Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:
способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.
Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.
Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.
Схема Бейлза. Наблюдение за поведением людей в группе
Методика Бейлза — это оригинальная схема (или программа) для записи различных видов взаимодействия в группе по единому плану. Эта схема была создана Бейлзом на основе многочисленных наблюдений за реальными проявлениями взаимодействий в группе людей, выполняющих определенную деятельность. Все зафиксированные типы взаимодействия (список включал около 80 названий) были объединены в категории, которые, по мнению Бейлза, в принципе могут быть использованы для описания любой групповой деятельности. Во время выполнения общего задания групповая деятельность развивается, по мнению Бейлза, как последовательность фаз: а) ориентация членов группы на общее задание (обмен информацией); б) оценка выполнения задания членами группы (взаимная оценка друг друга и внешней информации); в) контроль (члены группы пытаются командовать или влиять друг на друга); г) фаза группового принятия решений; д) снижение межличностного и внутриличностного напряжения; е) проявление солидарности между членами группы или разделения между ними. Каждая фаза включает в себя как позитивное, так и негативное взаимодействие членов группы в плане решения проблем и групповой интеграции.
По мнению Р. Бейлза, взаимодействие (интеракция) происходит, когда индивид совершает действие (акт), которое служит стимулом для другого индивида, т.е. заставляет его реагировать определенным образом. Единица действия определяется как «наименьший распознаваемый сегмент вербального или невербального поведения, который наблюдатель после соответствующей подготовки может зафиксировать, используя заданный набор категорий в условиях, когда он непрерывно делает серию записей о поведении участников». Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий, отражающих основные отношения и групповые процессы во всех фазах групповой деятельности, перечисленных выше, каждая категория содержит действия, разделенные на пары действий-антиподов по отношению к направленности возможных действий в данной фазе. Помимо фаз групповой деятельности, 12 выделенных категорий могут быть использованы для описания 4 доменов явлений — доменов положительных эмоций, отрицательных эмоций, постановки проблем и решения проблем.
Схема Бейлза довольно широко используется в социальной психологии: Она включена в Международную энциклопедию социальных наук. Эта техника является примером явного анализа данных наблюдений для выяснения структуры и динамики процессов группового взаимодействия при решении конкретной задачи. Следует, однако, отметить, что описанные выше теоретические представления о групповом взаимодействии, лежащие в основе методики Бейлза, влияют как на результаты наблюдений, так и на их интерпретацию, а именно: организация «обмена действиями» рассматривается автором методики только с точки зрения формы взаимодействия.
Основные сведения
<<Блок автора>>
Владимир Иванович более 50 лет занимается преподаванием — начинал как учитель математики и физики, затем работал методистом и готовил учителей в Московском государственном педагогическом институте. Последние 30 лет он разрабатывает и совершенствует авторскую методику обучения — пожалуй, самую оригинальную и неоднозначную из всех современных русских программ.
Начальная школа по методике Жохова — это учебно-методический комплекс для 1–4-х классов. Кроме обучения основным школьным предметам система включает упражнения для развития речи и органов чувств, тренировки лёгких и опорно-двигательного аппарата.
Методика Жохова полностью соответствует нормам ФГОС, хотя техника преподавания по ней сильно отличается от традиционной. Занятия проводятся в игровой форме и предполагают комфортную психологическую обстановку: нет жёсткой дисциплины, а взаимопомощь и самовыражение только приветствуются.
В первый класс детей берут с пяти лет и трёх месяцев. Согласно исследованиям, в возрасте от пяти до шести лет человек переживает пик развития лобных долей мозга — в это время информация усваивается лучше всего. Приветствуется обучение в разновозрастных группах — от пяти лет и трёх месяцев до семи лет и пяти месяцев, чтобы старшие могли помогать младшим.
В 2019–2020 годах по системе «УниК» работали более 400 классов в 61 городе России и ближнего зарубежья. Учащиеся стабильно достигают высоких результатов на предметных олимпиадах. Например, в 2017 году в Челябинске 90% победителей городской олимпиады по математике для четвероклассников были «жоховцами».
Периодичность процедуры
Мастерство специалиста, качество препаратов и регулярность процедур – вот от чего зависит результат от фракционной мезотерапии. Эта методика за один сеанс не работает – обязательно нужен курс инъекций. Какой именно, решает врач, в зависимости от сложности проблемы.
В среднем назначается 6-10 сеансов. Но первые позитивные изменения пациенты обычно замечают после 3-4 процедур. Это во многом зависит от возраста и состояния кожи: молодая кожа быстрее реагирует на мезотерапию, зрелой требуется больше времени и инъекций.
Перерыв между сеансами обычно составляет от 10 дней до нескольких недель — на усмотрение косметолога.
Например, схема может быть такой:
- Первая процедура, месяц пауза;
- Затем в течение 3 месяцев инъекции каждые 2 недели;
- Потом сеанс через 60 дней и снова пауза.
При таком раскладе инъекции после этих трех этапов делаются каждый месяц. Иногда по завершении курса назначаются дополнительные процедуры, чтобы «закрепить» результат, но не раньше, чем через 2 месяца.
Правило «чем больше, тем лучше» здесь не работает
Между сеансами важно выдерживать интервал, чтобы эпидермис успевал восстанавливаться.. Если мезотерапия применяется на коже головы, курс обычно состоит из 10-15 сеансов
Они повторяются не чаще одного раза в неделю.
Если мезотерапия применяется на коже головы, курс обычно состоит из 10-15 сеансов. Они повторяются не чаще одного раза в неделю.
Как показывает опыт многих пациентов, эффект от фракционной мезотерапии сохраняется примерно в течение года. Это достойный метод для поддержания лица и тела в более молодом и презентабельном виде. А напитанные изнутри волосы становятся более густыми, эластичными и блестящими.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Тексты для скорочтения
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.
Тексты для скорочтения бывают:
- с пропущенными буквами;
- развернутые на 90 или 180 градусов;
- с разорванными и сдвинутыми строчками
- с полосками, решеткой или другими «шумовыми помехами»;
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Вот парочка полезных ресурсов:
- универсальные тексты для тренировки скорочтения;
- детские тексты для проверки скорости чтения.
С какого возраста можно упражняться в скорочтении
Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать
Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе
Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий.
Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.
КАК СДЕЛАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ ДЛЯ РЕБЕНКА?
У мудрых родителей методика обучения детей Монтессори работает даже без специальных приспособлений: малышу выдается веник, тряпка, губка для мытья посуды или пылесос тогда, когда он об этом попросил и решил сделать самостоятельно. Стоит позволять ребенку полноценно участвовать в бытовой жизни семьи.
Если есть желание создать классическую развивающую среду для ребенка, то главное, что нужно сделать – разделить игровую комнату на зоны: математическую, космическую, языковую, сенсорную и практическую. Все игры и игрушки должны располагаться так, чтоб ребенок мог взять их самостоятельно и положить на место после окончания занятия.
Описание методики Р. Бейлза
Методика Р. Бейлза, разработанная для описания взаимодействия людей в малой группе, стала классической и наиболее известной методической процедурой наблюдения в системе категорий и контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей. Он применим для целей как полевых, так и лабораторных наблюдений. Отделение группы наблюдателей от наблюдаемых (например, с помощью прозрачного одностороннего зеркала) устраняет влияние присутствия наблюдателей на изучаемый процесс.
Описание наблюдаемых явлений в категориальной системе, в отличие от описания с помощью набора произвольных ярлыков, требует, чтобы: (I) Категориальная система полностью описывает только один конкретный аспект поведения, так что для каждой категории возможна дифференциация на другие составные единицы, соответствующие содержанию этой категории. Категории дополняют друг друга, и вся их система логически завершена в рамках предмета, заданного теоретической концепцией, так что никакие новые категории не могут быть добавлены в систему; 2) в каждый момент наблюдения в отношении конкретного случая, конкретного объекта, конкретного действия наблюдателем дается только один признак; 3) поэтому сумма времен отдельных единиц наблюдения составляет общее время наблюдения. Таким образом, категориальная система непосредственно операционализирует теоретический подход исследователя к пониманию наблюдаемых процессов.
Особенностью стандартизированной методики Р. Бейлза является то, что наблюдение ведется за группой в целом, а не за отдельным субъектом. Проблема согласия наблюдателей рассматривается здесь в аспекте возможного расхождения данных наблюдений при использовании одних и тех же средств из-за условной природы категорий и обязательного субъективного отнесения наблюдаемых действий к той или иной заданной категории.
Краткая оценка методики как способа изучения взаимодействия в ситуации решения проблем. Изучение поведения человека методом наблюдения осуществляется в различных отраслях психологической науки, социологии, педагогики и других общественных наук. Однако в каждой науке наблюдение имеет свою специфику.
Объектом социально-психологического наблюдения является вербальное (словесное) и невербальное поведение индивида, группы или групп в определенной социальной среде и ситуации. В ходе наблюдения фиксируются: а) речевые акты (их содержание, последовательность, направление, частота и т.д.); б) выразительные, экспрессивные телодвижения; в) движение, подвижные и неподвижные состояния лиц, расстояние между ними, прикосновения и т.д.; г) различные виды физического воздействия: прикосновение, толчок, удар, передача, отталкивание и т.д.; д) сочетание всех этих признаков. Существует множество предложений по структурированию данных наблюдений, то есть выделению заранее некоторых классов вербального и невербального поведения индивида или группы с последующей фиксацией их характеристик (количество, частота проявления и т.д.).
Методология, методика, метод…
За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.
Методология — термин, который используется в двух значениях:
- Во-первых, это наука о строении, организации, средствах осуществления и способах (методах) какой-либо деятельности.
- Во-вторых, это сумма методов, используемых в ее конкретном виде.
Методика — более узкое понятие. Это последовательно описанный путь достижения конкретной научной или практической цели с указанием методов и средств работы специалиста. Например: «Методика изготовления сувениров из природного материала», «Методика подготовки и проведения эксперимента в условиях химической лаборатории».
Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.
Реабилитационный уход
Фракционная мезотерапия лица – один из наименее травматичных методов омоложения. Но для того, чтобы эпидермис восстановился, все равно понадобится время.
Никакой особый уход во время так называемого периода реабилитации не нужен. Стандартное пожелание врачей – в течение 2-4 дней после процедуры постарайтесь избегать воздействия солнечных лучей на лицо или волосистую часть головы (в зависимости от обработанных зон).
Рекомендации для быстрого восстановления:
- Не пользоваться декоративной косметикой в течение 7-14 дней;
- Не касаться руками зон, куда были сделаны инъекции, без особой необходимости;
- Не ходить в бани, сауны, не пользоваться масками с согревающим эффектом и не принимать горячий душ. Из-за высоких температур лечебные составы могут выводиться слишком быстро;
- Не загорать на пляже и в солярии. Воздействие ультрафиолета может негативно сказаться на качестве кожи;
- Не пить алкоголь и кофе, воздержаться от курения. Эти привычки могут спровоцировать появление гематом;
- Избегать тяжелых физических нагрузок (в том числе, высокоинтенсивных тренировок).
В первые пару дней после сеанса фракционной мезотерапии можно умываться теплой водой и аккуратно промакивать лицо мягким полотенцем, не растирая кожу.
Если появились синяки и отеки, можно протирать обработанные зоны кубиком льда или наносить рассасывающие кремы или мази, рекомендованные врачом-косметологом. Обычно гематомы проходят в течение нескольких дней.
Обычно фракционная мезотерапия переносится легко и не вызывает никаких осложнений. Это во многом зависит от опыта врача и от соблюдения им техники выполнения.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для Вашего здоровья!
Как проходит обучение
Автор программы с гордостью заявляет, что материал первого класса дети осваивают к концу сентября. К октябрю первоклассники уже умеют складывать и вычитать числа в пределах сотни, затем осваивают работу с дробями. На курсе математики детей учат быстрым способам вычислений, благодаря которым к концу первого класса они могут решить 60 примеров за пять минут.
Чтение и письмо осваивают к середине учебного года. Таким образом, за один год школьники проходят всю традиционную программу начальной школы. В дальнейшем дети изучают литературу, географию, музыку, астрономию и историю, занимаются творчеством и практикуются в решении изобретательских задач.
Конечно, такие результаты подразумевают очень высокий темп работы. Но Владимир Иванович уверен: такая скорость оптимальна для ребёнка в возрасте пяти-семи лет. Уроки выстроены так, чтобы задействовать все . И чем интенсивнее учебный процесс, тем меньше у детей шансов заскучать. При этом учитель никого не подгоняет и не заставляет работать: если ребёнку трудно включиться, он может просто следить за процессом и даже заниматься своими делами, пока не втянется.
Такая свобода стала возможной благодаря нелинейной подаче материала: все темы многократно повторяются и перекликаются. Материал смогут усвоить даже те, кто проболел несколько уроков или не слушал.
Информация распределена по блокам, объединяющим сразу несколько дисциплин. Например, на уроке чтения дети читают сказку «Колобок», а на уроке математики решают задачи о способах побега Колобка от лесных зверей.
Уроков рисования и труда в системе не предусмотрено. Но навыки по этим дисциплинам ученики получают на других предметах. Чтобы развить связи между правым (творческим) и левым (аналитическим) полушариями мозга, они поют на математике, рисуют музыку, регулярно переключаются с умственной деятельности на физическую. На каждом занятии выделено время для пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз и энергичной зарядки.
Все уроки полностью мультимедийные: они проводятся с использованием интерактивной доски и проектора. Каждое занятие расписано автором по минутам, для каждого создана специальная презентация и подобраны видеоматериалы. Нередко ими служат мультики и познавательные фильмы BBC.
Вместо чтения по слогам детей учат читать по буквам, а обучение письму проходит без прописей — сначала дети используют маркерные доски, затем — обычные тетради в линейку и клетку. Жохов считает, что не стоит тратить время на каллиграфию, поскольку почерк всё равно в дальнейшем меняется. Поэтому аккуратность букв не оценивается — каждый пишет так, как ему удобно.
В жоховских классах вообще нет строгой дисциплины: школьники могут свободно ходить по классу, в любой момент выйти в туалет, подбежать к учителю, чтобы задать вопрос, или выкрикнуть ответ с места.
Подсказывать не запрещается — это считается не «медвежьей услугой», а взаимовыручкой. Обсуждение задач с одноклассниками и ответы хором только приветствуются. Ребят учат здоровому взаимодействию в коллективе: помогать друг другу и принимать помощь, уважать товарищей и радоваться их успехам.
Работа преимущественно коллективная, но контрольные работы и домашние задания дети выполняют сами. И здесь всё строго: родителям категорически запрещено помогать с домашкой. Нужно только проконтролировать, что школьник сел за уроки. Каждое домашнее задание в системе Жохова — это мультипредметный квест
Ребёнку важно пройти его без посторонней помощи.
<<Форма демодоступа>>
МОИ СОВЕТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА МОНТЕССОРИ
Выбирая для детей методику Монтессори для раннего развития и обучения, необходимо учитывать их индивидуальные особенности
Если ребенку интересно соревноваться, быть лидером и важно постоянное взаимодействие с взрослым, то для него лучше выбрать другую методику.
Важно удостовериться в серьезности организации, которая занимается воспитанием ребенка по методике Монтессори. На сегодняшний день частное учреждение такого вида могут открыть даже люди, которые с трудом представляют себе саму систему и ее устройство
Поэтому необходимо обратить внимание на образование специалистов, лицензию на работу и представленные зоны Монтессори-системы.
Если малыш обучается по системе Монтессори в образовательном учреждении, то у родителей должна быть единая с воспитателями линия поведения
Когда в садике ребенку разрешают делать все самому, а родители отказывают ему в такой возможности, возникает чувство растерянности и непонимания.
Важно знать, из каких частей состоит система методики Монтессори, и восполнять недостатки вне детского учреждения: развивать творческие навыки и играть в сюжетно-ролевые игры для гармоничного развития малыша.
Проба Эббингауза
Проба Эббингауза предназначена для выявления критичности мышления; исследования зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношений больных к своим ошибкам. Оборудование: текст с пропущенными словами. 1) Стал дед очень стар. Ноги у него не______________________________. Глаза не _________________________, уши не _________________________. Зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо_________________________, Сын и невестка перестали его за _____________________сажать и давали ему __________________за печкой. Снесли ему раз обедать в ________________, он хотел ее подвинуть, да уронил на ____________________________, чашка и__________________. Стали тут______________бранить старика за то, что он им все в ______________портит и ____________________бьет.
2) Над городом низко повисли снеговые_____________________. Вечером началась_____________________. Снег повалил большими_________________________. Холодный ветер выл, как __________________, дикий____________________________. В конце пустынной и глухой______________________ вдруг показалась какая-то старая женщина. Она медленно и с __________________________________________________ Перебиралась по ______________________________. Она была худа и бедно______________________. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали___________________________ей идти. На ней было плохое_______________________с узкими рукавами, а на плечах___________________. Вдруг женщина__________________________ и наклонившись, начала что-то________________________________ у себя под ногами. Наконец, она стала на _________________________ и своими__________________________посиневшими от ___________________ руками стала _____________________________по сугробу.
3) Если хотят ехать, идут на ___________________. Сначала в__________________, покупают себе__________________. Уже готов_____________________ с длинным ___________________вагонов. Быстро входят и _______________________ места. Медленно начинают вертеться_____________________. Поезд_______________, оставшиеся машут__________________________________.
Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно. Инструкция: 1. «Заполните каким-либо словом каждый пропуск». 2. После заполнения текста, независимо от наличия или отсутствия в нем грубых ошибок: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание еще раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь исправить свою ошибку».Интерпретация. 1) Здоровые испытуемые легко ориентируются в незнакомом тексте, прочитав 2–3 предложения понимают, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста иногда бывают ошибки, которые исправляют при повторном заполнении. При повторном заполнении пишут те же слова или заменяют их синонимами. 2) Больные с органическим поражением мозга хуже ориентируются в тексте, чаще допускают ошибки, медленней работают. После критических замечаний экспериментатора исправляют ошибки, но работают еще медленней. 3) Больные шизофренией при первом заполнении текста допускают грубые ошибки, не соотносят вставленные слова с предложениями (а не только совсем текстом), проявляют безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции ничего не исправляют, повторное заполнение текста не отличается от первого.
Социально-научные методологии
Социально-научные методологии представлены:
- эволюционизмом;
- циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
- структурным функционализмом;
- структурализмом;
- пограничными методологиями.
Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.
Эволюционизм
Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
Циклические и волновые модели культурной динамики
Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.
Структурный функционализм
Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
Структурализм
Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.
Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность
Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь
И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.
Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.
В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.
Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»
Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов
Как понять, что вы наблюдаете правильно
Вы верно применяете технику наблюдения, если: ⠀
1. Видите наблюдаемое. Записываете не личные суждения, а только факты. В итоге по вашему описанию можно понять, что именно делал ребёнок.
«Ребёнок устал листать книгу, закапризничал и со злости начал её рвать».
«Ребёнок пролистал три страницы и начал рвать четвёртую».
2. Наблюдение даёт вам актуальную информацию о ребёнке. Сегодня он уже не такой, как был вчера, и вы это видите. Одно и то же действие для ребёнка в разное время может удовлетворять разные потребности: сегодня он скидывает со стола предметы, чтобы познать особенности материала, из которого они созданы; а завтра — для привлечения внимания мамы. Вдумчивое наблюдение помогает определить подлинную причину.
3. Наблюдение даёт вам обратную связь. Наблюдая за малышом, вы можете сделать выводы и о себе, своих эмоциях, установках и т. д.
4. У вас работает цикл:
Заключение
Современные производители действуют в крайне конкурентной среде, в которой скорость принятия решений имеет огромное значение. Но поспешность – враг успеха. Если действовать слишком быстро, велик риск ошибки, а в случае с устранением выявленных на производстве узких мест и несоответствий это значит потерять время, деньги, не решив – а возможно, и усугубив – проблему. Для того чтобы не действовать вслепую и не допустить ошибок, инструменты и методики, позволяющие избегать поверхностного подхода, предлагающие возможность смотреть в корень проблемы и определять ее истинную причину, должны быть в арсенале любого управленца.
Материал публикуется из ознакомительного номера Альманаха «Управление производством». Узнать больше об издании можно здесь: http://www.up-pro.ru/shop/almanach/