Что такое и как работает система климат-контроля в автомобиле

Правила пользования кондиционером в автомобиле

Имея полностью исправную систему охлаждения салона автомобиля, необходимо ещё и соблюдать правила использования кондиционера в машине. Это поможет избежать совершенно неожиданных неприятностей в виде ангин, спазмов сосудов и т. д. К таким правилам можно отнести:

  1. Проветривание салона. Если машина стояла на солнце и очень сильно прогрелась, не стоит включать климатическую систему на полную мощность сразу же после того, как вы завели двигатель. Производители рекомендуют открыть минут на десять все окна и проветрить салон. Затем окна закрываются и можно включать кондиционер в машине на единичку, а регулятор температуры установить на средний уровень. Через несколько минут можно перейти на двойку и на максимально низкую температуру. Это всё желательно проделать во время движения авто, та, как это снимает часть нагрузки непосредственно с кондиционера, и желаемая температура в салоне настанет гораздо быстрее.
  2. Не направлять охлажденный воздух на стекло. Это правило особенно актуально при повышении температуры атмосферы выше 25 градусов. При неправильном направлении струи воздуха может возникнуть критический перепад температур, который приведёт к образованию на стёклах небольших микротрещин. Этот процесс будет постепенно прогрессировать, и трещины в скором времени станут увеличиваться.
  3. Режим охлаждения должен быть корректным. Многих волнует вопрос, как не заболеть от включенного кондиционера в машине, а ведь всё довольно просто. Врачи настоятельно не рекомендуют длительное время находиться в салоне при работе климатической системы в максимальном режиме. Очень низкие температуры могут вызвать переохлаждение организма и как следствие — простудные заболевания. После быстрого охлаждения салона очень желательно регулятор установить на «единицу» и повысить температурный режим до 20 или 22 градусов. В том случае если климат система имеет механическое регулирование, а не цифровое, регулятор лучше всего ставить на середину. Воздушные потоки в оптимальном варианте направляется на ноги. Все эти мероприятия помогут всем, кто находится в салоне автомобиля, не простудиться и не заработать насморк или ангину.
  4. Регуляция притока воздуха. В том случае если есть необходимость в быстром охлаждении салона автомобиля, лучше всего включить циркуляцию воздуха во внутреннем режиме. Этим мы заставляем воздух двигаться по замкнутому циклу, а приток воздуха из-за «борта» автомобиля полностью ограничен. Наиболее часто такой метод используют при очень высоких температурах воздуха или если транспортное средство находится на стоянке.
  5. Правильно распределяем потоки охлаждённого воздуха. Все воздуховоды автомобилей оснащены дефлекторами – своеобразными шторками. Они предназначены для регулировки направления поступающих потоков воздуха и очень желательно их правильно направить и отрегулировать интенсивность потоков. Целью владельца автомобиля будет правильное распределение этих потоков для равномерного охлаждения всего салона.

Устройство компрессора кондиционера

По внутреннему устройству различают несколько типов компрессоров:

поршневые. Чаще всего встречаются аксиально-поршневые нагнетатели с вращающимся наклонным диском. Качающаяся шайба на оси компрессора двигает поршни, нагнетающие газообразный хладагент из зоны низкого давления в магистраль высокого давления;

  • вихревые (спиральные) нагнетатели. Используются преимущество в системах, где нужно охлаждать салон большого объема (к примеру, автобусные);
  • роторно-лопастные.

Немаловажно и различие компрессоров по способу регулировки нагрузки. До сих пор на большинстве автомобилей установлены компрессоры с электромагнитной муфтой, которая при срабатывании замыкает шкив и ось компрессора

В такой системе сервисный ремень двигателя постоянно вращает шкив, посаженный на вал компрессора через подшипник. Муфта при этом жестко соединена с валом и при подаче напряжения на обмотку муфты возникает явление электромагнитной индукции, заставляющее подпружиненный диск со ступицей прижаться к шкиву. Сила трения заставляет их вращаться вместе.

На более современных системах применяется комбинированный способ регулировки нагрузки. Помимо электромагнитной муфты, в конструкцию компрессора включен клапан, регулирующий количество хладагента, засасываемого нагнетателем.

Ошибки при обслуживании автомобильного кондиционера

Кондиционер не вечен и требует регулярных проверок и при необходимости ремонта.

Нерегулярная проверка давление хладагента

Из законов техники известно, что все герметичные стыки протекают. Особенно это касается кондиционера, поскольку фреон обладает высокой проникающей способностью.

Даже на новых машинах эффективность оборудования непрерывно снижается, а на поездивших ежегодная потребность в заправке – обычное дело. Работа с недостатком фреона перегружает компрессор и сокращает его ресурс.

Неподходящий фреон

Как правило, во всех современных системах используется один и тот же состав хладагента. Устаревшие марки мало распространены. Но свою надо знать точно, и не допускать ошибочного смешивания или замены. Это быстро выведет систему из строя.

Как и использование дешёвых некачественных расходников, грязной смеси фреона с маслом и заправки в случайных местах без применения специальных станций.

Редкая замена салонного фильтра

Плохо очищенный воздух содержит пыль, частицы дизельного выхлопа, бактерии, грибки и прочие малоприятные компоненты. Большую часть их улавливает салонный фильтр, но его ёмкость не безгранична.

Забитый элемент перестаёт выполнять свои функции, одновременно за счёт роста перепада давления нарушает всю систему распределения воздушных потоков. Стоит он недорого, поэтому менять его лучше чаще, чем по регламенту, не говоря уже о нарушении сроков в сторону увеличения.

Переизбыток фреона во время заправки

Необходимое количество хладагента определяется по картам заправочной станции, где заложено большое количество марок и моделей автомобилей.

Если пытаться избежать визита к профессионалам, то легко превысить заправляемое количество. Система будет перегружена, возможны и быстрые поломки. Ещё хуже, если при этом ошибка возникнет и с определением нужного количества масла.

Не производится антибактериальная обработка испарителя

В зоне испарителя создаются прекрасные условия для роста колоний бактерий. Они сами по себе могут быть опасны для здоровья, но более всего это заметно по характерному затхлому запаху, вызывающему желание вообще выключить систему.

Между тем, существует несколько способов достаточно быстро и с применением специализированных препаратов очистить воздушные пути и структуру радиатора, уничтожить микробов и устранить запахи. Такая обработка должна проводиться регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации машины.

Температурные границы и функции внутри режима

У «полностью автоматических» кондиционеров уровень «комфорта» может различаться в зависимости от производителя оборудования (у разных моделей заводом может быть запрограммирована разная температура). Среди присутствующих на российском рынке торговых марок чаще всего устанавливаются границы:

  • Минимальная — 21°по Цельсию;
  • Максимальная — 27°по Цельсию.

При включении режима «AUTO», оборудование самостоятельно определяет нужную температуру в комнате, регулируя её в соответствии с заданными системой настройками (часто кондиционеры поддерживают 23-25 градусов). Точность температурных границ в автоматическом режиме обычно колеблется не более 2 градусов. Большинству современных моделей доступна корректировка климата с помощью функций, которые прибор может включать попеременно:

  • Обогрев;
  • Охлаждение;
  • Вентилирование;
  • Осушение.

Какой из них будет применен системой, зависит от температуры в комнате на момент включения режима «Авто».

Таким образом, при включении автоматического режима в помещении, температура которого ниже заданного на пульте, будет произведен нагрев воздуха. После чего прибор перейдет в режим ожидания. Когда сплит-система будет активирована при высоких температурах, произойдет охлаждение воздуха до заданных критериев, затем оборудование самостоятельно переключится на режим ожидания. При колебаниях температуры за пределы «заводских» установок, произойдет автоматическое включение процесса охлаждения либо подогрева.

Повышенная влажность и застоявшийся воздух

После включения сплит-системы, в некоторых моделях при помощи датчиков оценивается не только температура, но также степень влажности. Кондиционер в режиме «Авто» активизирует функцию «Осушения» при высоких показателях влажности, и «Вентилирования» – для циркуляции воздушных потоков.

Устройство климат-контроля

В едином блоке размещается всё необходимое для нагрева и охлаждения воздуха:

  • радиатор отопителя, в котором циркулирует охлаждающая жидкость двигателя, имеющая высокую температуру;
  • испаритель кондиционера, примерно такой же радиатор, в рабочем режиме имеющий температуру хладагента около нуля градусов;
  • вентилятор, приводимый электродвигателем с регулируемой скоростью вращения и создающий общий поток воздуха через радиаторы;
  • система воздуховодов и автоматических заслонок;
  • внутрисалонный воздушный фильтр, часто с угольной и антиаллергенной очисткой;
  • устройство управления с пультом, датчиками и дисплеями отображения информации.

Воздух может забираться снаружи или изнутри салона (рециркуляция). Последний режим полезен при экстремальных внешних температурах или сильном загрязнении за бортом.

По теме: Почему в машине кондиционер дует теплым воздухом

Система может отслеживать даже забортную температуру и количество солнечной энергии, проникающей в салон. Всё это учитывается устройством управления при автоматической оптимизации потоков.

Какие бывают поломки

Что касается механических повреждений, то современные кондиционеры защищены от порыва в результате чрезмерного повышения давления. Для предотвращения подобных неисправностей существуют специальные датчики. В остальном механическим поломкам подвержен только компрессор и вентилятор.

Если обнаружена утечка фреона, то первый элемент, в котором она может образоваться, это конденсатор. Причина в том, что данный элемент устанавливается перед основным радиатором. Когда машина едет, передние детали могут подвергаться ударам камушков и жучков. В зимний период на него попадает грязь и химические реагенты, которыми посыпается дорога.

В процессе образования коррозии, а также постоянных вибраций могут образоваться микротрещины. Как только давление в магистрали поднимется, проблемный участок даст течь.

Вот еще некоторые поломки, которые могут возникнуть в процессе работы кондиционера:

  • Постоянный шум из моторного отсека, независимо от того, включена климатическая система или нет. Причина такой проблемы – выход из строя подшипника шкива. Эту проблему лучше устранить на автосервисе. Там же заодно можно провести диагностику всей системы, чтобы предупредить другие поломки.
  • Когда кондиционер включается, из-под капота доносится постоянный шум. Это признак поломки компрессора. Из-за частой работы и некачественных деталей в конструкции могут образоваться люфты. Если обратиться в мастерскую, как только появятся первые признаки нестабильной работы, удастся избежать дорогостоящего ремонта.

Принцип действия

Деталь представляет собой металлический цилиндр длиной 80-170 мм, диаметром 16-30 мм. Размеры узла зависят от модели кондиционера, в который он вставляется. Корпус герметично запаян плазменной сваркой, чтобы предотвратить утечку хладагента. Поверхность обработана антикоррозийным составом. Для входа и выхода хладагента имеется два медных патрубка. Внутри корпуса установлены металлические или полиэфирные сетки. Между ними размещается сердечник, наполненный гранулами синтетического цеолита.

В некоторых моделях на входе устанавливается дополнительный патрубок. Его используют при вакуумировании системы. Одной стороной сердечник упирается в перфорированную пластину и антивибрационную вставку. Обратная часть фиксируется пружиной. На входе устанавливается сетка, предотвращающая попадание гранул цеолита в конденсатор. Диаметр частиц адсорбента 1,5-3 мм. На выходе стоит сетка с более мелкими ячейками. Ее назначение улавливать твердые вещества из фреона.

Разновидности конструкции ФОК

В качестве осушителя используются вещества с разной степенью впитывания влаги. При одинаковых параметрах корпуса разница в объеме удерживаемой жидкости достигает 30 г. Существует несколько типов ФОК:

  • для монтажа на жидкостной линии;
  • фильтр двунаправленного или Би-потока – устанавливается в любую сторону, имеет встроенные обратные клапаны;
  • комбинированные варианты с ресивером;
  • фильтр для участка всасывания, удаляющий кислоту.

Двунаправленный вариант предназначен для кондиционеров, работающих в режиме охлаждения и обогрева. В таких моделях обратные клапаны обеспечивают движение фреона от внешнего края к центру. Влага и частицы грязи задерживаются в фильтре независимо от направления потока.

Обеспечение режимов работы кондиционера

Возможно ручное и автоматическое регулирование потока отбора тепла из салонного воздуха. Обеспечивается это набором датчиков и органов управления. Контролируется несколько параметров:

  • температура воздуха в салоне;
  • давление в разных точках внутренних магистралей кондиционера;
  • температура газа в испарителе;
  • режимы работы двигателя – нагрузка, положение педали акселератора, температура охлаждающей жидкости;
  • положение органов управления системой кондиционирования.

Информация собирается в электронном модуле, управляющем работой кондиционера. Именно он включает муфту компрессора и вырабатывает прочие управляющие команды.

Резюме

Учитывая количество режимов и способов регулировки, блок управления климатом можно сравнить с электроникой инжекторного мотора. Все это объясняется необходимостью оперативной настройки систем отопления и кондиционирования, чтобы не отвлекать водителя в процессе езды.

Интеллектуальная климатическая система имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным кондиционером:

  • Автоматическая стабилизация установленной температуры в салоне авто.
  • Селективная направленность воздушных потоков обеспечивает безопасность для здоровья пассажиров.
  • Выполняется регулировка не только температурных параметров, но и влажности.
  • Возможность включения дополнительных функций, например, рециркуляция воздуха без его наружного забора или включение ароматизации.

Что представляет собой мобильный кондиционер

Портативный дополнительный кондиционер представляет собой небольшой пластиковый блок. Питание подается от прикуривателя – 12 Вольт. Мощность устройства не превышает 250 Ватт. В противном случае нагрузки не выдержат предохранители.

Сейчас такие устройства предлагаются в широком ассортименте на рынке Китая. Самые дешевые варианты представляют собой не что иное, как простые вентиляторы. С настоящим кондиционером они имеют мало общего. Устройство просто гоняет воздух в салоне, при этом выделяется дополнительное тепло.


Простой дополнительный кондиционер-вентилятор

Конструкция и устройство более дорогих и эффективных моделей также вызывает много споров и вопросов. Но существуют действительно эффективные автономные кондиционеры.

Кондиционер в составе климат-контроля

Функционирование кондиционера осуществляется по замкнутому кругу. Компрессор выполняет нагнетание газообразного фреона, создавая давление, из-за чего хладагент разогревается. После этого по магистрали высокого давления вещество подается в конденсатор. В нем за счет отдачи тепла происходит конденсирование фреона, и он становиться жидкостью, все еще находящейся под давлением.

После конденсатора по магистралям хладагент движется дальше и проходит через осушитель, где из него удаляются частицы воды и других примесей, чтобы они не привели к поломке системы.

Из осушителя жидкий хладагент поступает в ТРВ, где происходит регулировка (снижение) давления. При этом падение давления приводит к началу процесса перехода в газообразное состояние. То же самое происходит и в системах, оснащенных дросселем с аккумулятором.

После ТРВ фреон попадает в испаритель, в котором происходит сильное падение давления из-за чего хладагент начинает испаряться, поглощая тепло из окружающей среды. Вода же, сконденсировавшаяся на поверхности радиатора, по дренажному каналу выходит из салона.

Пройдя испаритель хладагент, уже в газообразном состоянии, по магистрали низкого давления поступает к компрессору, и весь процесс повторяется вновь.

Как пользоваться системой

Для включения климат-контроля достаточно нажать кнопку автоматической работы и выставить желаемую скорость вентилятора. Температура задаётся механическими или сенсорными регуляторами, после чего она высветится на дисплее. Остальное сделает электроника.

При желании можно принудительно включить кондиционер, для чего имеется отдельная кнопка. Это полезно в случае, когда температура невелика, но требуется снизить влажность воздуха. Испаритель сконденсирует и отберёт часть воды.

Системы в разных автомобилях отличаются, могут быть применены и иные управляющие кнопки. Например, принудительное перераспределение потоков вверх или вниз, управление рециркуляцией и прочее.

Что нужно знать

  • В качестве адсорбента производители применяют различные вещества. Одни более качественно впитывают влагу, другие – менее качественно выполняют эту операцию. Например, разница между разными моделями может доходить до 30 грамм жидкости, а это очень много.
  • Не все модели ФОК выполняются с предохранителем в виде специальной плавкой вставкой. При повышении температуры до 85-100 градусов вставка плавится и хладагент выходит наружу.
  • Некоторые модели можно контролировать на наличие достаточного уровня фреона через специальную трубку со стеклом.
  • Существует понятие обязательной замены ФОК. Для знания ресурса его работы следует изучить инструкцию к кондиционеру, так как ресурс может отличаться в разных моделях.
  • Практически все производители настойчиво рекомендуют производить замену ФОК даже при замене уплотнительного кольца. Стоимость ФОК небольшая, поэтому лучше прислушаться к таким рекомендациям, чтобы избежать еще больших растрат.

В каждой системе кондиционирования воздуха присутствует такой важный элемент, как ресивер-осушитель, который отвечает за удаление влаги из системы, за очищение циркулирующей хладагеномаслянной
смеси от продуктов износа компрессора. Осушитель автокондиционера устанавливается на линии высокого давления между выпускным патрубком терморасширительным
и патрубком конденсатора. Кроме того, он используется как резервуар для накопления хладагента текущего из конденсатора. Сжиженный хладагент, проходя через осушитель, очищается от влаги и механических примесей.

Правила эксплуатация автокондиционера

Продлить жизнь устройству, которое незаменимо в жаркое время года, достаточно просто.

  1. Если на улице – жара, перед включением системы кондиционирования желательно открыть все 4 двери автомобиля, создавая благоприятные условия для полного проветривания салона. 3 – 5 минут достаточно, чтобы продолжить движение с включённым кондиционером.
  2. Никогда не опускайте стёкол при включенном автокондиционере (это касается и верхнего люка при его наличии, и дверей автомобиля). Дело в том, что поток встречного воздуха, попадая в салон, существенно снижает эффективность кондиционирования, заставляя кондиционер работать на полную мощность, увеличивая износ его деталей. 
  3. Если  автомобиль длительное время простаивает, или внешние условия не предполагают использования системы кондиционирования, следует еженедельно включать кондиционер, давая ему возможность поработать на протяжении 8 – 10 минут. Это необходимо для заполнения маслом всех деталей устройства – в противном случае металлические детали автокондиционера начнут коррозировать, а эластичные прокладки – разрушаться.

Компрессор

Газообразный хладагент по трубопро­воду поступает в компрессор, который приводится в действие от вала двигателя. Компрес­сор сжимает газ до высокого давления. Компрессор работает от муфты, которая приводится в действие шкивом коленчатого вала через приводной ремень. Если на электромагнит муфты не подается напряжение, то вращается только сам шкив муфты компрессора и не вращается вал компрессора. При подаче напряжения на магнитную муфту диск и втулка муфты перемещаются назад и соединяются со шкивом. Шкив и диск под действием сил становятся едиными и приводят во вращение вал компрессора.

Компрессоры климатических установок бывают различного типа:

  • поршневые нагнетатели
  • спиральные нагнетатели
  • лопастные нагнетатели
  • аксиально-поршневые нагнетатели с вращающимся наклонным диском
  • с приводом от электродвигателя

Наибольшее распространение для систем кондиционирования нашли компрессоры с переменной производительностью аксиально-поршневого типа.

С ведущим валом компрессора соединена наклонная шайба, которая при своем вра­щении перемещает несколько (5…7) поршней. Корпус с цилиндрами закрыт крышкой с си­стемой клапанов. Производительность компрессора определяется заданной температурой охлаждения. У таких компрессоров может изменяться наклон шайбы, что приводит к изменению хода поршней и, следовательно, производительности

Компрессоры этих типов оказывают меньшее влияние на работу двигателя при включении муфты, что очень важно для маломощных двигателей. Кроме того, они обеспечивают большую стабильность заданной температуры

Компрессор, в зависимости от частоты вращающегося его вала превращает газообразное состояние хладагента низкого давления, идущего от испарителя, в газ высокой температуры и высокого давления (80°С, 15 кг/см2). Газообразное состояние хладагента необходимо для компрессора, поскольку жидкий хладагент нельзя сжать, и это привело бы к разрушению компрессора. Компрессор уплотняет хладагент и нагнетает его в виде горячего газа в конденсатор (сторона высокого давления контура хладагента). Таким образом, компрессор представляет собой место разделения сторон низкого и высокого давления контура хладагента.

Смазка компрессора производится специальным компрессорным маслом, циркулирующим по всей системе вместе с хладагентом. В системах, работающих с фреоном R12, применяются минеральные масла, с R134а – полиалкиленово-гликолевое (PAG). При смешивании этих масел образуется мутная густая масса, приводящая к выходу из строя системы кондиционирования, и в первую очередь компрессора. При дозаправке кондиционера хладагентом и доливке масла используются только те компоненты, которые предназначены для данной системы. Как правило, в моторном отсеке автомобиля есть наклейки, указывающие тип хладагента, его количество и соответствующий ему тип и количество масла (наклейки для R134а – зеленого цвета, для R12 – желтого).

Компрессор автокондиционера

Поршневые компрессоры автокондиционера имеют один и более поршней, объединенных по разным схемам: в ряд, соосно друг другу, горизонтально опозитно (поршни направлены в разные стороны) или V-образно. Большинство используемых в настоящее время компрессоров автокондиционера имеют несколько поршней, которые приводятся в движение «качающей шайбой», которая насажена на вал компрессора. При вращении вала, качающаяся шайба перемещает поршни в осевом направлении, заставляя их сжимать хладагент.

При работе автомобильного кондиционера, компрессор «отбирает» от двигателя от 1,5 до 15 л.с.мощности.

Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным компрессорным маслом, которое циркулирует в системе, растворенное в хладагенте. Марка масла зависит от используемого в системе хладагента. Для каждого конкретного типа компрессора рекомендован свой перечень масел компрессорных масел

Масло для кондиционера

Кроме заправки хладагента, в систему кондиционирования необходимо периодически заливать масло, необходимое для исправной работы компрессора. Выбор вещества напрямую зависит от используемого хладагента. С R12, применяемом в автомобилях, выпущенных до 1994 года, используется минеральное масло Suniso 5G.

В автомобили, работающие на R-134а, заправляются только синтетические масла PAG 46, PAG 100, PAG 150.

В 1994 году также выпускали машины с компрессорами, допускающими использование как R-12, так и R-134a. Но даже если автомобиль сошел с конвейера в данный переходный период, недопустимо смешивать синтетические и минеральные масла. Такая смесь может быстро вывести из строя всю систему.

Функции автомобильного кондиционера

Общеизвестной задачей системы кондиционирования является снижение температуры воздуха в салоне. Конечный результат регулируется для создания максимально комфортной температуры внутри автомобиля. Создаваемый холод может быть также использован для охлаждения вещевых ящиков, где в таком случае можно хранить продукты и напитки.

Дополнительной возможностью стало уменьшение влажности воздуха. В зоне снижения его температуры давление водяных паров становится предельным для данного охлаждения, в результате чего вода из воздуха начинает конденсироваться в виде капель жидкости. По специально организованным трубкам вода вытекает наружу, а воздух участвует далее в циркуляции. После неизбежного нагрева внутри салона относительная влажность понижается и становится значительно меньшей, чем была исходно. Этот эффект можно использовать в холодное время года для предотвращения запотевания и обмерзания стёкол автомобиля.

При работе кондиционера воздух пропускается через внутрисалонный фильтр. Благодаря этому он очищается от пыли и мельчайших частиц, вызывающих резкие запахи, раздражение дыхательных путей и аллергические реакции организма. Если использовать качественный фильтрующий элемент с активированным углём и антиаллергенным эффектом, то можно добиться очень высокой чистоты воздуха в салоне и даже удалить взвешенные в нём бактерии и прочие живые организмы.

История появления автомобильных кондиционеров

Повышение комфортности при езде на автомобиле – задача, которая стояла уже перед первыми их конструкторами. Многие направления, считавшиеся приоритетными, развивались достаточно активно, а вот с обеспечением нормального микроклимата у конструкторов долго не ладилось. Хотя идей хватало, но все они оказывались либо недостаточно эффективными, либо технически нереализуемыми. Можно вспомнить попытки охлаждения температуры в салоне с помощью льда, кубики которого хранились на специальном поддоне, установку дополнительных принудительных воздухозаборников или скрытых вентиляторов, монтаж сложных систем воздуховодов и другие технические решения, которые в итоге по тем или иным причинам не прижились.

Одной из первых более-менее удачных систем оказалось решение, которое использовалось на машинах Паккард в 1939 году. Именно в то время были изобретены системы охлаждения компрессорного типа, которые и легли в основу новой системы охлаждения. Конструктивно она оказалась очень сложной, а потому – ненадёжной. Чтобы привести её в действие, нужно было сначала остановиться, при выключенном двигателе подключить прообраз кондиционера, завести мотор, произвести манипуляции с настройкой силы и направления воздушного потока, подождать, пока автомобиль охладится, выключить систему охлаждения и только после этого продолжать движение.

Идея была заимствована, и по мере совершенствования технологий кондиционер становился всё более похожим на современный. В 1941 голу американская компания Кадиллак выпустила первую небольшую партию автомобилей, оснащённых системой кондиционирования, работавшей по той же схеме, что и сейчас. В 60-х годах количество установленных на легковые автомобили кондиционеров исчислялось уже тысячами, а в 80-х счёт пошёл на миллионы.

Как работает автомобильный кондиционер

Принцип работы всех современных автокондиционеров схематически несложен, во многом повторяя функционирование бытовых холодильников. Его сердцем является компрессор, а кровью – хладагент (в его роли в 99% случаев выступает фреон). Компрессор обеспечивает создание давления в системе, что и заставляет фреон двигаться по замкнутому циклу. Наличие зоны высокого давления, согласно законам термодинамики, приводит к повышению температуры хладагента, который переходит в газообразное состояние и поступает в конденсатор, где происходит его остывание благодаря воздействию потока воздуха, нагнетаемого вентилятором. Остывая, фреон переходит в жидкое состояние и течёт в направлении ресивера-осушителя, агрегата, отвечающего за очистку хладагента от загрязняющих микрочастиц, которые неизбежны при работе устройств с вращающимися узлами.

Как выполняется обслуживание автомобильного кондиционера

В случае, когда к работе компрессора претензий нет, периодическое обслуживание кондиционера в машине можно выполнить самостоятельно. Стандартный комплекс работ выключает:

  • замена салонного фильтра. Эту операцию лучше производить два раза в год: перед летним и зимним сезонами;
  • очистка дренажной системы. Поддон находится под салонным фильтром. Из него следует удалить влагу и возможную плесень ветошью, смоченной спиртосодержащей жидкостью. Также необходимо проверить, не засорен ли отводящий шланг;
  • удаление (продувка) пыли с радиатора охладителя. Такую операцию можно выполнить при помощи компрессора;
  • удаления загрязнений с радиатора кондиционера, трубок, шлангов, других узлов системы;
  • очистка ремня компрессора. Следует протереть ремень и шкив не агрессивным растворителем;
  • смазывание втулок электроприводов вентиляторов. Такая процедура может быть затруднена. Если вентилятор во время работы издает посторонние звуки, его следует менять.

Видео — самостоятельная очистка испарителя кондиционера в автомобиле::

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя база
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: