Замена охлаждающей жидкости: пошаговая инструкция
Подытожим вышесказанное. Как правильно заменить антифриз? Основные пункты.
Когда решите делать замену охлаждающей жидкости двигателя вашего авто, вначале изучите руководство по эксплуатации. Обычно там рекомендуется, когда следует менять антифриз.
Обратившись к инструкции и отыскав нужную информацию, выясните желательный срок замены охлаждающей жидкости. Возможно, в руководстве будут какие-то рекомендации на этот счет.
Покупайте раствор, подходящий к вашему транспортному средству. В супермаркетах и автомобильных магазинах большой выбор охлаждающих средств, можно найти состав, соответствующий характеристикам любого автомобиля. Еще понадобится поддон для сбора отработанного средства охлаждения и емкость, в которой будет готовиться новый раствор (антифриза с водой).
Далее необходимо провести ряд подготовительных работ. Если собираетесь провести замену охлаждающей жидкости самостоятельно, поставьте автомобиль рядом со шлангом. Желательно, чтобы это было ровное место, не на склоне. Машина должна быть полностью остывшей, пусть постоит некоторое время. Затем заведите автомобиль, двигатель должен поработать некоторое время, чтобы можно было измерить температуру в нем. Значение ее должно соответствовать параметрам холодного мотора. После чего нужно включить печку и вынуть ключ из замка зажигания.
Слив предыдущего антифриза. Снимите крышку радиатора (она расположена впереди мотора). Обычно на ней имеется надпись, что запрещается открывать крышку при горячем двигателе. Внизу радиатора есть пробка слива охлаждающей жидкости для ее замены
Разместив под пробкой поддон, осторожно снимите ее. Это можно сделать отверткой, другим инструментом или просто руками
Дождитесь полного вытекания жидкости. Если отсутствует шланг, для этого может понадобиться насос. Промывка системы может не требоваться, если вы часто меняете антифриз. Но в том случае, когда эта операция выполнялась давно, нужна прочистка радиатора.
Затем до краев наполните систему охлаждающей жидкостью, растворенной в воде (в равном соотношении). Закройте пробку радиатора. Если есть еще резервуар, заполните его до середины. После этого включайте мотор с обогревателем. Пусть они поработают какое-то время, из системы должен выйти воздух. Посмотрите на температурный датчик, не перегрелась ли машина. Появившиеся в радиаторе воздушные пузыри сигнализируют о том, что пора выключать мотор. Заполняйте радиатор антифризом и закрывайте крышку радиатора. Несколько суток периодически поглядывайте на датчик, показывающий температуру.
Слитый в результате замены охлаждающей жидкости раствор необходимо утилизировать. Рекомендуется поместить его в надежно закрывающуюся емкость, недоступную детям. На контейнере напишите: «отработанный антифриз». Затем следует отвезти жидкость на любую заправку, там его утилизируют по всем правилам.
Есть ли отличия на 8- и 16-клапанном моторе?
Как известно, первые модели «десяток» оснащались моторами старой конструкции с 8-клапанным механизмом ГРМ. В начале 2000-х в линейке появился знаменитый «шеснарь», который так полюбили автовладельцы за высокую мощность и экономичность. Такой механизм ГРМ имеет свои плюсы и минусы. Но при техническом обслуживании возникает вопрос о том, сколько тосола лить в ВАЗ-2110.
Официальный ответ производителя – все те же 7,8 литра. Почему такая цифра одинаковая для моторов, у которых 16 и 8 клапанов? Сколько тосола в ВАЗ-2110 не лей, норма останется прежней. А все потому, что блок для этих двигателей одинаковый. А охлаждение в клапанной крышке отсутствует. Этого объема тосола вполне хватает, чтобы охладить и блок, и «голову».
Подробнее о маркировках
Класс G11
Антифризы с маркировкой G11 это антифризы на основе силикатов, неорганических присадок. Применялись для автомобилей до 96 года выпуска. И теперь главное – этот же состав имеет и Тосол! Поэтому запомните, охлаждающие жидкости Тосол и Антифриз марки G11 – это ОДНО И ТО ЖЕ!
G11 антифризы (Тосол) рассчитаны на старые автомобили с большим объёмом охлаждающей системы. Они создают по всей охлаждающей системе защитную пленку, которая защищает детали от коррозии, но у этой защиты есть недостаток – эта защитная пленка понижает теплопроводность. Поэтому в современном автомобиле с тонкими каналами охлаждающей системы G11 не подходит, т.к. ухудшается охлаждение двигателя. К тому же температура закипания антифриза G11 составляет 105 градусов. Максимальный срок службы таких ОЖ 2-3 года или до 50-80 тыс. км. пробега.
Класс G12
Антифризы G12 имеют совершенно другой состав присадок, чем у G11 (Тосола) — это карбоксилатные органические соединения. Применяется на высокооборотистых, теплонагруженных автомобилях. Температура закипания – 115-120 градусов. G12 не создают защитную пленку по всей системе, а действуют только на очаги возможной коррозии. Поэтому теплопроводность у антифризов G12 выше, чем у G11. Срок службы у G12 – 5 лет либо 250 тыс. км. пробега.
Класс G12+
Антифризы G12+ немногим отличаются от G12, тот же карбоксилатный органический антифриз. Можно сказать, это следующее поколение после G12, применяется на современных автомобилях. Метод работы и срок службы аналогичен G12.
Класс G13
Антифризы G13 – самое новое поколение ОЖ, в основе её лежит уже не этиленгликоль как у G11, G12, G12+, а пропиленгликоль. Этот антифриз менее ядовитый, быстрее разлагается, т.е. меньше вреда наносит окружающей среде при утилизации или утечке, но и более дорогой. Применяется для форсированных двигателей. Двигателей спортивных автомобилей, мотоциклов, т.е. для двигателей работающих в экстремальных режимах. Говорят в станах СНГ его ещё не делают (на момент написания данной статьи (2014 год)) по причине дороговизны, но в продаже я его уже видел, правда, не обратил внимания на производителя.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя — 7,8 л.
Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.
Жидкость в системе охлаждения в зависимости от температуры двигателя может циркулировать как по малому, так и по большому кругу. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат. В нем установлены два клапана — основной и дополнительный (перепускной). Основной клапан управляет циркуляцией жидкости по большому кругу, а перепускной — по малому. Клапаны связаны между собой — когда один открывается, второй закрывается и, наоборот.
На холодном двигателе перепускной клапан термостата открыт и жидкость циркулирует по малому кругу через блок цилиндров, головку блока цилиндров, перепускной клапан и насос охлаждающей жидкости, а также через узел дроссельной заслонки и радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.
Система охлаждения : 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 7 — расширительный бачок; 8 — датчик уровня жидкости в расширительном бачке ; 9 — термостат; 10 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 11 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла
При температуре 85+2 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться и некоторое время жидкость циркулирует по малому и большому кругу одновременно. При температуре 102 °С основной клапан термостата открыт полностью, а перепускной закрыт и основной поток жидкости проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. При этом жидкость продолжает циркулировать через дроссельный узел и радиатор отопителя. Когда интенсивности воздушного потока недостаточно, для охлаждения радиатора включается электровентилятор. Он установлен за радиатором двигателя и включается автоматически по сигналу электронного блока управления двигателем.
Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.
Замена масляного фильтра и масла в двигателе ВАЗ 2112
Одним из условий бесперебойной работы силового агрегата и длительного ресурса его узлов и деталей является качественная смазочная жидкость. Поэтому требуется периодически выполнять замену моторного масла и маслофильтра. Процедура несложная, поэтому с ней справится даже начинающий автолюбитель, пользуясь подробной инструкцией по замене.
В инструкции по эксплуатации завод-изготовитель рекомендуют менять моторное масло через каждые 8-10 тыс. километров пробега или год эксплуатации. Но этот срок сокращается, если у авто тяжелые эксплуатационные условия. К ним относится:
- передвижение в условиях города, когда приходится стоять в пробках, двигатель продолжительное время работает в холостом режиме;
- низкие температуры, при которых повышается вязкость смазки, что увеличивает нагрузку на детали и узлы мотора;
- езда по бездорожью, особенно по пыльным, песочным дорогам.
На ресурс смазки влияет манера езды водителя. Если транспортное средство долго простаивает, собирается конденсат, который попадает в масляную жидкость и меняет ее характеристики.
Чтобы детали и узлы двигателя прослужили долгий срок, нужна качественная смазывающая жидкость. О необходимости замены говорит цвет смазки. Она становится темного цвета, потому что в нее попадают остатки от сгорания топлива. Они ухудшают эксплуатационные характеристики масла.
Сколько и какую смазку заливать
По вопросам объема того, сколько масла необходимо заливать, мнения расходятся. Часть водителей доводят уровень смазки до максимальной отметки, другие следят, чтоб он был между min и max.
Кроме того, объем смазывающего вещества зависит от вида двигателя ВАЗ 2112. Это может быть 8 или 16 клапанный агрегат. Если взять средние показатели, то объем заливаемого моторного масла должен находиться в пределах от 2,2 до 3,5 литра.
Поэтому четырехлитровой канистры хватит на заливку и останется на дальнейшую доливку.
Последующая эксплуатация транспортного средства зависит от того, насколько качественными являются расходные материалы. Поэтому нужно серьезно отнестись к выбору смазки и фильтрующего элемента.
Смазочная жидкость должна отвечать условиям, в которых будет эксплуатироваться машина, и требованиям производителя. Вместе со смазкой рекомендуется менять фильтр, который очищает масло от посторонних включений и продуктов износа.
Приобретать следует оригинал в специализированном магазине, чтобы не купить подделку.
Все смазывающие жидкости по основе квалифицируются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Выбирая, нужно ориентироваться учитывать следующие факторы:
- если двигатель находится в хорошем состоянии, не потребляет лишнее масло, давление в цилиндрах отвечает норме, то круглогодично можно использовать синтетическую смазывающую жидкость;
- если силовой агрегат с значительным пробегом, допускается применение полусинтетической сезонной смазки или минералки, они обладают большей плотностью, поэтому не так быстро сгорают во время работы силового агрегата.
На авторынке широкий выбор смазывающих веществ, поэтому не составляет труда подобрать оптимальный вариант соответствия цены и качества. Можно использовать сезонное масло для летнего и зимнего периода, которое придется менять при смене сезона. Оптимальным вариантом будет всесезонная смазка, на которой можно ездить круглогодично.
Тосол или антифриз?
Во все поколения отечественного автомопрома необходимо заливать только отечественный тосол, и его производители заливают еще на заводе. Тосол представляет аналог зарубежного антифриза, но стоимость его отличается в разы. А также в антифризе присутствуют специальные добавки, которые будут защищать от коррозии и образования пены.
В состав тосола входит этиленгликоль, который разбавляется дистиллированной водой, смешивание происходит 50:50. А вот антифриз каждый водитель должен разбавлять самостоятельно, но можно заливать и такой состав. Ведь вода на морозе имеет свойство замерзать, а чем меньше ее в составе, тем меньше риск, что антифриз может замерзнуть.
Что делать, если залить можно только литров?
Жидкость чаще всего продаётся по 5 литров, чтобы совершить замены, понадобится две канистры, остальное можно оставить, чтобы долить потом, но смешивать заранее с водой не нужно. После процесса сливания тосола бак наполнится полностью после одной канистры. Но водителю не стоит переживать, т.к. всю жидкость можно будет залить после полноценного циркулирования в механизмах.
Жидкость заливается всегда до максимума, после чего запускается мотор и прогревается до работоспособной температуры. После чего двигатель необходимо заглушить и проверить остатки жидкости в баке. Практически всегда он опускается до минимума или опустошает бак, именно после этой процедуры происходит восстановление остатков тосола. На самом деле не всегда много жидкости – это хорошо, лучше добавить количество, которое не будет напрягать автомобиль, чем накладывать лишнюю нагрузку на транспорт. В данном случае это касается не только охлаждающей жидкости, но и масла, которое водители порой любят заливать в огромных количествах. Тосол должен достигать средние отметки, но не более, если добавить излишнюю порцию, то этим самым водитель добьётся давления, которое выплеснет наружу всю необходимую жидкость.
Бывают ситуации, когда клапан, которые установлен на пробке не работает, это может с лёгкостью разорвать бак. Температура в этом случае начинает достигать максимальной точки, тосол вытесняется. Для этого водителям рекомендуется выработать свою норму, которая будет прекрасно подходить под охлаждающий процесс, и не станет вытеснять тосол из бака. Поэтому необходимо следить за процессом заливки жидкости и не переборщить за средние метки. Также нужно прослеживать за тем, чтобы количество было немаленьким, т.к. недостаток тоже может привезти к невыполнению соответствующих задач. В этом случае двигатель может быстро перегреться от недостатка жидкости в машине, что приведёт к неприятным последствиям во время поездки. Подходящей нормой считается 90 градусов для автомобиля ВАЗ 2110.
Это интересно: Сколько антифриза в Киа Рио 2
Какое масло рекомендуется для ВАЗ-2112
Рассмотрим характеристики масла, подходящие для двигателей ВАЗ-2112.
Поколение 1 (1999-2009)
- Классификация SAE для мотора 1,5 72 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
- Классификация SAE для мотора 1,5 94 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
- Классификация SAE для мотора 1,5 78 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
- Классификация SAE для мотора 1,5 92 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
- Классификация SAE для мотора 1,6 81 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
- Классификация SAE для мотора 1,6 90 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
- Классификация SAE для мотора 1,8 98 л. с. (бензин, механика) – 10W-40, 5W-40.
Рекомендуемые производители моторных масел для ВАЗ-2112: Shell Helix Ultra, Mobil Ultra, Eneos superGasoline, Total Quartz, Mobil Super.
Устройство и принцип функционирования системы охлаждения движка «десятки».
Любая система охлаждения призвана не только охлаждать детали, но и выполнять некоторые другие функции, а именно:
- вентиляции и кондиционирования, производя нагрев воздуха в системе отопления;
- охлаждения воздуха в турбонаддуве;
- охлаждения в АКПП рабочей жидкости;
- охлаждения смазки, а точнее масла в данной системе.
Устройство системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ 2110.
- Радиатор отопителя
- Пароотводящий шланг радиатора отопителя
- Шланг отводящий
- Шланг подводящий
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
- Шланг подводящей трубы насоса
- Термостат
- Заправочный шланг
- Пробка расширительного бачка
- Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
- Расширительный бачок
- Выпускной патрубок
- Жидкостная камера пускового устройства карбюратора
- Отводящий шланг радиатора
- Подводящий шланг радиатора
- Пароотводящий шланг радиатора
- Левый бачок радиатора
- Датчик включения электровентилятора
- Электродвигатель вентилятора
- Крыльчатка электровентилятора
- Правый бачок радиатора
- Сливная пробка
- Кожух электровентилятора
- Зубчатый ремень привода механизма газораспределения
- Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
- Подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
- Шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
- Шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка
- Датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке
- Трубки радиатора
- Сердцевина радиатора
Принцип работы системы охлаждения инжекторного двигателя.
Ежели говорить непосредственно о системе охлаждения ВАЗ 2110, то она является жидкостной, ее циркуляция происходит в принудительном порядке, а заливка осуществляется в расширительный бачок.
Основой для создания жидкости, используемой в данной системе, является вода в совокупности с этиленгликолем. Такая жидкость способна замерзнуть только при максимально низких температурах, а также создавать повышенную температуру кипения. С помощью добавления в нее различных присадок можно увеличить срок работы сальника, а также замедлить процесс коррозии самой системы. Полная заливка жидкости требует последней в объеме 7,8 литра.
Движение же жидкости по всей системе охлаждения ВАЗ 2110 инжектор обеспечивается с помощью центробежного насоса, который закреплен в блоке цилиндров и включается в работу благодаря зубчатому ремню привода ГРМ.
Как известно, жидкость постепенно нагревается от трения рабочих поверхностей деталей. И уже в зависимости от достигнутой температуры жидкости система охлаждения циркулирует изначально по малому кругу, а после нагрева начинает двигаться уже по большому. То есть когда достигается определенная точка нагрева, срабатывает термостат, после чего он открывается и меняет направление движения жидкости. Данный процесс уже регулируют пара клапанов, находящихся в этом термостате. В нем перепускной клапан регулирует движение охлаждающей жидкости по малому кругу, а основной – по большому. Таким образом, при открытии одного из этих клапанов, другой закрывается, и наоборот.
До тех пор пока хорошо двигатель не прогреется, перепускной клапан находится в открытом положении, а жидкость охлаждения перетекает по малому кругу через блок цилиндров, дроссельную заслонку и радиатор обогревателя. Этот отопительный радиатор встроен непосредственно в систему охлаждения мотора, посему, когда жидкость через него проходит, осуществляется обогрев салона автомобиля.
В тот момент, когда происходит нагрев охлаждающей жидкости до 85°С, начинает открываться основной клапан термостата при закрытии перепропускного. В этот момент охлаждающая жидкость проходит одновременно и по малому, и большому кругу. А уже при 102°С – жидкость поступает в радиатор, перетекая при этом только по большому кругу. Там, благодаря потоку воздуха извне происходит ее охлаждение.
Получается, что инжекторная система мотора ВАЗ 2110 устроена таким образом, что если поток воздуха плохо производит охлаждение жидкости, то с помощью сигнала электронного блока управления автоматически включается вентилятор. А в случае сильного нагрева жидкости начинает происходить увеличение ее в объеме, и тогда ее излишки возвращаются назад в расширительный бачок. В данном бачке располагается клапан, который и поддерживает необходимое давление в системе.
Контролировать и проверять уровень охлаждающей жидкости нужно только при холодном силовом агрегате авто. Если заметите регулярное ее уменьшение, то обязательно проверьте всю систему на герметичность. Ну, а полную замену охлаждающей жидкости в ВАЗ 2110 инжектор необходимо делать через каждые 75000 километров пробега.
Прокачка системы
После проведения всех работ по замене можно заливать антифриз в систему охлаждения и заниматься прокачкой. Для этого ослабляете хомут, который подходит к инжектору (а конкретнее – к дроссельной заслонке). Именно по нему будете судить о том, насколько хорошо избавились от пробок. Но, справедливости ради, стоит отметить, что на двигателях, которые используются на ВАЗ 2114, прокачка очень просто происходит.
Заливаете антифриз в расширительный бачок, нужно выдерживать уровень между метками. После запускаете двигатель и прогреваете его до рабочей температуры. Пробка при этом должна быть закрыта, открывать по мере необходимости доливки антифриза (если будет понижаться уровень). Вот и все, на этом ремонт окончен. Давайте вкратце узнаем об остальных элементах системы охлаждения и отопления автомобиля ВАЗ 2114.
Заключение
Охлаждающая система – очень важная деталь в любом двигателе. Зная, сколько тосола в ВАЗ-2110 заливать, вы обеспечите ему долгую и продолжительную работу.
Согласно сервисной книжке в систему охлаждения 16 клапанного ВАЗ 2112 заливается 7.8 литра антифриза (тосола). Эта же цифра актуальна и для ВАЗ 2112 с 8 клапанным двигателем.
В двигателе двенадцатой модели предусмотрено две пробки для слива антифриза. Они находятся на блоке цилиндров и радиаторе.
Это упрощает полную замену старой охлаждающей жидкости так как она сливается почти по максимуму. Соответственно зайдет в систему от 7 до 7.5 литра свежего антифриза, т.е. придется покупать 10 литровую канистру или 4-5 литровый концентрат.
ВАЖНО : Если было залито через расширительный бочок в систему охлаждения ВАЗ 2112 только 5-6 л и уровень ОЖ остановился на максимальной метке, то необходимо немного подождать, не закрывая крышку бочка, руками продавить все патрубки, идущие к радиатору. Далее включите печку на обогрев, не закрывая крышки бочка, заведите автомобиль и дайте ему поработать на холостых пока не начнет работать вентилятор радиатора (5-10 минут)
Такими действиями будут удалены воздушные пробки, которые могут привести к перегреву двигателя
Далее включите печку на обогрев, не закрывая крышки бочка, заведите автомобиль и дайте ему поработать на холостых пока не начнет работать вентилятор радиатора (5-10 минут). Такими действиями будут удалены воздушные пробки, которые могут привести к перегреву двигателя.
При этом важно наблюдать за уровнем антифриза и при необходимости долить его до нужного уровня. 1-1.5
л еще точно зайдет.
Заменить охлаждающую жидкость на 16-клапанном ВАЗ-2112 достаточно легко и просто. Для этого не требуется специальных знаний. Стоит отметить, что к выбору охлаждайки нужно отнестись серьезно, поскольку использование жидкость, которая выработала свой ресурс, может не только повредить силовой агрегат, но и привести к капитальному ремонту двигателя.
Видео о полной замене охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112: