зависимости от количества в данной модели велосипеда.

Существует простая формула, по которой можно рассчитать, как правильно использовать переключение передач. Для этого общее количество задних передач делят на общее количество передних и получают соотношение задних для каждой из передних. Например, при трансмиссии из 3-х передних и 9-и задних звезд, каждой передней будут соответствовать 3 задние (9:3=3).

На примере легко можно сориентироваться в переключении передач:

  • По прямой и ровной шоссейной трассе велосипедисту рекомендовано использовать большую (третью) переднюю звезду, а значит, что к ней подойдут 9,8 и 7 задние звезды;
  • По проселочной дороге, с неровностями ездоку на велобайке стоит выбрать вторую переднюю и соответствующие ей 6,5,4 задние;
  • Если велосипедисту предстоит маршрут по горным трассам и подъемам, то переключение передней звезды надо установить на первую, маленькую. Комплект подходящих задних передач для нее – 3,2,1.

Такой расклад считается идеальным решением, но на практике допускается к комплекту задних звезд еще по одной. Например, к передней первой маленькой – 4,3,2,1.

4 ошибки при переключении

1. Нельзя переключаться и даже просто вращать педали при сильных колебаниях цепи

Если приподнять велосипед за седло и отпустить, то после удара заднего колеса о землю цепь начнёт болтаться и через какое-то время успокоится. Примерно то же самое (только часто более интенсивно) происходит и при езде по кочкам, съезде с бордюра тротуара, прыжках и т.п.

При попытке переключить при этом передачу или даже просто продолжении вращения педалей, цепь очень часто слетает или её вообще может заклинить между звездой и рамкой переднего переключателя. В любом случае это может быть достаточно опасно и в некоторых случаях чревато какой-нибудь поломкой, либо даже падением через руль.

В экстремальных горных дисциплинах риск слёта цепи практически исключён за счёт того, что на велосипед ставится одна передняя звезда (сингл-система или 1х) с переменной толщиной зубьев (Narrow-Wide), переключатель со специальной муфтой, которая уменьшает колебания цепи ( Plus у Shimano или Type 2 и выше у Sram) и успокоитель цепи. Но на велосипед с передним переключателем успокоитель цепи и NW-звезду не поставить, т.к. тогда не будет работать переключение скоростей.

2. Нельзя переключать передачи под нагрузкой

Достаточно частая ситуация, когда мы едем на тяжёлой передаче и перед остановкой (например, загорелся красный сигнал светофора) не сбросили её заранее на более лёгкую. И после начала движения для разгона нужно прилагать большие усилия или же тронуться с места и включить передачу пониже. Либо мы начинаем заезжать в горку и понимаем, что крутить педали стало тяжело и хорошо бы переключиться на передачу полегче (по возможности, лучше это делать перед подъёмом).

Но дело в том, что если пользоваться задним переключателем, то более лёгкая передача – это бОльшая по размеру звёздочка. А так как цепь сильно натянута под нагрузкой, то ей тяжело заскочить с меньшей на бОльшую звезду. Если же воспользоваться передним переключателем, то есть некоторый риск, что цепь может слететь.

3. Нельзя переключать передачи, когда велосипед стоит на месте

На велосипедах с внешними переключателями (которые перебрасывают цепь между звёздами, устанавливаются на подавляющем большинстве велосипедов) можно переключать передачи только когда вы вращаете педали вперёд. Если переключаться пока велосипед стоит на месте, то рамка переключателя будет сдвигаться в новое положение, но цепь останется на прежней звезде. А когда вы начнёте разгоняться, то из-за нагрузки ей будет тяжело заскочить на другую звезду. Скорее всего, в итоге цепь с хрустом переключиться, но при большом усилии таким образом можно повредить трансмиссию, поэтому так лучше не делать.

На велосипедах с (переключение происходит внутри втулки заднего колеса) переключать передачи на месте можно. Но обычно их устанавливают на городские велосипеды с трансмиссией 1х3 или 1х7 и тут вопрос о том, как правильно переключаться, не актуален.

4. Старайтесь избегать сильного перекоса цепи

Возможно, вы могли где-то слышать или читать о такой «страшной» вещи как перекос цепи. Перекос – это изгиб цепи, когда она находится на звёздах системы и кассеты, лежащих не в одной плоскости (т.е. почти всегда).

Обычно он небольшой, но на некоторых сочетаниях звёзд может быть достаточно сильным – например, на самых больших звёздах системы и кассеты (как на фото выше) или на самых маленьких.

Считается, что перекос приводит к более быстрому износу трансмиссии и потере КПД из-за трения. На самом деле потери на трение ничтожны и ими можно пренебречь. Что касается износа, то непосредственно для цепи даже сильный перекос не страшен (по крайней мере, если кассеты и системы). При таком типе переключения перекос в любом случае неизбежен и велосипедные цепи конструктивно на него рассчитаны. К тому же перекос возникает на относительно низких передаточных числах, а значит давление на детали цепи при этом не очень значительное.

Но при сильном перекосе пластины внутренних звеньев цепи начинают задевать плоскую часть зубьев звёзд. Со временем, если очень часто ездить с сильным перекосом, это приведёт к тому, что зубцы станут тоньше

Если же перекос возникает изредка, то можно не обращать на него внимание. Единственное, чего стоит всерьёз опасаться – это что при сильном перекосе цепь может задевать рамку переднего переключателя

В велогонках тоже часто не обращают внимания на перекос и стараются до последнего использовать задний переключатель, потому что он работает быстрее и надёжнее.

Старт

Наиболее сложный элемент для начинающего мотоциклиста. Переключите КПП на нейтраль. Убедитесь, что ваши руки согнуты в локтях, центр тяжести перенесен вперед. Выжмите сцепление. Включите первую передачу. С оборотов холостого хода плавно отпускайте ручку сцепления одновременно поднимая обороты. Если ваш мотоцикл оборудован датчиком позиции рычага сцепления (например, инжекторные мотоциклы Сузуки) то вы можете заметить как при старте с нейтрали мотоцикл сам добавляет оборотов — упрощая старт. Не бросайте рычаг сцепления. После того как вы отработаете плавный старт вы можете научиться стартовать быстрее. Принцип быстрого старта тот же самый что и для медленного — вы загружаете перед, руки согнуты, но старт начинается не с оборотов холостого хода, а с оборотов от 4000 до 8000. Оптимальным для начинающего в городе является старт с 3000 оборотов. При старте мы рекомендуем держать ступню правой ноги на заднем тормозе — если вы не рассчитали обороты — и мотоцикл начал подниматься на заднее колесо — воспользуйтесь задним тормозом. Часто, мы начинаем с того чем заканчиваем. Контроль тяги при старте мотоцикла, с помощью заднего тормоза, широко используется гонщиками при старте мотоцикла в чемпионатах мира.

Каков же ориентир — какой самый быстрый старт. Самый быстрый старт это когда вы лежите на баке при этом на всей прямой разгона ваше колесо оторвано на 0.5 — 1 см от уровня земли. С учетом кочек — этот элемент довольно сложен и, часто, для его практической реализации в мотоциклах устанавливается электроника, контролирующая разгрузку переднего колеса. На мотоциклах, оборудованных быстрым стартом можно стартовать с полностью открытой ручкой газа, электроника анализирует нагрузку на передней вилке и автоматически отключает зажигание по мере чрезмерной разгрузки вилки. С точки зрения пилота это выглядит следующим образом: вы загружаете перед, ложитесь на бак, полностью откручиваете ручку газа и практически бросаете сцепление — всё остальное делает электроника. 99% процентов мотоциклов не оборудованы быстрым стартом и работу электроники приходится выполнять пилоту.

Основным критерием удачного старта в городе являются постоянные обороты мотора по мере стравливания сцепления. В то время когда вы опускаете сцепление, обороты начинают опускаться и вы должны стараться открывая ручку газа одновременно с стравливанием сцепления удерживать обороты мотора постоянными. Если вам это сделать удалось вы можете перейти к следующему шагу — уменьшению времени стравливания сцепления. После того как и это упражнение стало получаться — попробуйте стартовать с больших оборотов, загрузив перед.

Как правильно переключать передачи на мотоцикле


Чтобы понять, как переключать передачи на мотоцикле, нужно внимательно изучить органы управления. Существуют мотоциклы с механической трансмиссией и полуавтоматической.

Способ первый

Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.

Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.

Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.

Способ второй

Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.

Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз. Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу. Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.

Рекомендации

Во время поездок на мотоцикле следует довести все действия до автоматизма. Начинающим водителям лучше откатать все моменты на площадке, где отсутствуют посторонние люди. Это позволит избежать травм, как самого ездока, так и окружающих

При этом стоит обратить внимание на некоторые другие советы

Чтобы не поддать лишнего газа, руки должны держаться за рулевые ручки костяшками вверх

Это особенно важно при включении первой передачи.
Двигатель всегда должен в течение определенного времени прогреться. Никогда не стоит запускать полные обороты, чтобы избежать быстрого выхода из строя мотора.
Всегда лучше действовать на опережение и просчитывать каждый шаг во время поездки

Такая мелочь позволит избежать дорожно-транспортных происшествий и других проблем на дороге.
Практически все современные модели мотоциклов на приборной панели имеют специальный индикатор, указывающий на передачу, на которой происходит движение.
При необходимости затормозить при большой скорости, следует начинать с переднего тормоза, который выжимается постепенно. Именно он является основным. Задний тормоз используется для корректировки положения мотоцикла.
Каждое нажатие (щелчок) на рычаг переключения передач соответствует одной скорости. При этом надо слушать мотор. Если слышится низкое звучание, следует включить пониженную скорость от имеющейся и, наоборот, при сильном урчании двигателя.
ВАЖНО: Если первоначально выжать сцепление, а потом отпустить газ, мотор начнет «реветь», а при дальнейшем переключении передач он будет дергаться.

Мотоцикл не для идиотов

Каждая модель мотоцикла имеет свою собственную Библию, которая называется руководством пользователя. Чаще всего к ней обращаются при возникновении проблемы или вопроса о замене деталей или расходных жидкостей. Вот мой совет. Прочтите руководство по эксплуатации вашего мотоцикла, и лучше всего сделать это несколько раз. Это настоящая сокровищница знаний, в том числе о потенциальных проблемах и решениях и как их устранять.

Знаете ли вы, как включать и выключать фары на вашем мотоцикле? Вы помните, каким должно быть давление в шинах? Знаете ли вы, что означают значки на часах или дисплее, знаете ли вы функции всех переключателей? Это не секретное знание, и стоит иметь всю информацию не только в руководстве пользователя, но, прежде всего, в своей голове.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя база
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: