8.5.4 Проверка и замена приборов
Вам потребуются |
|
Нумерация контактов на колодке (для проверки приборов комбинации) |
Указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости в комбинации крепятся к монтажной плате тремя гайками. |
Проверка датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости
• Стрелка указателя не отклоняется от начала шкалы независимо от температуры охлаждающей жидкости Отсоедините провод от датчика указателя и соедините его с “массой”. Включите зажигание:
– стрелка указателя отклонилась – неисправен датчик (замените); – стрелка указателя не отклоняется – продолжите поиск неисправности.
Выньте комбинацию приборов из панели и отсоедините от нее красную соединительную колодку. Соедините проводом контакт 2
колодки комбинации с “массой”. Включите зажигание:
– стрелка указателя отклонилась – обрыв в проводе, соединяющем указатель и датчик; – стрелка указателя не отклонилась – замените указатель.
Если стрелка нового указателя не отклоняется, повреждение следует искать в комбинации приборов (в монтажной плате или местах пайки колодки к плате). Устраните неисправность либо замените монтажную плату или комбинацию приборов.
• Стрелка указателя находится в красной зоне шкалы независимо от температуры охлаждающей жидкости
Отсоедините провод от датчика указателя. Включите зажигание:
– стрелка указателя отклонилась в начало шкалы – неисправен датчик (замените); – стрелка указателя не отклоняется – проверьте, нет ли замыкания на “массу” провода, соединяющего датчик с указателем. Если замыкания нет – неисправен указатель (замените).
Проверка датчика и указателя уровня топлива
• Стрелка указателя не отклоняется от начала шкалы независимо от количества бензина в топливном баке
Сложите заднее сиденье и снимите крышку лючка датчика указателя. Отсоедините серо-красный провод от датчика указателя и соедините его с “массой”.Включите зажигание:
– стрелка указателя отклонилась – неисправен датчик (замените); – стрелка указателя не отклоняется – продолжите поиск неисправности.
Дополнительные обозначения
При подключении генератора или вмешательстве в проводку и систему зажигания ВАЗ следует знать расположение блока предохранителей в авто. Всего их 17-ть, из которых 2 резервных.
- задние лампы реверсной передачи;
- электродвигатели насосов омывателей фар и стекла;
- обогрев заднего стекла;
- указатели поворотов, аварийной сигнализации;
- противотуманные фонари;
- тахометр, вольтметр, контрольные лампы на приборке;
- прикуриватель и часы;
- звуковой сигнал;
- освещение салона, лампы тормоза;
- дальний свет фар;
- контрольная лампа дальнего света;
- подкапотное освещение и освещение номерного знака;
- подсветка бардачка;
- ближний свет справа;
- ближний свет слева.
Автор материала: Думченков Михаил
Есть вопросы по ремонту автомобиля? Задайте их в разделе консультаций, для этого нажмите на ссылку ниже.
Задать вопрос автомеханику
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Автомобили представлены ведущим салоном РОССИИ
Сколько стоит новый датчик уровня топлива, указатель?
Цена за новый датчик топлива для «классики» находится в пределах 300-400 рублей. Указатель уровня топлива чуть дороже — 400-500 рублей. Все цены указаны для розничных магазинов (регион — Москва и Московская область).
Указатель уровня топлива
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива
Количество топлива в баке | Сопротивление датчика, Ом |
Пустой бак | 315 – 345 |
Половина бака | 100 – 135 |
Полный бак | 7 и меньше |
Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком БМ-150, который установлен в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы, когда в баке остается 4–6,5 л топлива.
Исправность датчика указателя топлива можно проверить омметром.
Стрелка прибора постоянно показывает полный бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика. Если стрелка вернется к началу шкалы – датчик неисправен. В противном случае либо неисправен прибор, либо провод замкнут на массу. Для проверки снимаем щиток приборов (см. Снятие щитка приборов), отсоединяем от указателя розовый провод с красной полосой и включаем зажигание. Если стрелка вернулась в начало шкалы – указатель уровня топлива исправен, а поврежден провод.
Стрелка прибора постоянно показывает пустой бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика (вывод «Т») и соединяем его с «массой». Если стрелка отклонилась – датчик неисправен. Если стрелка не отклонилась, снимаем щиток приборов (см. Снятие щитка приборов) и соединяем с «массой» вывод указателя уровня топлива, к которому подсоединяется розовый провод с красной полосой. Если стрелка отклонилась – прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем топлива.
Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком БМ-150, который установлен в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки.
Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы, когда в баке остается 4–6,5 л топлива.
Исправность датчика указателя топлива можно проверить омметром.
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива
Стрелка прибора постоянно показывает полный бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика.
Если стрелка вернется к началу шкалы – датчик неисправен.
В противном случае либо неисправен прибор, либо провод замкнут на массу.
Для проверки снимаем щиток приборов (см. Снятие щитка приборов), отсоединяем от указателя розовый провод с красной полосой и включаем зажигание.
Если стрелка вернулась в начало шкалы – указатель уровня топлива исправен, а поврежден провод. Стрелка прибора постоянно показывает пустой бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика (вывод «Т») и соединяем его с «массой».
Если стрелка отклонилась – датчик неисправен.
Если стрелка не отклонилась, снимаем щиток приборов и соединяем с «массой» вывод указателя уровня топлива, к которому подсоединяется розовый провод с красной полосой.
Если стрелка отклонилась – прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем топлива.
Что такое датчик массового расхода воздуха
В процессе работы двигатель потребляет не только дорогое топливо, но и бесплатный воздух. Причем по законам физико-химического процесса воспламенения топлива в камере сгорания, мотору необходимо около 12-14 литров воздуха для сгорания литра топлива. Только тогда эффективность от сгорания будет максимальной, только тогда не будет перерасхода топлива и тогда количество токсичных выбросов будет минимальным. С топливом проще. Сколько форсунка подала в цилиндр, столько топлива и сгорело. Сколько бензина купили, столько его насос в топливную рамку и накачал. Воздух пока отпускается в одни руки нелимитировано, если говорить о процессе сгорания топлива, то кислород нужно четко контролировать. Вот для этого и устанавливают ДМРВ, датчик массового расхода воздуха.
ДМРВ измеряет точное количество воздуха, поступившего в цилиндр и передает эту информацию на электронный блок управления двигателем. ЭБУ в свою очередь, на основе этих данных делает выводы о том, сколько необходимо подать топлива. ДМРВ, конечно, не последняя инстанция, которая влияет на подачу топлива, но его показания в этом деле очень важны.
Датчик уровня топлива (ДУТ) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
В системе питания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается датчик уровня топлива (ДУТ), предназначенный контролировать количество бензина в топливном баке. Он расположен на заборнике топлива в топливном баке автомобиля. На щитке приборов имеется указатель уровня топлива и лампа (сигнализатор) резерва топлива, связанные электрической цепью с датчиком уровня топлива и передающие информацию с него непосредственно водителю.
Устройство датчика топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик уровня топлива (ДУТ) имеет круглый фланец, крепящийся непосредственно к топливному баку. На фланце расположена соединительная колодка датчика с двумя выводами. К нему же приварена трубка топливозаборника и трубка обратки. Сам датчик имеет пластиковый корпус, крепящийся на опорной пластине. Внутри корпуса расположен реостат с обмоткой из нихромовой проволоки и неподвижный контакт включения лампы резерва топлива. Контакт соединен с колодкой датчика (вывод «W»). У реостата имеется ползунок, установленный на вращающейся оси и соединенный с подвижным рычагом, на конце которого установлен пластмассовый герметичный поплавок. Нижний конец реостата соединен с колодкой датчика.
Принцип действия датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Поплавок перемещается вниз или вверх при падении или увеличении уровня топлива топлива в бензобаке. Одновременно перемещается соединенный с ним ползунок по обмотке реостата меняя сопротивление на выходе с реостата с низкого на высокое и обратно. Падение и повышение сопротивления отражается на перемещении стрелки указателя уровня топлива в щитке приборов. Уровень в баке низкий, поплавок опущен – сопротивление 285-335 Ом (стрелка указателя уровня топлива на нуле), стрелка указателя показывает пол бака – сопротивление 100-135 Ом, полный бак (стрелка до отказа вправо, поплавок поднят)– 7-25 Ом.
В нижнем положении поплавка, когда уровень топлива самый минимальный (4-7 л), замыкаются контакты на ползунке и контакт лампы резерва топлива. Лампа на щитке приборов загорается.
Работа датчика уровня топлива (ДУТ) при полном баке: поплавок всплыл вверх, контакт ползунка внизу реостата (сопротивление минимальное), подвижный и неподвижный контакты контрольной лампы резерва топлива разомкнуты (лампа не горит)
Работа датчика уровня топлива при падении уровня топлива в топливном баке автомобиля: поплавок упал, контакт ползунка поднялся вверх по обмотке реостата (сопротивление максимальное), подвижный и неподвижный контакты лампы резерва топлива сомкнулись (лампа загорелась)
Подробнее о том как работает указатель и датчик уровня топлива: «Указатель уровня топлива ВАЗ 21083, схема».
Электрическая схема соединений датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схема подключения датчика уровня топлива в бензобаке ВАЗ 21083
Применяемость датчика уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.
Неисправности датчика уровня топлива
При выходе из строя датчика уровня топлива указатель уровня топлива в щитке приборов либо вовсе не работает, либо показывает неверную информацию. Подробнее о неисправности датчика уровня топлива см. «Не работает указатель уровня топлива в щитке приборов ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Реостат это электрический прибор, позволяющий регулировать силу тока и напряжение в электрической цепи посредством изменения сопротивления проходящего через его обмотку электрического тока. Ползунок, являясь подвижным контактом, перемещаясь по виткам обмотки реостата (проводника), изменяет количество витков включенных в цепь тем самым изменяет длину проводника и соответственно его сопротивление.
Еще статьи по топливной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снятие и установка датчика уровня топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Схема топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем
— Прочищаем сетчатый топливный фильтр на заборнике топлива в бензобаке автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Топливный модуль (электробензонасос) инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Неисправности топливной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Прокачка тормозов и замена тормозной жидкости на автомобиля ваз 2107
Тормозную жидкость на автомобиле ваз 2107 заменяем согласно периодичности технического обслуживания (см. «Периодическое техническое обслуживание автомобиля ваз 2107»). Тормоза автомобиля ваз 2107 прокачиваем для удаления из тормозной системы воздуха и при замене тормозной жидкости. При разгерметизации одного из тормозных контуров достаточно прокачать только этот тормозной контур, а не тормозную систему. Очередность прокачки тормозных контуров гидропривода тормозной системы не имеет значения. Прокачку тормозного контура автомобиля ваз 2107 начинаем с тормозного механизма, наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра. Для выполнения работы по прокачке тормозов на автомобиле ваз 2107 потребуется помощник, а также специальный ключ на 10 мм для тормозных трубок, прозрачная виниловая трубка подходящего диаметра, емкость для слива тормозной жидкости и свежая тормозная жидкость (см. «Эксплуатационные жидкости используемые на автомобилях ваз 2107»).Последовательность выполнения прокачки тормозов на автомобиле ваз 2107
1. Подготавливаем автомобиль ваз 2107 к выполнению операций (см. «Подготовка автомобиля ваз 2107 к техническому обслуживанию и ремонту»). 2. Снимаем крышку тормозного бачка гидропривода тормозов и при недостаточном уровне доливаем в тормозной бачок тормозную жидкость до метки «МАХ». 3. Снимаем с автомобиля ваз 2107 переднее правое колесо (см. «Колесо автомобиля ваз 2107 – замена») и снимаем со штуцера рабочего тормозного цилиндра защитный резиновый колпачок.
4. Надеваем на штуцер прокачки резиновый шланг и погружаем его свободный конец в емкость, частично наполненную тормозной жидкостью. Тормозную жидкость наливаем в емкость для того, чтобы во время прокачки тормозов были видны пузырьки воздуха, выходящего из резинового шланга. При использовании прозрачного шланга нет необходимости предварительно наполнять емкость тормозной жидкостью, так как движение пузырьков воздуха в шланге можно оценить визуально. 5. Помощник нажимает 3-5 раз педаль тормоза и удерживает ее нажатой. 6. Ключом на 8 мм (10 мм на автомобилях ваз 2107 ранних выпусков) отворачиваем на 3/4 оборота штуцер прокачки тормозов.
При этом педаль тормоза начинает перемещаться, вытесняя тормозную жидкость через шланг. 7. После того как педаль тормоза переместилась до упора, заворачиваем штуцер, после чего помощник отпускает педаль тормоза.
Внимание При прокачке тормозов на автомобиле ваз 2107 необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в тормозном бачке и при необходимости доливать тормозную жидкость. 8
Повторяем операции по прокачке тормозов на автомобиле ваз 2107 до тех пор, пока в выходящей из шланга тормозной жидкости не исчезнут пузырьки воздуха. 9. Снимаем шланг и надеваем на штуцер прокачки тормозов защитный колпачок. 10. Устанавливаем на автомобиль ваз 2107 ранее снятое колесо. 11. Аналогично прокачиваем тормозной механизм левого переднего колеса и закрываем крышку тормозного бачка гидропривода тормозной системы. 12. Задний тормозной контур гидропривода тормозной системы на автомобиле ваз 2107 прокачивается аналогично переднему, начиная с правой стороны автомобиля ваз 2107. 13. Для замены тормозной жидкости на автомобиле ваз 2107 резиновой грушей отбираем из тормозного бачка отработанную тормозную жидкость и заливаем свежую. Прокачиваем передний и задний тормозные контуры гидропривода до выхода из штуцеров рабочих тормозных цилиндров свежей (более светлой и прозрачной) тормозной жидкости
8. Повторяем операции по прокачке тормозов на автомобиле ваз 2107 до тех пор, пока в выходящей из шланга тормозной жидкости не исчезнут пузырьки воздуха. 9. Снимаем шланг и надеваем на штуцер прокачки тормозов защитный колпачок. 10. Устанавливаем на автомобиль ваз 2107 ранее снятое колесо. 11. Аналогично прокачиваем тормозной механизм левого переднего колеса и закрываем крышку тормозного бачка гидропривода тормозной системы. 12. Задний тормозной контур гидропривода тормозной системы на автомобиле ваз 2107 прокачивается аналогично переднему, начиная с правой стороны автомобиля ваз 2107. 13. Для замены тормозной жидкости на автомобиле ваз 2107 резиновой грушей отбираем из тормозного бачка отработанную тормозную жидкость и заливаем свежую. Прокачиваем передний и задний тормозные контуры гидропривода до выхода из штуцеров рабочих тормозных цилиндров свежей (более светлой и прозрачной) тормозной жидкости.
Проверка указателя и датчика уровня топлива ВАЗ-2107
Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком БМ-150, который установлен в топливном баке. Датчик выполнен в виде реостата из нихромовой проволоки.
Подвижный контакт реостата перемещается рычагом поплавка. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы, когда в баке остается 4–6,5 л топлива.
Исправность датчика указателя топлива можно проверить омметром.
Данные для проверки датчика указателя уровня топлива
Количество топлива
в баке |
Сопротивление
датчика, Ом |
Пустой бак | 315 – 345 |
Половина бака | 100 – 135 |
Полный бак | 7 и меньше |
Стрелка прибора постоянно показывает полный бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика.
Если стрелка вернется к началу шкалы – датчик неисправен.
В противном случае либо неисправен прибор, либо провод замкнут на массу.
Для проверки снимаем щиток приборов (см. Снятие щитка приборов), отсоединяем от указателя розовый провод с красной полосой и включаем зажигание.
Если стрелка вернулась в начало шкалы – указатель уровня топлива исправен, а поврежден провод. Стрелка прибора постоянно показывает пустой бак.
При включенном зажигании отсоединяем розовый провод с красной полосой от датчика (вывод «Т») и соединяем его с «массой».
Если стрелка отклонилась – датчик неисправен.
Если стрелка не отклонилась, снимаем щиток приборов и соединяем с «массой» вывод указателя уровня топлива, к которому подсоединяется розовый провод с красной полосой.
Если стрелка отклонилась – прибор исправен, а поврежден провод между датчиком и указателем топлива.
Замена датчика указателя уровня топлива
Снимаем пластмассовую накладку топливного бака.
1. Отсоединяем два провода от выводов датчика, предварительно пометив их расположение.
Крестообразной отверткой ослабляем винт крепления хомута топливного шланга и снимаем шланг со штуцера топливозаборника.
Ключом «на 7» отворачиваем шесть гаек
Аккуратно вынимаем датчик из бака. Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности
Под одну из гаек датчика устанавливаем «массовый» провод
Замена запчасти
Датчик температуры антифриза на ВАЗ 2107 для карбюраторного двигателя важен, потому что в случае его неисправности на инжекторе будут передаваться неверные данные.
Перед тем, как начать снимать старый датчик температуры с двигателя на ВАЗ 2107, он должен полностью остыть. В противном случае при открытии отверстия жидкость может нанести ожоги.
Самостоятельная замена измерителя охлаждающей жидкости на ВАЗ проводится по следующим этапам:
- Обесточивание бортовой сети для предотвращения короткого замыкания в случае попадания влаги на провода. Это может произойти при их плохой изоляции, но в любом случае, рекомендуется отключение от сети.
- Слив антифриза, находящегося в цилиндрах. Для этого заранее необходимо подготовить емкость.
- Сдвиг защитного колпачка и отсоединение контактных проводов. Для снятия необходимо потянуть их вниз и слегка на себя.
- Выкручивание датчика при помощи торцевого или гаечного ключа на 21. При откручивании нужно быть внимательным к сохранности тонкого уплотнительного кольца.
Перед вкручиванием нового прибора стоит зачистить места присоединения. Обычно там скапливается грязь и пыль, которые также негативно сказываются на работе. При этом можно использовать ветошь, которая не оставит ворсинок. Отверстие необходимо обработать обезжиривателем.
Установка нового измерителя с соблюдением обратной последовательности перечисленных пунктов:
- Закручивание датчика. При этом не стоит прилагать серьезных усилий, чтобы исключить риск срыва резьбы.
- Подсоединение проводов.
- Закрытие защитного колпачка.
- Наполнение блоков цилиндров охлаждающей жидкостью. Лучше использовать новую жидкость, даже если недавно производилась замена.
- Подключение к сети.
- Запуск мотора.
- Проверка ДТОЖ.
Не стоит пользоваться герметиком для резьбы. Профессиональные автомобилисты и автослесари не сливают жидкость перед заменой, ловко закрывая отверстие рукой. Снятый прибор можно проверить на исправность.
Опасно ли ездить с низким уровнем топлива в баке?
Многие не знают, но помимо риска остаться без топлива, в случае игнорирования предупреждения о низком уровне топлива, существует еще ряд проблем, с которыми может столкнуться любой автовладелец, который часто ездит на пустом баке.
Проблемы с которыми можно столкнуться
- Например, частые поездки на пустом баке могут преждевременно вывести катализатор в выхлопной системе из строя, который придется ремонтировать или приобретать новый, что связано с огромными денежными тратами.
- В том числе частые поездки при низком уровне топлива в баке могут вывести из строя бензонасос. Дело в том, что топливо, которое мы заправляем на АЗС, на самом деле не чистое (особенно в России) и в нем содержатся различные фракции загрязнения, которые оседают на дне бака. При низком уровне топлива, мы рискуем, что подобный осадок может попасть в топливную систему через бензонасос. Особенно, когда топливо полностью на исходе. Именно в этот момент в бензонасос могут попасть частицы осадка из бака. При нормальном уровне топлива, подобный риск загрязнения топливной системы минимален.
Так что если вы не хотите испортить свой автомобиль, то регулярно и вовремя заправляйте ваш автомобиль, не доводя уровень топлива до низких значений, которые приводят к появлению горящей лампы на приборной панели.
Признаки и причины поломки датчика уровня топлива Ваз 2107
Типовые признаки поломки контрольного элемента:
- Указатель уровня топлива постоянно показывает “0”;
- Стрелка прибора постоянно “скачет” во время движения;
- При включении зажигания указатель остается в положении “0”, но во время движения отображает корректный уровень бензина в баке;
- Не горит индикатор низкого уровня топлива при малом количестве бензина в баке.
Причины поломки:
- Износ дорожек платы. Износ происходит из-за работы бегунка датчика уровня топлива (далее – “ДУТ”). При незначительном износе можно загнуть бегунок, зафиксировав его так, чтобы он занял позицию выше изношенного участка платы.
- Если ДУТ искажает фактический уровень бензина в баке, то сбилась корректная регулировка датчика: требуется изменить положение штифтов ДУТа. Нужно передвигать штифт так, чтобы стрелка указателя топлива перемещалась от положения “0” к положению “1”. Если при фиксации в одном из крайних положений стрелка не “замирает”, а меняет положение, то необходимо подогнуть штифт так, чтобы стрелка в позициях “0” и “1” оставалась неподвижной;
- Если стрелка прибора отображения уровня топлива показывает “0” даже при работающем ДВС, то, скорее всего, окислились контакты ДУТа. Требуется демонтаж приборной панели и зачистка крепежа контактных проводов.
Назначение датчика контроля давления масла
Все движущиеся и трущиеся детали силового агрегата постоянно омываются жидкой смазкой, подаваемой шестерёнчатым насосом из поддона картера двигателя. Если в силу разных причин подача смазки прекратится либо её уровень снизится до критического, мотор ожидает серьёзная поломка, а то и не одна. Результат — капитальный ремонт с заменой подшипников коленчатого вала, цилиндро-поршневой группы и так далее.
Чтобы уберечь владельца машины от указанных последствий, в классических моделях «Жигулей» предусмотрен двухуровневый контроль над системой смазки двигателя, действующий по такому алгоритму:
- После поворота ключа в замке и включения зажигания загорается красная контрольная лампа, сигнализирующая об отсутствии давления масла. Стрелка указателя стоит на нуле.
- В первые 1—2 секунды после запуска мотора индикатор продолжает гореть. Если подача масла производится в нормальном режиме, лампа гаснет. Реальное давление, создаваемое насосом, стрелка показывает сразу.
- При отключении двигателя, потере большого количества смазки или возникновении неполадок красный индикатор моментально загорается.
- Если напор смазки в каналах мотора уменьшается до критического, лампочка начинает вспыхивать периодически.
Неисправности, ведущие к падению давления — поломка либо износ масляного насоса, полная выработка вкладышей коленчатого вала или пробой картера.
Главную роль в работе системы играет датчик — элемент, фиксирующий напор масла в одном из основных каналов двигателя. Индикатор и указатель — всего лишь средства отображения информации, передаваемой измерителем давления.