Особенности правильного слива жидкости ГУР на Приоре
Сливать жидкость ГУР на Приоре необходимо не только в случае потребности ее замены, но и когда нужно снять или заменить насос в случае возникновения проблем с ним. Процесс слива масла с системы ГУР выглядит следующим образом:
- Поднять переднюю часть автомобиля, вывесив передние колеса. Это нужно для того, чтобы осуществлять вращение руля вхолостую, а не под нагрузкой.
- После этого выкачиваем шприцом из расширительного бачка всю жидкость.
- Далее не поленитесь взять полиэтилен, и накрыть ремень генератора. Это исключит вероятность попадания на него масла, из-за которого ресурс изделия снижается в 10 раз.
- Ослабляется крепление хомута шланга, который отвечает за обратку. Он показан на фото ниже. Предварительно подготавливаем емкость, в которую будет сливаться остаток жидкости в системе. Хомуты при сборке системы рекомендуется заменить. Причем лучше использовать изделия самозажимного типа, так как они не разрезают шланг при избыточном усилии сжатия.
- Опустив извлеченный шланг обратки в предварительно подготовленную емкость, просим товарища покрутить руль в обе стороны. Из шланга выйдут остатки масла в системе.
- Если нужно заменить или промыть бачок, тогда ослабляется крепление хомута, который отвечает за фиксацию подающего шланга, соединяющегося с насосом, и сливаются остатки в бачке.
- Чтобы слить максимум жидкости из системы, понадобится добраться до самой нижней точки системы, которая находится на обратке. Ослабить крепление хомута, и разъединить металлическую трубку с резиновым шлангом.
Далее необходимо ослабить крепление кронштейна, фиксирующего бачок. Для этого ключом на «10» вывинчивается крепежный болт с кронштейна, который имеет форму хомута.
Разводим хомут, и извлекаем бачок.
Промывку бачка рекомендуется выполнять бензином или керосином, поле чего тщательно просушить.
Бачок является неразборным, поэтому в случае значительного его загрязнения, понадобится выполнить замену. Ниже показано, как выглядит загрязненный фильтр в бачке ГУР.
На этом процедура слива жидкости с системы ГУР и снятие бачка для чистки и замены завершена. Когда будет заливаться новое масло в бачок ГУР, обязательно необходимо не забывать удалить воздух из системы.
Интересно! Для заливки в систему рекомендуется использовать масло для ГУР Pentosin.
Для этого после того, как бачок будет заполнен до уровня (уровень находится на крышке), нужно покрутить руль на автомобиле (передние колеса должны быть подняты). После этого снова добавить жидкость, и завести мотор. В процессе работы насоса жидкость в бачке снизится, поэтому доливаем его до уровня.
Важно! Если осуществляется замена жидкости в системе ГУР, то не забываем выполнить продувку системы воздушным насосом или компрессором, чтобы удалить все остатки. Такие манипуляции рекомендуется выполнять в случае, если масло в ГУР давно не менялось и уже почернело, а также в случае, если планируется заливать масло другого цвета (не такого цвета, которое залито).
Когда выходит из строя насос ГУР?
Часто причиной поломки гидроусилителя руля становится поломка насоса. После демонтажа ГУР производится проверка его состояния и принимается решение, необходим ли будет ремонт или потребуется замена насоса гидроусилителя руля. Насос нужно будет демонтировать и тщательно осмотреть все комплектующие механизма. При обнаружении коррозии, эти участки следует хорошо промыть специальной жидкостью. Допускается протирание этих участков ветошью, смоченной в ацетоне. Насосы ГУР, применяемые в настоящее время, отличаются длительным рабочим ресурсом, экономичностью, бесшумностью и надежностью. Замена насоса гидроусилителя руля осуществляется нашими специалистами только взамен на изделия оригинального производства от известных производителей. Данные механизмы имеют высокое качество, сертифицированы на территории РФ. При соблюдении надлежащих условий эксплуатации эти изделия способны прослужить не один год. Некоторые из разновидностей данных изделий не поддаются разбору. Поэтому в случае их поломки речь об их разборе не идет, необходима будет сразу замена насоса гидроусилителя руля. Обратившись в наш автотехцентр, специалисты компании скажут вам, сколько стоит замена насоса ГУР. Стоимость наших услуг является доступной для всех.
Насос относится к тем изделиям, которые редко выходят из строя, но в некоторых случаях внешние причины могут стать причиной поломки. К ним относятся:
Качество используемого масла
Время и периодичность его замены зависит от интенсивности эксплуатации транспортного средства. Если пробег машины не более, чем 7 – 9 тыс. км в год, замену нужно производить один раз в два года. Если в бачке имеется фильтрующий элемент, каждый раз его следует менять. Марку масла нужно использовать только ту, которая предлагается производителем автомобиля. Не рекомендуется применять гидравлическое масло, имеющее слишком низкую стоимость. При невыполнении этого требования может потребоваться быстрая замена насоса гидроусилителя руля. При возникновении непредвиденных обстоятельств (при утечке масла) для того, чтобы можно было добраться до автотехсервиса, можно долить в бачок моторное масло. В течение продолжительного времени использовать смесь масел не рекомендуется, так как это приведет к выходу из строя системы ГУР и потребуется замена насоса гидроусилителя руля. Перед этим понадобится промывка всей системы ГУР.
Неисправность приводного ремня гидроусилителя
Поломки механизмов системы могут происходить по причине проскальзывания приводного ремня гидроусилителя. О возникновении неисправности такого рода может свидетельствовать свистящий звук, исходящий из-под капота. Износ ремня также может стать причиной неисправности. Но, если насос неисправен, не рекомендуется увеличивать натяжение ремня, в этом случае на СТО выполняется замена насоса гидроусилителя руля. Если ГУР оснащен ремнем, который является общим для ГУР и, к примеру, для водопомпы или генератора, тогда благодаря специальному устройству, произойдет автоматическое натяжение ремня. При возникновении любого рода нарушений в работе системы следует обратиться в автотехсервис, где замена насоса гидроусилителя руля будет быстро произведена мастерами.
Дефекты подшипников, вала или прочих комплектующих
Диагностика системы ГУР в нашем автотехцентре покажет, какие детали нужно отремонтировать или заменить их, а также, сколько стоит замена насоса ГУР. В некоторых случаях ремонт отдельных частей насоса может оказаться по стоимости достаточно дорогостоящим, и замена насоса гидроусилителя руля будет выгоднее.
Протечки и попадание воздуха в систему ГУР, перегиб масляных магистралей
Возникновение подобных нарушений требует немедленной диагностики в специализированном автотехцентре. После ее проведения может потребоваться замена насоса гидроусилителя руля. Если при повороте руля до упора возникает посторонний шум, это может быть следствием задира торцов у элементов статора. В этом случае потребуется замена насоса гидроусилителя руля. Иногда все ограничивается только лишь пробуксовкой ремня, тогда замена насоса гидроусилителя руля не потребуется.
Устранение дефектов насоса ГУРа
Неисправности найдены, теперь начинаем их устранение.
Нам понадобится ветошь, уайт спирт, наждачная бумага зернистостью Р1000/Р1500/Р2000, треугольный надфиль, сверло на Ф12мм (или более) и электрическая дрель. С валом всё намного проще, понадобится шкурка Р1500 и ей начинаем зачищать все края пазов на валу (зачищаем внешние и боковые с двух сторон) всеми возможными способами. Работаем без фанатизма, главная задача убрать только острые заусенцы.
За одно, сразу можно немного отполировать обе стороны вала на ровной поверхности, желательно использовать шкурку Р2000.
Далее нужно проверить результат нашей работы, проверяем визуально и на ощупь, всё идеально гладкое и не цепляется.
Сложнее всего придется с поверхностью цилиндра, лично я ни чего проще, не придумал, как из шкурки, дрели и толстого сверла (Ф12) смастерить, сферическую шлифовальную машинку. Для начала берём шкурку Р1000 и такое сверло, какое возможно запихать в дрель.
Далее нужно плотно накрутить шкурку против вращения дрели, в два-три оборота, зазоров быть не должно.
Придерживая плотно скрученную конструкцию, ее нужно вставить в дрель (шкурку тоже зажимать).
После, наиболее удобными вам способами аккуратно начинаем шлифовать цилиндр, шлифовать нужно равномерно, цилиндр прижимать плотно и перемещать относительно оси вращения (на максимальной скорости). По мере съедания шкурки, меняем, в итоге доходим до самой мелкой шкурки Р2000.
Желаемый результат получен,
теперь всё тщательно нужно протереть тропочкой с уайт-спиртом. Сам вал с лопатками можно сполоснуть в нем же.
После начинаем сборку, все ставится в последовательности обратной снятию.
Проверить на подтеки
Первое что стоит проверить, прежде чем провести ремонт гидроусилителя руля это уровень жидкости в бачке. Посмотрите, не протекает ли бачок, в случае протечки купите новый. Если жидкость ниже нужного уровня, то долейте или полностью поменяйте при ее отработке. Это можно определить по вашему пробегу и цвету. После предыдущей замены пробег не должен превышать 30 000 км. Хорошая жидкость ярко-светлого красного, желтого или зеленого цвета, в зависимости от марки машины.
Стоит полазить и посмотреть причину, по которой масла стало меньше. Протекать может насос, шланги высокого и низкого давления. Что бы обнаружить течь, следует осмотреть все стыки, если так и не обнаружили, то вымойте все, чтоб был четкий след. Если причиной стал шланг, то замените его или подтяните хомут, в зависимости от причины подтека.
Проверьте все масленые магистрали на перегиб, порой именно это является причиной неработающего гидроусилителя руля.
Причины и признаки неисправности
- Если при повороте рулевого колеса на нём возникают обратные толчки, значит, приводной ремень насоса изношен или слабо натянут.
- Если для поворота рулевого колеса требуется слишком серьёзное усилие, скорей всего, дело в неисправности приводного ремня насоса.
- Если вы пытаетесь быстро повернуть рулевое колесо, но для этого нужно больше сил, чем раньше, вероятнее всего, приводной ремень насоса слишком слабо натянут. Также возможна механическая неисправность компонента.
- Если для вращения руля в одну из сторон нужно прилагать слишком серьёзные усилия, насос вышел из строя и требует срочного ремонта.
- Также при работе насоса ГУР может раздаваться гул или даже резкий высокий звук. Это свидетельствует об износе ротора с ламелями, эллипса или подшипников. К такой неприятности приводят нехватка жидкости в бачке гидроусилителя и слишком агрессивный стиль вождения. Если не решить проблему, насос заклинит.
Так устроен насос ГУР
Можно ли ездить, если ГУР гудит?
Система гидравлического усиления не блокирует работу рулевого колеса, поэтому использование автомобиля при гуле допускается. Просто для прокручивания руля придется прилагать больше усилий, а управление не будет таким комфортным и удобным. Использование авто допускается и при течи смазочного материала. Но это все нежелательно делать, чтобы полностью не вывести систему ГУР из строя.
По конструкции данный узел, грубо говоря, представляет собой продолжение рулевой рейки без усилителей. Имеется два вала, один из них идет от руля, а другой — к колесам авто. Между собой они сцеплены посредством червячной передачи. Если смазочное вещество полностью выйдет из системы или сломается насосный механизм, у водителя все равно останется возможность управления над машиной. Само сцепление между валами не разорвется.
Признаки неисправности
Одинаковые симптомы неисправности гидроусилителя руля могут сигнализировать о выходе из строя различных деталей и устройств. К тому же разработчики автомобилей используют различные конструктивные решения, имеющие даже принципиальные отличия. Таким образом, по некоторым признакам удается точно судить о характере неисправности, а иные говорят лишь о наличии поломки, не позволяя выявить причину неисправности. К наиболее распространенным симптомам относятся.
- Падение уровня жидкости в бачке. Это может происходить в результате потери герметичности в системе. Жидкость утекает через лопнувшие шланги, поврежденные прокладки или сальники. Выявить место утечки проще всего визуально, подвергнув все элементы тщательному осмотру.
- Шумы в насосе ГУР. Сразу следует оговориться, что в системах определенной конструкции характерные звуки, возникающие, когда рулевое колесо вывернуто в крайнее положение, — нормальное явление. Но это вовсе не повод держать руль длительное время повернутым до упора. При появлении шума усилие на рулевое колесо следует немедленно ослабить, поскольку возникающие в таком положении высокие нагрузки приведут к поломке дорогостоящего агрегата. Прочие звуки могут сигнализировать о застывании жидкости при низких температурах, ослаблении или износе приводного ремня, износе валов и подшипников, засорении клапанов.
- Пульсация, возрастание усилия или заедания, возникающие при вращении рулевого колеса. Эти симптомы могут появляться при различном его положении, и не всегда связаны с поломкой ГУР. Но если диагностика не выявила нарушения балансировки колес, выходя из строя элементов подвески и деталей привода рулевого управления, то следующим в очереди на поиск неисправности оказывается насос гидроусилителя. Причины могут быть различны – начиная от низкого уровня жидкости в бачке и заканчивая повреждением ротора насоса.
Простой уровень сложности
К простым ремонтным операциям относятся:
- Замена потерявшей свои свойства жидкости гидроусилителя руля. Для этого придется вооружиться медицинским шприцем большого объема или резиновой грушей и, откачивая жидкость из бачка, порциями доливать свежую. Попавший в систему воздух следует удалить, несколько раз переместив руль из одного крайнего положения в другое. Произведенная замена во многих случаях позволяет очистить от засорения загрязненные клапана. Если этого не произошло, ремонт автоматически переходит в среднюю категорию сложности.
- Подтяжка или замена приводного ремня насоса. Тут все просто. Ослабляется фиксирующий болт системы натяжения, после чего насос за корпус перемещается в нужном направлении, позволяя натянуть или снять ремень. В некоторых автомобилях насос ГУР приводится общим приводным ремнем и тогда следует действовать в соответствии с инструкцией по его снятию и установке.
- Замена поврежденных трубок и шлангов. Выполнить подобные операции вполне по силам даже начинающему механику, если действовать осмысленно и аккуратно. Следует лишь предварительно удалить жидкость из системы. По окончании работ обязательно протрите вытекшее масло ветошью, чтобы оно не выгорало на горячем двигателе и вам не пришлось дышать едкими испарениями.
Средний уровень
К операциям средней сложности можно отнести замену сальников, уплотнений, подшипников и клапанов насоса ГУР. Если определено, что во всем виновата помпа, то ее придется снять и разобрать
Прежде чем вы решите разобрать насос гидроусилителя, важно убедиться, что у вас будет чем заменить вышедшие из строя детали. Ведь если прокладки можно изготовить самому, а сальники или подшипники подобрать по размерам, то с клапанами все обстоит значительно сложнее
В большинстве случаев корпуса насосов состоят из нескольких частей, соединенных между собой стягивающими болтами. После их ослабления разборка осуществляется последовательно. Иногда для этого могут потребоваться специальные выколотки и съемники.
При наличии повреждений, детали следует просто заменить. Но если обнаружено, что дело не в самом подшипнике, а в поврежденном посадочном месте на валу или в корпусе, установка новых комплектующих не даст желаемого результата, а ремонт сразу перейдет в категорию высокой сложности. При выявлении неисправности клапанов рекомендуется производить замену комплектом, так как эти детали группируются по своей пропускной способности. В зависимости от конструкции, они выворачиваются с помощью отвертки или гаечного ключа. Разбирать узел следует в чистоте, избегая попаданий внутрь него загрязнений.
Определяем визуально причину неисправности,это может быть:
При детальном осмотре внутренних частей насоса,определяем их рабочее состояние.
1. Заусенец.
2. Сношенный подшипник.
3. Резиновая прокладка.
4. Неровная поверхность внутренней части цилиндра(статора).
Осматриваем ротор,обращая внимание на пазы: их краешки должны быть гладкими и острыми,без сколов и зазубрин. Далее смотрим на внутреннюю рабочую поверхность статора,зачастую бывает, что именно ее износ является причиной проблем с насосом ГУР
Далее смотрим на внутреннюю рабочую поверхность статора,зачастую бывает, что именно ее износ является причиной проблем с насосом ГУР.
Из чего состоит насос гидроусилителя руля
Насос ГУРа хоть и испытывает значительные нагрузки, но он не так часто ломается, если обеспечивать правильную эксплуатацию. Благодаря не особо сложной конструкции насоса, его вполне можно починить самому.
Устройство гидроусилителя руля:
- Бачок для жидкости.
- Золотник управления.
- Регулятор давления в системе усилителя.
- Насос.
- Силовой цилиндр.
Насос — это устройство, которое движет жидкость, в данном случае, масло по закрытой системе. Насосы в ГУР могут быть вмонтированы пластинчатые или шиберные. Эти виды насоса устойчивые, быстро не выходят из строя, обладают большим межремонтным периодом.
Привод у насоса ременный. Через ремень вращение передается от коленвала к валу насоса. Во время работы насоса, в системе достигается максимальное давление 150 бар (атмосфер) или 15 Мпа. Основой правильной работы насоса — это установленные заводом зазоры, которые должны быть в пределах от 0,05 до 0,1 мм. Если насос сильно изношен, зазоры увеличиваются, а водитель чувствует, что руль начал тяжелее крутиться.
Назначение ГУР
Современные автомобили создаются с максимальным комфортом для водителя и пассажиров. Чтобы водителю без особого труда можно было поворачивать руль (даже одним пальцем), устанавливают усилитель руля. Он может быть электрическим (ЭУР) или гидравлическим (ГУР).
Помимо облегчения вращения рулевого колеса, ЭУР и ГУР смягчает, амортизирует удары на кочках. Еще, усилитель руля держит руль прямо, даже если лопнуло колесо.
Основные достоинства использования механизма ГУР на автомобиле Приора
Если задаетесь вопросом о том, стоит ли покупать Приору с ГУР, тогда этот раздел обязательно следует прочитать, чтобы в итоге узнать об основных достоинствах механизма гидроусилителя руля. К числу главных преимуществ системы ГУР на Приоре относятся:
Надежность
Системы имеют большой срок службы, но для этого важно проводить регулярно ТО и менять масло. По регламенту замена масла в ГУР на Приоре должна выполняться 1 раз в 2 года или через каждые 80-100 тысяч км пробега
Несоблюдение этих простых рекомендаций способствует значительному снижению ресурса системы.
Безопасность. Управлять ТС с ГУР значительно легче, что позволяет минимизировать вероятность возникновения столкновений и прочих видов ДТП при объезде препятствий.
Комфорт. Нельзя забывать и о том, что управлять автомобилем с ГУР сможет даже хрупкая девушка. Ведь руль крутится легко, а значит, водитель не устает от дальних и продолжительных путешествий.
Эффективность. В случае неисправности системы, на автомобиле можно продолжать движение. Только при этом руль станет очень «тяжелым», но опытный водитель без проблем сможет доехать домой самостоятельно, не вызывая эвакуатор или техпомощь.
Немаловажно учитывать и тот факт, что система ГУР имеет и некоторые недостатки. Основной минус в том, что насос создает дополнительную нагрузку на коленчатый вал, поэтому снижается мощность двигателя (в среднем примерно на 2%)
Интересно! ГУР работает постоянно при работающем на Х.Х. двигателе. В итоге увеличивается расход топлива, даже когда система не используется.
Замена масла ГУР
Поменять рабочую жидкость в системе можно так:
Двигатель автомобиля останавливается, открывается моторный отсек.
Передняя часть транспортного средства ставится на домкрат, необходимо приподнять оба колеса. Они должны вращаться свободно.
На расширительном резервуаре ГУР выкручивается крышка.
Подготавливается емкость для сбора старого масла. С помощью шприца, к которому подсоединяется трубка, из системы откачивается смазочное вещество.
Используя пассатижи, разжимается хомут на обратном патрубке, подключенном к насосному устройству. Затем этот шланг отсоединяется.
На штуцер устанавливается заглушка, ее можно сделать из ветоши (она должна быть чистой), старого патрубка либо свечи зажигания. Элемент надо надежно зафиксировать.
Один конец отсоединенной магистрали с расширительного резервуара опускается в бутылку или другую емкость, куда будет собираться «отработка». Понадобится помощь еще одного человека. Один держит бутылку, а другой прокручивает рулевое колесо в крайнее левое и правое положения. Это приведет к выкачке смазочного вещества из системы. Должно выйти около половины литра.
После этого производится промывка всех магистралей. В резервуар наливается около двухсот грамм свежей смазки, процедура прокачки жидкости повторяется.
После того, как промывка будет завершена, заглушка удаляется. Вместо нее подсоединяется шланг, производится фиксация хомута.
В резервуар заливается свежее масло, при выполнении задачи необходимо прокручивать рулевое колесо. В крайнем левом и правом положениях его надо удерживать на протяжении нескольких секунд.
Процедуру замены можно считать завершенной, когда воздушные пузырьки перестанут выходить из резервуара
Важно, чтобы воздух полностью покинул систему. В противном случае проблема гула останется, а в бачке появятся пузырьки.
Канал «Гараж№6» подробно рассказал о процедуре замены смазочной жидкости в системе ГУР автомобиля с описанием всех особенностей этого процесса.
Как не допустить повторных поломок и увеличить срок службы насоса?
В заключение, нужно затронуть тему профилактики. Чтобы снизить риск возникновения неисправностей гидроусилителя руля следует соблюдать простые правила:
- использовать только ту жидкость, которая рекомендована производителем;
- следить за чистотой — не допускать попадание мусора в бачок;
- своевременно менять жидкость и следить за ее уровнем.
Это обеспечит стабильную работу, как насоса, так и всей системы гидроусиления.
Чтобы облегчить водителю управление транспортным средством, в современных автомобилях на рулевую колонку устанавливают гидроусилитель. Один из основных элементов этого механизма — насос, который прокачивает гидравлическую жидкость по системе ГУРа. При эксплуатации он подвергается большим нагрузкам, поэтому периодически возникает необходимость производить ремонт насоса ГУР.
Гидроусилитель руля предназначается не только для облегчения водителю управления машиной при маневрах на дороге, но и для того, чтобы смягчались удары от неровностей и поврежденного дорожного покрытия
Особенно важно, что гидроусилитель значительно снижает вероятность аварии при разрыве шины, в первую очередь на передних колесах
ГУР — это закрытая гидросистема, в состав которой входят:
- бачок, в который заправляют гидравлическую жидкость;
- регулятор давления;
- управляющий золотник;
- насос;
- силовой цилиндр.
Основной агрегат конструкции гидроусилителя — насос. Он обеспечивает перекачку жидкости из бачка в трубопроводы и ее дальнейшее движение под большим давлением по кольцу. Тип применяемых механизмов — шиберные или пластинчатые агрегаты. Они имеют достаточный уровень КПД и небольшой износ рабочих поверхностей. В то же время у них есть слабое звено, возможен выход из строя подшипника, из-за чего нужен ремонт насоса гидроусилителя.
Рабочее давление в насосах этого типа, предназначенных для системы ГУР, высокое, по максимуму в пределах 150 бар. В движение такой агрегат приводится ремнем, который крутит одновременно генератор и помпу.
Зазоры, которые установлены на заводе при сборке, должны сохраняться в промежутке 0,005-0,01 мм. Если зазор будет увеличиваться и станет превышать допустимый на 0,01 мм, тогда возможно падение давления в системе на малых оборотах, это ощущается на руле, как увеличение нагрузки или языком профессионалов — «тугой» руль.
Советы по эксплуатации гидроусилителя руля
Рекомендации, которые позволят увеличить ресурс использования системы ГУР:
Всегда надо следить за уровнем смазки в бачке, при недостатке жидкость добавляется
Важно вовремя производить замену вещества и контролировать его состояние. При покупке нового масла необходимо проверять его качество на цвет и запах.
Руль нельзя задерживать долго в крайнем левом либо правом положениях, более, чем на пять секунд
Это приводит к образованию избыточной нагрузки на насосный механизм, функционирующий без охлаждения.
В момент, когда автомобиль ставится на стоянку, необходимо следить за тем, чтобы колеса были в прямом положении. Это позволит снизить нагрузку с системы ГУР при дальнейшем запуске силового агрегата. Особенно важно следить за этим в холодное время года, когда смазочное вещество быстро густеет.
Нельзя затягивать с ремонтом системы. Если появляются признаки неисправности, нужно выполнять диагностику и искать причину проблемы. Эксплуатация авто с неработающим или дефектным ГУР допускается, но крайне нежелательна. Своевременный ремонт позволит устранить неисправность с меньшими финансовыми затратами.
Всегда необходимо следить за состоянием рулевой рейки, в частности, за пыльниками и сальниками. Это позволит увеличить их ресурс эксплуатации и сэкономить деньги на дальнейшем ремонте.
Не допускается длительное использование транспортного средства с поврежденными насосным устройством. Это станет причиной ускоренного износа и поломки распределительного механизма, а также составляющих элементов рулевой системы.
Всегда надо следить за герметичностью ГУР. При наличии утечек выполняется полная диагностика всех мест соединений и уплотнителей. Проблемы должны быть своевременно ликвидированы.
Периодически нужно производить диагностику натяжения приводного ремешка. Если есть необходимость, выполняется его регулировка.
Один раз в 1-2 года нужно менять фильтр, расположенный в расширительном резервуаре.