Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.
Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:
- Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля);
- Давление в шинах;
- Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента
В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.
Регулировка угла развала колес
Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):
- Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
- Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
- Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
- Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
- Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
- После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
- Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
- Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
- Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
- Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.
Регулировка угла схождения колес
Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой.
Линейка для регулировки схождения
Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.
Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем
Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.. Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.
- Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
- Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
- Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
- Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
- При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.
После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.
Чем регулируется развал Пассат Б3? (Passat B3 ’91 1,8 RP)
Я здесь живу
Да он там и стоит с диметром стержня 11мм. А выглядит по русски примерно так: «Отпускается верхний болт крепления поворотного кулака к стойке и при помощи лома, кувалды и какой то матери (шутка) иногда само под весом авто колесо перемещается в пределах зазора отпущенного резьбового соединения для выставления нужного угла развала. Если зазоров не хватает, то верхнй болт затягивается и отпускается нижний. Вся операция повторяется» Делаем всё на нагруженной машине с помощником. Операция та ещё. И на современных стендах, где аппаратура тонко чувствует погрешность установки приходится поплясать у колеса. И ни какого перемещения болта, дающего корректировку на 1 град в конструкции не предусмотрено. Наверняка у VW для регулировки есть какое — то приспособление.
PS:А у нас всегда так: думают одно, пишут другое а делают третье. Так, что не всегда по переводным мануалам можно правильно проделать ту или иную операцию.
Мастер советчик
Скорее всего да. Но на очень-очень малую величину. А происходит это из-за (если правильно помню название) кастора — угла, под которым расположена стойка к вертикальной плоскости. Это и есть общепризнанный недостаток подвески типа МакФерсон — изменение углов развала при изменении нагрузки или повороте колес.
И вряд ли надо повторно регулировать развал.
Источник
Когда и как нужно делать сход-развал
В автосервисах работники обычно рекомендуют регулировать постановку углов колес каждые 10-15 тысяч километров, учитывая российские дороги. Однако может понадобиться внеплановая проверка, во время которой проведут специальную процедуру. Осуществить ее можно в любом шиномонтаже.
Суть процедуры
Автомобиль устанавливается на специальный стенд, где механики измеряют углы расположения колес. После этого водитель получает документ, где указаны результаты проверки. Значения сопоставляют с рекомендованными производителем.
Схема для процедуры развал-схождение
Важно: в машине в этот момент должны быть набор автомобилиста, запаска, полный бак и накачанные шины для правильной развесовки транспортного средства. Перед началом процедуры механик проверяет эти аспекты, также производя общую диагностику подвески для выявления более серьезных нарушений и проводя балансировку колес, так как она влияет на развал-схождение
Если замеры не соответствуют норме, а некоторые значения выходят за пределы допустимого диапазона, то их регулируют, используя специальные узлы, предусмотренные конструкцией подвески. После успешного проведения всех манипуляций машина снова будет готова к эксплуатации.
Как водителю распознать нарушение регулировки
Не все автолюбители знают про признаки неправильного сход-развала. Среди них можно выделить следующие:
- автомобиль при движении по прямой дороге уводит в сторону;
- машина при попадании колеса в яму становится неуправляемой;
- руль слишком тугой и не позволяет комфортно управлять авто;
- покрышки неравномерно изношены;
- водитель заметил, что колеса либо «сходятся», либо «расходятся».
Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что углы установки шин неправильные. В этом случае стоит обратиться в ближайшую СТО, чтобы избежать неприятных последствий.
Балансировка после сход-развала
Любая манипуляция с подвеской может привести к изменению углов ее элементов или к их дисбалансу. Поэтому любому автомобилисту стоит осознать, что нужно регулярно делать балансировку колес после сход-развала.
Сбитые углы постановки колес могут привести к неравномерному износу шин и, как следствие, к несбалансированности элементов подвески. В этом случае придется обращаться в СТО, где механики, используя балансировочные стенды, на которых располагаются колеса, равномерно распределят их массу.
Когда требуется развал-схождение
Процедура сход-развала хоть и установит правильные углы, но не решит проблему изношенных шин и дисбаланса ходовой части. Также могут быть не уравновешены другие элементы подвески. В этом случае все равно придется осуществлять балансировку, которая также влияет на развал-схождение, чтобы равномерно распределить массу колес относительно их центра.
Процедура регулировки схода
Шаги по корректировки схождения колес:
- Выставить передние прямо.
- На шине с внутренней стороны сделать пометки.
- Узнать расстояние с помощью телескопической линейки от отметки на одной шине до пометки на другой.
- Проехать вперед или назад и снова замерить расстояние.
- Сравнить полученный результат.
- Если схождение в сторону уменьшения размеров, то на языке механиков, этот результат называется отрицательным. Если схождение в сторону увеличения размеров, то это положительное значение.
Теперь необходимо будет с помощью рулевых тяг установить оптимальные значения. При отрицательном результате, оптимальные размеры устанавливаются посредством укорачивания тяг, а при положительном – путем удлинения.
Теперь необходимо заново сделать размеры. Если обнаружится несоответствие, то продолжить корректировку.
После того, как регулировка будет произведена, необходимо колеса установить на место, закрутить болты и проехать на транспортном средстве 10 километров. Понаблюдать как будет вести себя автомобиль.
Если автомашина продолжает уходить в сторону во время езды по прямой автомагистрали, то нужно повторить регулировку или обратиться в сервис-центр.
Корректировка развала на передних шинах
Регулировка для развала шин делается следующим образом:
- Сделать пару отметок вверху и внизу, чтобы при соединении образовывалась диагональ.
- К крылу машины приложить отвес на шнуре. Затем с помощью линейки замерить расстояние между пометкой и отвесом.
Отсюда можно сделать вывод. Если расстояние одинаковое, что у верхней и что у нижней пометки, то у колес все в порядке и корректировку можно не делать. Но, если есть разница, которая соответствует 3 миллиметрам и выше, то следует продолжить делать регулировку.
- Провернуть шины, чтобы сделанные пометки стали параллельны земле.
- Замерить.
- Откатить машину и снова замерить.
Это делается для того, чтобы узнать, какие существуют отклонения более точно. После того, как все замеры будут сделаны, необходимо продолжить шаги по корректировке:
- Поднять на домкрате переднюю часть автомобиля.
- Открутить болты, которые держат колеса.
- Снять их.
- Выкрутить винты поворотного кулака и кронштейна амортизационной стойки.
- Сдвинуть кулак на то расстояние, которое показали измерения.
- Установить колеса и повторить измерения.
Повторять эту процедуру до тех пор, пока не будет пойман тот размер, который указывается для этого транспорта оптимальным.
После того как был исправлен развал передних шин, необходимо приступить к процедуре регулировки схождения.
Датчики угла рулевого управления
Если вы видите позднюю модель VW с нарушенным схождением развалом, то сначала найдите и замените поврежденные детали. Иначе процедура установки углов подвески по спецификации будет невозможна или бессмысленна.
Датчики угла рулевого управления
После минимального выравнивания сброс датчика положения рулевого колеса с помощью диагностического прибора не требуется. Боковой акселерометр и датчик рыскания компенсируют незначительные изменения угла поворота рулевого колеса после одного цикла поездки. Если при регулировке делались экстремальные уголы наклона шаровой, или если была заменена рулевая колонка и / или стойка, требуется выполнить процедуру калибровки. На автомобилях с ксеноновыми фарами есть рычаг на левом переднем рычаге управления, который регулирует угол освещения в зависимости от положения транспортного средства. Понятно, что таким образом угол положения автомобиля регулирует освещение, чтобы не ослепить встречных водителей.
Этот рычаг открыт, поэтому подвержен повреждениям и может отсоединяться. Всегда проверяйте этот узел и при необходимости заменяйте. Кроме того, датчик может быть откалиброван с помощью диагностического прибора.
Как понять, что нужна регулировка, и почему это важно
Данная процедура должна выполняться два раза в год при сезонной замене резины. Современные автомобили чаще всего обслуживаются в специализированных автосервисах. Здесь используются специализированные стенды, компьютеры. Данную процедуру можно провести своими силами.
Вначале важно научиться распознавать необходимость проведения такой регулировки. При этом ориентироваться следует на такие признаки:
- неоднородность износа покрышек;
- постоянный увод авто в сторону во время прямолинейного движения;
- возникновение трудностей при управлении автомобилем;
- неравномерность стирания кромок желобка переднего колеса.
Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно незамедлительно принимать адекватные меры для решения проблемы.
Схождение и развал колес / поперечный и продольный наклон шкворня
Под схождением колес понимают разность расстояний, измеренных спереди и сзади управляемых колес на высоте оси их вращения от дороги. Как правило, передние колеса должны иметь положительное схождение, так как они — вследствие развала и сопротивления качению — при прямолинейном движении катятся несколько наружу, так как имеются незначительные зазоры в подшипниках ступиц колес, в подвесках и шарнирах поперечных рулевых тяг. Положительное схождение ограничивает стремление колес катиться наружу. При положительном схождении колес расстояние между коле сами спереди меньше, чем расстояние сзади. При отрицательном схождении колес, наоборот, меньшее расстояние между колесами будет сзади.
В автомобилях VW PASSAT устанавливается нулевое схождение колес (0°). Необходимо иметь ввиду, что у автомобилей с усилителем рулевого механизма регулировка схождения может выполняться только на правой поперечной рулевой тяге.
Развал колес и поперечный наклон шкворня уменьшают передачу на рулевое управление ударных нагрузок со стороны дороги и поддерживают минимальным момент трения колес о дорогу при поворотах.
Развал колес — это наклон плоскости переднего колеса относительно вертикальной плоскости (на рисунке показан положительный развал с наклоном плоскости колеса на угол а). Автомобили VW PASSAT имеют отрицательный угол развала колес. Предписанное значение угла развала колес составляет -1°20’±20′; при наличии двигателя мощность 150 л.с. и двигателя VR6: -1°10±20′: для автомобилей, рассчитанных для движения по пересеченной местности: -1°±20′. Корректировка угла развала колес может выполняться только в соединении корпуса подшипника ступицы колеса со стойкой амортизатора,
Поперечный наклон шкворня характеризуется углом р между осью шкворня и вертикалью, проходящей через точку касания шины с дорогой, если смотреть в направлении движения автомобиля.
Угол развала колес и угол поперечного наклона шкворня оказывают совместное влияние на так называемое плечо обкатки — расстояние между центром опорной поверхности шины управляемого колеса и точкой пересечения оси шкворня с дорогой. Чем меньше плечо обкатки, тем легче в управлении автомобиль.
Передаваемые со стороны дороги на рулевое управление толчки также при этом становятся существенно слабее.
Продольный наклон шкворня характеризуется углом между осью шкворня и вертикалью, проходящей через точку касания шины с дорогой, если смотреть в направлении, перпендикулярном направлению движения автомобиля.
Продольный наклон шкворня оказывает соразмерное влияние на прямолинейность движения передних колес. Незначительный продольный наклон шкворня вызывает отклонение от прямолинейного движения на плохой дороге или при боковом ветре и вынуждает к тому же после поворота не полностью возвращать рулевое управление в нейтральное положение.
Источник
Регулируем схождение/развал колес в гараже своими силами
Материал носит ознакомительный характер и не является инструкцией к действию.
Автомобилисты знают лично, что автомобиль — это бездонная дыра жадно поглощающая кровно заработанные деньги автовладельцев. Как бы владельцы не старались сберечь своего любимого железного коня, а раскошеливаться все-равно приходится. Даже если не ездить на машине вообще. Как минимум, транспортный налог да и страховочку будьте добры оплатите.
Для опытных граждан (владельцев машин) съевших пуд соли со своим железным конем тоже не будет секретом, что благодаря «прямым рукам» и светлой голове можно неплохо на этом сэкономить, по крайней мере на ремонте или текущем обслуживании машины. Например, наши дедушки и отцы во времена всеобщей экономии легко обходились без дорогостоящих автосервисов предпочитая обслуживать автомобили (у кого они были) своими силами.
И такая мини-ремонтная операция, как выставление схождения/развала колес для них была не сложнее чем выправить ту же восьмерку на велосипедном колесе.
Прежде чем приступить к описанию реальных выставлений правильной соосности колес автомобиля, а также углов установки колес, стоит сначала пробежаться по основным терминам неразрывно связанным с выведением градусов в регламентные показатели:
СХОЖДЕНИЕ КОЛЕС
По-простому говоря, схождением колес называют отношение их плоскости вращения к продольной оси автомобиля.
Если посмотреть на колеса сверху можно будет легко понять, какое схождение у них- положительное или отрицательное.
Положительное — это когда передние кромки колес расположены ближе друг к другу, они образуют конус направленный к передней части автомобиля.
Отрицательный — это когда передние кромки колес расположены на большем удалении друг от друга, чем кромки задних колес, а сам конус направлен в противоположенную сторону.
Схождение измеряют в градусах/минутах или в миллиметрах.
При неправильном схождении автомобиль будет уводиться от прямолинейной траектории движения и его постоянно будет необходимо корректировать рулем. Неудобно и вообще это опасно. Так ездить нельзя.
РАЗВАЛ КОЛЕС
Этот термин подразумевает относительный градус (угол) плоскости вращения колеса к вертикальной его плоскости.
Положительный угол развала означает, что верхняя часть колеса и шины наклонены наружу.
Отрицательный, все наоборот, в вертикальной плоскости верхняя часть колес и шин смотрит во-внутрь.
Как правило, колесам требуется задать 1 — 1,5 градуса негативного развала, чтобы пятно контакта шины в повороте оставалось параллельно земле. Сделаете больше и у вас начнет поджираться внутренняя сторона шин.
Усугубляется это положение с увеличением завала колес относительно вертикали. Возможно вы друзья видели такие тюнингованные автомобили в Японии, у них колеса стоят в таких нелепых косолапых позах, что совсем непонятно, как они вообще ездят:
Так делать нельзя.
КАСТЕР
Это продольный угол наклона оси поворота колеса. Он определяется выбегом колеса вдоль собственной оси. Как правило им является угол между вертикалью и наклоном амортизационной стойки в сборе.
Позитивный (положительный) кастер — это когда передняя подвеска «наклонена назад», что дает устойчивость автомобилю на больших скоростях. Но и здесь следует тоже знать меру и действовать строго с техническими показателями вашей модели автомобиля (изучите фирменную инструкцию в которых указаны углы установки колес). Если завалить стойку больше требуемого, это может повлиять на качество управления в поворотах, естественно в худшую сторону.
Впрочем для большинства автомобилей эту настройку практически никогда не нужно делать, даже если такая возможность заложена самим автопроизводителем.
Рассмотрим пример общего алгоритма действий регулировки схождение/развал
Простой и даже в чем-то примитивный способ выставления углов, он известен с давних времен.
Для работы вам понадобится:
Отвес. Нить с привязанным к ее концу грузиком.
Мелок.
Телескопическая линейка.
Рожковые ключи.
Диагностика и регулировка подвески Volkswagen Jetta & Golf (A5) 2006-2011
Большинство начальных моделей Volkswagen имели такую же базовую подвеску, как у родоначальника модельного ряда . Единственному изменению в конструкции подвески подверглась задняя подвеска. Были разделены пружина задней подвески и стойка амортизатора. Эта подвеска у Фольксваген прочная простая и понятная, как в эксплуатации, так и в ремонте. Концепция такой конструкции подвески используется во всех моделях Golf, Jetta, New Beetle и Audi TT. До 2006 года в автомобилях с передним приводом устанавливась задняя балка.
В 2006 году платформа A5 перешла к многорычажной конструкции задней подвески, которая напоминает Ford Focus, вплоть до серповидных верхних рычагов. Поворотные кулаки передней подвески также напоминают дизайн Ford Focus.
Выводы
Специального инструментария потребуется не так уж и много. Сейчас этой технологией почти не пользуются, поскольку существуют современные компьютерные стенды для проведения регулировки, которые все операции выполнят достаточно точно.
Читать дальше: Договор купли продажи на легковой автомобиль
После замены амортизаторов на передних колесах, необходимо сделать геометрию колес. Что нам понадобится для того, чтобы сделать развал-схождение.
Нам понадобится: набор инструментов:
и два вот таких блина, спокойно вращающиеся вокруг своей оси.
Думаю сделать их самостоятельно несложно. Между собой они должны быть независимыми, так как при регулировке одного колеса, второе должно стоять, не меняя положение. Также нам понадобится вот такой отвес:
и две равные планки.
В нашем случае они по 60 сантиметров. Ещё нам пригодится рулетка и два куска алюминиевой проволоки. Первым делом нужно проверить уровнем кривизну пола помещения, где собираетесь производить регулировку.
Если полы неровные, то устанавливая блины, нужно добиться одинакового уровня между ними. Теперь загоняем автомобиль на наши блины, вот в эту часть передними колесами,
для того, чтобы можно было сделать развал.
Когда закончим с развалом, то переставим автомобиль по центру блинов, для регулировки схождения. На автомобилях с передним приводом типа: Самара, Лада, 2108-2110, развал колес может быть как отрицательным, так и положительным.
Мы будем делать развал отрицательный, то есть колеса будут стоять буквой “М”, и сделаем мы его где-то около 1 мин. 30 сек.
Процесс регулировки развал/схождения.
Если угол развала отличается от нормы, то отрегулируйте его. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт, установите необходимый угол развала колес. По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Н·м (9 кгс·м).
После того, как мы отрегулировали развал, то получили показатели около 1м. 30сек. На нашем отвесе приварена пластина толщиной 2,2 мм.
Когда мы прикладываем его к диску, то уровень должен быть равным. Тесть пузырь находится по центру.
Читать дальше: Стоимость справки для вождения
Также регулируется развал и на втором колесе, там делаем такой же угол.
Теперь приступаем к регулировке схождения данных колес.
Переставляем автомобиль колесами по центру блинов. К передним дискам, вот таким образом крепим с помощью алюминиевой проволоки планку.
На краю планки есть небольшой гвоздик, за который мы закрепим рулетку.
Тоже самое делаем с обратной стороны. Теперь протягиваем капроновую нить с таким расчетом, чтобы она в этом месте не задевала обод.
На автомобилях Российского производства, задняя балка уже передней колеи колес. Поэтому нам нужно подложить под нить, на заднем колесе, обычную крышку от пластиковой бутылки.
С другой стороны все должно быть идентично. Далее делаем промеры передних колес рулеткой и начинаем регулировку схождения колес. Результаты всех замеров записываем на бумагу.
В нашем случае получилось:
- передние часть колеса 163,7 см;
- задние часть колеса 162,6 см:
- левое колесо, зазор 8 мм;
- с правой стороны получился зазор 5 мм.
В результате замеров у нас получилось расхождение в 11 мм. Зазор смотрим тут, то есть между ниткой и покрышкой.
Чтобы нам сделать схождение, нужно примерно выставить зазор 1-1,5мм., а ширина должна получиться 163,5 см.
Теперь регулируем схождение.
Схождение регулируется вращением регулировочных тяг при ослабленных стяжных болтах наконечников рулевых тяг.
Когда обе тяги подкручены, производим замеры . Должно получиться на переднем колесе следующее:
- При замере в передней части колеса, расстояние должно быть 163,1 см;
- При замере задней части колеса, расстояние между ними должно быть ровно 163 см., то есть мы видим разницу в один миллиметр;
- Зазор между ниткой должен быть равен 1 мм.
Колесо с другой стороны должно быть с такими же показателями.
Данная регулировка колес весьма проста, которую свободно может сделать любой в гаражных условиях, не прибегая к никаким автосервисам. Также, такая регулировка поможет вам сэкономить деньги и нервы.
Сделав регулировку самостоятельно, вы будете намного спокойнее и увереннее, сами увидите результаты и останетесь довольны.