Как определить неисправность рулевой рейки
Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, как понять неисправность рулевой рейки? В большинстве случаев сделать это можно, непосредственно, находясь за рулем автомобиля, однако износ втулки или выработка в корпусе диагностируется только при снятии или разборке. Также выявить неисправность можно по вышеописанным признакам.
Как проверить рейку рулевую на неисправность и что делать
Диагностику неисправности рулевой рейки необходимо выполнять, основываясь на признаки которые появляются при эксплуацаии. Для начала опишем диагностику рейки с ГУР.
Гул при повороте
Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.
Утечка жидкости ГУР
Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.
Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.
Стук при езде в передней оси
На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.
Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.
Порванный пыльник на тяге
При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной
Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.
Рулевая рейка с электроусилителем
Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.
Разбитые втулки
Чаще всего причиной возникновения гула и/или дребезжания руля при повороте (и даже без него) становятся разбитые втулки. Соответственно, нужно выполнить демонтажные работы и проверить их состояние. Обычно восстановлению они не подлежат. Поэтому можно поступить двумя способами — поменять электроусилитель вместе с рейкой в сборе, либо же купить и использовать ремонтный комплект, состоящий в том числе и из втулок.
Заодно имеет смысл проверить состояние червячной передачи (шестерни). Она выходит из строя гораздо реже, однако, если автомобиль имеет большой пробег — обязательно стоит ее проверить.
Датчики поворота
Проверка работы датчиков крутящего момента осуществляется методом компьютерной диагностики. Тут желательно обратиться за помощью в автосервис. Но, как правило, датчики — это достаточно надежные устройства, поэтому редко выходят из строя. такой датчик начинает “глючить” если пыльник, который установлен над ним, поврежден, и во внутрь попадает влага.
Электропривод руля
В современных ВАЗах с ЭУРом, при значительном пробеге могут наблюдаются проблемы с электродвигателем. Это ощущается по увеличивающемуся усилию на рулевом колесе. Соответственно, в таком случае желательно проверить состояние щеток, подшипников и обмоток электродвигателя.
Аналогично, как и при проверке гидравлической рейки, нужно обратить внимание на состояние пыльника, наконечников, тяг
Руль стал тугим при его вращении в разные стороны
Насос ГУР
Помните «Жигули»? Так вот, если рулевое колесо стало таким же, значит, первой причиной может быть дефект в насосе ГУР. Уменьшение его производительности вследствие износа рабочих деталей – одна из причин.
, он поддаётся ремонту. Если руки выросли из нужно места, то это можно сделать самостоятельно. В большинстве случаев он подлежит замене.
Жидкость и уровень
Если в бачке ГУР низкий уровень, то насосу не хватит достаточно её объема, чтобы помочь водителю вращать руль. Или в бачке плавает не жидкость, а «холодец» с примесями и мусором. Это тоже может быть причиной неисправности.
Поэтому, нужно контролировать уровень жидкости. Он должен всегда оставаться в пределах «Min» и «Max». Смотрим за состоянием рабочей жидкости усилителя. Она должна быть чистой. При необходимости меняем её полностью.
Дефект в распределителе
Помните ? Если есть выработка внутри его корпуса, то он не может правильно распределять жидкость по цилиндрам. Значит, они не могут двигать поршни рулевой рейки. Из-за этого руль станет тугим.
Второй характерной причиной этой неисправности – выход из строя золотника. Обычно он находится в корпусе насоса. Он стравливает давление из системы и усилитель не работает.
В первом случае нужно расточить корпус распределителя или загильзовать его. Во втором случае – заменить золотник.
Неисправности
Так как весь рулевой механизм является довольно шаткой конструкцией он постоянно требует диагностирования и за ним необходимо как следует следить, и нужно принять как можно скорей все необходимые меры по ремонту, в случае возникновения следующих признаков:
- Появился люфт. Это может говорить о том что шарниры очень сильно износились. В этом случае можно попробовать заменить только шарниры либо поменять полностью весь механизм.
- Тяжело вращается руль и слышен скрип в районе колес
Очень часто повреждается защитный чехол, и туда начинает попадать грязь и влага, поэтому нужно как можно чаще делать технический осмотр.
Замена водяной помпы (лирика и практика)
Раз тут о ремонте, поделюсь. За последний месяц ремонт поглотил меня. Машина старая, ей шесть лет, последние года три уход всяческий на предмет подкрутить, заменить — от случая к случаю, эксплуатация интенсивная, а машинка этого не любит (как и любой агрегат). Да еще эта жара. Пошла сыпаться. Сначала порвался шланг системы охлаждения (на стоянке под палящим солнышком, ни с того ни с сего), и самое смешное было, что я пришел среди ночи, сел и поехал, пока не обнаружил, что движок того, перегрелся по самое не хочу. Поменял шланг, вроде безпоследствий. Поездил неделю — уходит тосол, хорошо уходит. Думаю, головку перегрел, уже и ключ динамометрический подобрал, и прокладку купил, хожу, смелости набираюсь головку снимать. Пока вдруг не обнаружил характерную лужу. От души отлегло — все ж не головка блока, но думаю, мож прокладка водяной помпы? С утречка с помощью ключа на 17 и какой-то матери снял насос, изрядно помучившись. В инструкции написано, что для того, чтобы открутить шкив распредвала, надо его зафиксировать отверткой и приложена идиллическая картинка — хрен с два, будьте готовы откручивать в компании друга или соседа — он так хорошо затянут, что так, как там нарисовано, хрен открутишь, я пока открутил, отвертку согнул и мозоли на руке заработал. Снимаю насос — лопасти (которые какой-то идиот додумался делать из пластика) совсем оплавились и разрушились. Но самое интересное было в другом — мне в сервисе 2 года назад, когда меняли этот насос, оказалось, посадили его криво, а чтобы не тек — на герметик, не знаю, какой кулибин в нехорошем смысле слова это придумал, но все это время я мог остаться посреди дороги с вытекшим тосолом. Когда я движок подогрел, герметик оплавился, потом застыл и стал крошиться, а в течение недели от вибрации разрушился, насос стоит криво — вот и пошло. Вывод из этого таков — мужики, если что можно сделать своими руками — делайте. В сервисах к Оке относятся пренебрежительно, делают в основном тяп-ляп (за некоторым исключением, я лично движок перебирал у земляка матери), ставят на ней учиться учеников чародея, которые три болта закрутить не смогли, так приклеили
ru-oka.livejournal.com
Съемник рулевых тяг и другие особенности процесса замены
После тщательной диагностики, при необходимости, следует приступить непосредственно к демонтажу старой тяги и установке новой. Обязательно перед началом работы поставьте ваш автомобиль на ручной тормоз, а под задние колеса установите упорные бруски. Если вам необходимо демонтировать правую тягу, тогда передние колеса выворачиваются в левую сторону, при демонтаже левой, соответственно, – вправо.
Далее переднюю часть авто необходимо установить на опоры. Шаровой шарнир крепится к поворотному рычагу при помощи гайки, ее следует раскрутить, предварительно сняв фиксатор. Для следующего шага понадобится съемник рулевых тяг, с его помощью необходимо выпрессовать палец шарового шарнира из поворотного рычага стойки.
Отверткой отверните концы стопорной пластины, таким образом, вы расконтрите болты, которые крепят рулевые тяги, затем отверните их вообще. Необходимо повернуть соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма. Вот теперь ее можно снять. Если необходима замена наконечника рулевой тяги, то ее нужно зажать за шестигранник муфты в тисках и ослабить контргайку наконечника.
Отворачивая сам наконечник, не забывайте считать количество совершенных оборотов. Лучше всего, зафиксировать это число на бумаге, дабы не забыть. Устанавливая новый наконечник, заверните его точно на такое же количество оборотов. При необходимости замены чехла нужно снять старый, затем смазать поверхность герметиком, и только после этого установить новый. Собирать рулевую тягу нужно строго в обратном порядке, поэтому не отвлекайтесь, когда будете разбирать свой автомобиль.
Шарниры рулевых тяг заменяем в случае появления люфта.
Работу удобнее проводить на смотровой канаве.
Поперечную тягу можно заменить в сборе, либо отдельно ее наконечники или их шарниры.
Если крепежные детали сильно загрязнены, очистите их металлической щеткой и обработайте легкопроникающей смазкой, например WD-40.
1. Пассатижами расшплинтовываем гайку крепления поперечной тяги
2. Ключом «на 24» отворачиваем гайку крепления поперечной тяги к рычагу. Гайку следует оставить на резьбе пальца.
3. Используя поворотный рычаг в качестве опоры, «напрягаем» палец, опираясь монтажной лопаткой о поперечную тягу.
Ударяя молотком по рычагу, выпрессовываем палец.
4. Отвернув гайку, вынимаем палец из отверстия поперечной тяги.
5. Ослабляем затяжку хомута тяги. Вращая наконечник, выворачиваем его из рулевой тяги.
6. Для замены шарнира поддеваем отверткой или тонким зубилом уплотнитель
7. Снимаем уплотнитель.
8. Из труб подходящего диаметра подбираем (изготовляем) две оправки.
Одну с отверстием, чуть больше диаметра корпуса шарнира, а вторую – с наружным диаметром, равным диаметру шарнира.
9. Подложив под шарнир оправку, зажимаем наконечник в тисках.
Затягивая тиски, через вторую оправку выпрессовываем корпус шарнира из наконечника тяги.
10. Устанавливаем новый шарнир в отверстие тяги.
11. Запрессовываем новый шарнир через оправку, уперев наконечник о трубу подходящего диаметра и длины
12. Можно запрессовать в тисках
Закладываем в уплотнитель шарнира смазку ШРБ-4, ставим его на место и заворачиваем собранный наконечник в тягу.
При замене наконечника в сборе шарнир не выпрессовываем, а сразу вворачиваем в тягу новый.
Аналогично заменяем шарнир или наконечник на другой стороне тяги.
Наконечники правой и левой сторон не взаимозаменяемые, так как имеют резьбу противоположного направления.
Устанавливаем поперечную рулевую тягу в обратной последовательности, покрыв пальцы шарниров любой смазкой.
После установки тяги регулируем схождение передних колес.
13. Для замены шарниров продольной тяги пассатижами расшплинтовываем гайку
14. Ключом «на 24» отворачиваем гайку крепления продольной тяги к сошке.
15. Отжимая тягу от сошки монтажной лопаткой и ударяя молотком по бобышке сошки сбоку выпрессовываем палец
16. Можно, пользуясь специальным съемником, выпрессовываем палец
17. Отсоединяем продольную тягу от сошки.
Аналогично отсоединяем продольную тягу от поворотного рычага.
Шарниры продольной рулевой тяги перезапрессовываем в такой же последовательности, как и у поперечной тяги или заменяем тягу в сборе.
Устанавливаем новую тягу в обратной последовательности, смазав конусные поверхности пальцев любой смазкой.
Купоны за комментарии!
Хотим отблагодарить вас за комментарий! Выберете один из 3 купонов. Сообщение показывается 1 раз в день — не упустите свой шанс!
Помогите другим пользователям и напишите комментарий о своем опыте: помогла ли вам статья, что можно сделать лучше или по другому.
Рулевой механизм снимают для ремонта (рекомендуем ремонтировать механизм в специализированной мастерской) или замены.
Рулевой механизм установлен на левом лонжероне с его внутренней стороны и закреплен на лонжероне кузова тремя болтами, вставленными с внутренней стороны.
Вам потребуются: ключи «на 17», «на 19», отвертка.
Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую канаву
Вынимаем болт крепления наконечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу винта рулевого механизма (смотрим статью – Как снять рулевую колонку ВАЗ-2123)
Вывешиваем переднюю, часть автомобиля и снимаем левое колесо.
Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы средней и боковой тяг (статья – Замена рулевых тяг Niva Chevrolet), и отводим боковую тягу вниз
Головкой на 19 откручиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления
И вынимаем болт-штуцер
Наконечник уплотнен с двух сторон медными шайбами
Головкой на 22 с удлинителем откручиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга подвода жидкости к радиатору
И вынимаем болт-штуцер
Соединение уплотнено медными шайбами
Головкой на 17 откручиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону
Удерживая болт от проворачивания ключом на 17
Таким же образом и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма
На каждом болте между лонжероном и корпусом рулевого механизма установлено по одной шайбе (нужно обязательно ставить шайбы, иначе лонжерон в этом месте может треснуть или перетереться)
Приподнимая рулевой механизм, выводим шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия в сошке и снимаем рулевой механизм
В отверстие, расположенное в щитке передка, через которое проходит вал винта, вставлен резиновый уплотнитель
Устанавливаем рулевой механизм в обратном порядке, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.
Крепим среднюю и боковую рулевые тяги к сошке, а вал винта рулевого механизма – к промежуточному валу рулевого управления.
Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора.
При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления на штатных местах
Затягиваем гайки болтов крепления рулевого механизма
Моменты затяжки крепежа:
— гайка болта крепления картера рулевого механизма 33,3-41,2 Нм;
— гайка шарового пальца тяг рулевого привода 42,1-63 Нм;
В цепи управления автомобилями, в том числе и Нивы Шевроле, немаловажную роль играют рулевые тяги. Данное устройство предназначено для соединения механизма руля и поворотного кулака. Такое соединение обеспечивает поворот колес автомобиля и является частью привода рулевого управления.
Рулевое управление – это важное звено, посредством которого обеспечиваются повороты транспортного средства. И если выходит из строя любая деталь из механизма рулевого управления, то это чревато непредсказуемыми последствиями
Чтобы избежать поломок таких изделий на кроссовере Нива Шевроле, необходимо периодически проводить осмотры и следить за состоянием деталей. В данной статье рассмотрим основные назначения рулевых тяг, их конструктивные особенности, и как проводится замена изношенных деталей на внедорожнике Нива Шевроле (видео).
Замена рулевых тяг: поэтапный процесс
Рулевое управление – это то, благодаря чему автомобиль осуществляет свое движение. Оно состоит из рулевого привода и механизма. Второй из них обеспечивает передачу усилий на рулевой привод. Механизм состоит из картера, рулевого колеса с валом и рулевой сошки. А привод включает в себя левую, боковые, правую и среднюю тяги, маятниковый и поворотный рычаги колес.
Прежде чем говорить на такую тему, как замена рулевых тяг, стоит отметить, что у каждой из них есть шарниры. Они нужны, чтобы подвижные детали привода могли легко поворачиваться относительно кузова и друг друга в разных плоскостях.
Итак, теперь стоит затронуть непосредственно тему “замена рулевых тяг”. Первое – нужно обязательно заменить порванный пыльник шруса, во избежание попадания в него воды и грязи. Они быстро выведут из строя шрус. Также перед тем как будет осуществляться замена рулевых тяг, нужно заменить пыльник шруса. Это легко сделать, даже не снимая с тяги наконечник. Внутренние погнутые наконечники тяг нужно обязательно заменить.
Итак, что включает в себя замена рулевой тяги?
1. Сначала нужно затормозить машину стояночным тормозом, после чего установить под здание колеса упорные бруски. Затем вывесить соответствующее колесо, установить транспортное средство на опору и снять его.
2. Затем нужно очистить гайку крепления тяги к рычагу (поворотному) и нанести жидкость WD-40 (следует выбирать этот тип) на резьбовое соединение. Это потребуется, чтобы облегчить процесс отворота гайки тяги.
3. Потом вынимается к поворотному рычагу шплинт гайки крепления шарнира (шарового).
4. После потребуется отвернуть гайку его крепления. Нельзя не упомянуть про рейку. Схема рулевой рейки весьма специфична. И чтобы снять саму рейку, нужно открутить гайку и вытащить стопор. После чего отсоединяются наконечники и шаровые опоры тяг. Затем откручиваются болты передней балки и шланги. Только потом уже откручивается рейка.
5. Используя съемник, надо выпрессовать палец шарового шарнира из поворотного рычага.
6. Затем болты крепления нужно раскрутить. Для этого потребуется отогнуть концы стопорной пластины при помощи отвертки.
7. Потом ослабляется затяжка всех болтов, после чего болт крепления отворачивается.
8. Затем следует повернуть соединительную пластину таким образом, чтобы получилось отсоединить саму рулевую тягу от механизма.
9. После этого можно снять тягу.
10. Затем рулевая тяга зажимается в тисках на соединительной муфте за шестигранник, после чего нужно ослабить контргайку крепления.
11. Наконечник тяги нужно отвернуть, посчитав при этом число выполненных им оборотов. Полученную цифру следует записать. Новый наконечник надо завернуть на количество оборотов, выполненное старым.
12. Чтобы заменить пыльник, нужно снять уплотнительное кольцо.
13. Затем снимается пружинное кольцо, после чего надо снять пыльник с рулевого наконечника.
14. После потребуется снять верхний слой грязной смазки. В том случае, если внутрь шарнира попала грязь, его потребуется заменить. После этого наносится новая смазка. В новый пыльник закладывается эта же смазка, после чего он устанавливается на шарнир. Для этого нужно надеть его кромку на посадочное место, расположенное на шарнирном корпусе.
15. Затем устанавливаются уплотнительное и пружинное кольца.
16. После этого надо проверить, правильно ли были установлены кольца, а также то, насколько плотно прилегают кромки колпачка.
17. Потом рулевая тяга устанавливается на автомобиль в обратном снятию порядке. Болты креплений нужно завернуть поплотнее. После этого их нужно закрутить. Для лучшего результата надо загнуть края стопорной пластины.
Вот и завершена замена рулевых тяг!
Симптомы неисправности рулевых тяг ВАЗ — 2107
- Стук со стороны передней подвески — довольно неприятный симптом, особенно заметный при проезде небольших неровностей на умеренной скорости. Хотя появления стука со стороны передней подвеске может свидетельствовать о неисправности и других элементов подвески — шаровых опор, стоек стабилизаторов, сайлентблоков и тп.
- Увеличение свободного хода рулевого колеса. Тут я думаю и так понятно, что это видно, когда при повороте руля колеса остаются недвижимыми. Также это затрудняет управление на большой скорости, приходится часто подрулевывать удерживая курс.
Так как же все-таки определить неисправность рулевых тяг? Я не буду рассматривать специальные приспособления, которыми пользуются профессионалы при диагностике неисправности, рассмотрим старые но верные способы. Первый из них, установить автомобиль на ровной площадке, желательно на яме, просто взять тягу рукой и покрутить по оси — если вы усилием руки сможете провернуть тягу, то тягу быстро на замену. Еще один способ заключается в проворачивании рулевого колеса туда-сюда и одновременным упором ногой в колесо — если наконечники неисправны, то вы почувствуете щелчки и зазоры, это сложно объяснить, надо пробовать. Еще последний мне известный способ с помощником, помощник покачивает руль в две стороны, а вы тем временем берете рукой проверяемый шарнир и почувствуете наличие зазора — соседние тяги двигаются не синхронно. Если зазор есть — то необходимо заменять наконечники.
Замена наконечников рулевых тяг ВАЗ 2101 — 2106
Замена является операцией не слишком тяжелой, но требующей определенных навыков. Можно пойти двумя путями: использовать заводской съемник; выбить тягу подручными средствами. Съемник призван облегчить извлечение пальца рулевого наконечника с сошки поворотного колеса, который при длительной езде прикипает и зажимается в конусе очень плотно.
Съемник наконечников рулевых тяг
Работать съемником довольно просто — он одевается на головку наконечника и путем вворачивания болта выдавливается палец рулевого наконечника. Облегчить этот процесс можно предварительно обработав соединение жидкостью типа ВД-40 или простучав через мощную наставку сошку в месте входа пальца молотком.
Второй вариант заключается в нагружении рулевой тяги усилием с помощью ломика и резким ударам молотком (возможно с наставкой, кому как удобно) по сошке поворотного кулака. Не переусердствуйте, существует возможность появления повреждений сошки.
Сюда бить молотком
Так выбивается и внутренний и внешний наконечник рулевой тяги. После того как тяга снята с автомобиля нужно произвести необходимые измерения, чтобы избежать необходимости регулировки схождения-развала колес.
Обязательно! Необходимо замерить точно!!! расстояние от соединительной муфты до определенной точки на наконечнике выбранной вами, также как вариант можно посчитать количество витков резьбы до соединительной муфты. Главный критерий обеспечить одинаковые измеряемые отрезки и на старом наконечнике, и на новом.
Замер наконечников
После измерения наконечников можно разбирать тягу, отпустить хомуты муфты , вывернуть наконечник из муфты. Чтобы облегчить этот процесс можно предварительно обработать эти соединения смазкой. После извлечения наконечника из муфты на его место вворачивается новый, не забываем, что ввернуть надо до получения замеренного раньше размера. Аналогично заменяется второй.
После завершения замены наконечников необходимо тщательно и сильно завернуть хомуты, установить тягу на место, завернуть гайки с необходимым моментом и зашплинтовать их.