Устранение неисправностей
Проверка датчика температуры воздуха в салоне
Проверить исправность можно самостоятельно, специальные навыки вовсе не обязательны. Аккуратно извлекаем датчик со штатного места. Находим контакты с тыльной стороны. Мультиметром подаём напряжение 1.2В. Выставляем регуляторы системы автоматического управления отопителем в положение «Min», «Max». Моторчик активироваться не должен.
Второй способ: отключить датчик воздуха салона. Проверить скоростные режимы вентилятора. Первая скорость («А») должна быть неактивна.
Видео: Отопитель ВАЗ 2110, 11, 12. Устройство и принцип работы.
Проверка исправности работы САУО
Исправность работы проверяется мультиметром. Замеряется напряжение на клеммах розового и коричневого проводов, зажигание активировано. Плавно проворачиваем регулятор температуры, на дисплее мультиметра стрелка должна показывать повышение напряжения.
На отопителях старого образца при максимальном напряжении значение контролёра неизменно. Это учитывайте, чтобы не сделать поспешных выводов о неисправности того или иного агрегата.
Причиной неисправности контроллера могут быть и деформированные заслонки. Чтобы убедиться в этом, устранить поломку, разбираем отопитель.
Профилактика заслонки системы отопления ВАЗ 2112
Если быть точным, то осмотру подлежат две заслонки, в таком количестве они представлены в автомобиле ВАЗ 2112. В верхней части регулируется забор холодного воздуха. В нижней части подача тёплого (горячего) воздуха в салон автомобиля. Вследствие изношенности приводного механизма заслонка открывается наполовину, частично, поток воздуха снижен, салон обогревается в недостаточной мере.
Причины поломки:
- закусывание, заклинивание в процессе работы, из-за отсутствия достаточного количества смазывающего вещества;
- много мусора, влаги, песка, грязи, что способствовало заклиниванию;
- выход из строя троса заслонки моторедуктора;
- многочисленные наслоения, ржавчина, коррозия.
Заслонки старого и нового образца отличаются только по типу уплотнительного кольца. В старых он пластиковый с поролоном, в новых металлический уплотнитель с резиной. Если не слышно хода «шторки», пошевелите её, приведите в движение, предварительно сняв дефлекторы с центральной части торпеды отвёрткой с плоским наконечником. Будьте аккуратны, так как повреждается пластиковая обшивка консоли.
Металлические лучше, практичнее, но они боятся влаги, ржавчины, наслоений. Пластиковые наоборот, деформируются от жары, повышенной температуры.
Второй способ проверки работоспособности заслонки: если лобовое стекло греет горячий воздух, а по бокам или в ноги тёплый, неисправность на лицо. Поток воздуха не поступает — вышел из строя микродектор. Это приводной механизм.
Дефектовка микроредуктора заслонки
Диагностика допустима при наличии специального прибора – омметра. Он предназначен для замера сопротивления в электрической цепи. В контролёрах старого образца показатели в диапазоне 750 — 1250 Ом, в новых 3400 — 5100 Ом.
Дефектовка происходит следующим образом: запускаем силовой агрегат, выставляем температуру на отметке «Минимум», ожидаем 15 – 20 секунд, отключаем. Разъединяем контроллеры, замеряем сопротивление при включённом зажигании между контактами Х1.4 и Х1.1.
При максимальной температуре омметр показывает до 5.0 Ом на новом или 1.6 Ом на старом. Отсутствие сопротивления указывает на неисправность: выход из строя датчика микроредуктора. Чаще изнашиваются дорожки, повреждается проводка, перегорает предохранитель. Для замены микроредуктора разбирается печка.
Вентилятор работает на одной скорости
Если мотор вращается только на первых двух скоростных режимах, то ищите причину в резисторе. Он неисправен. Активация только на третьей скорости указывает на работу «напрямую», минуя резисторы. Причина – изношенные дорожки на переключателе, регуляторе температуры.
Диагностика резистора сопротивления
В конструкции резистора присутствует две спирали: первая с сопротивлением 0.23 Ом, вторая с 0.82 Ом. При активированных обеих спиралях вентилятор работает на первой скорости, при задействовании одной, мотор работает на втором скоростном режиме. При запуске напрямую без резистора – активируется третья передача.
Наиболее распространённые причины поломок печки ВАЗ 2112 — низкий уровень антифриза, завоздушенность системы, неисправности термостата, помпы.
Признаки неисправности радиатора печки
В процессе эксплуатации автомобиля с радиатором могут возникать различные проблемы, в результате которых обычно прекращается обогрев салона. Наиболее часто встречаются следующие неисправности:
Воздушная пробка в системе охлаждения
Для идентификации появления воздушной пробки следует включить печку на прогретом двигателе. Если в салон поступает холодный воздух, то, скорее всего, проблема именно в завоздушивании системы. Из-за накопления воздуха в отдельных участках системы охлаждения, тосол не может нормально циркулировать и приводит к нарушению нормальной работы печки. Воздушные пробки могут привести к перегреву двигателя и его заклиниванию.
Определить воздушную пробку можно также по быстрому увеличению температуры силового агрегата из-за нарушения или прекращения циркуляции охлаждающей жидкости. При обнаружении такой неисправности её следует немедленно устранить.
Воздух в систему охлаждения может попадать по следующим причинам:
Из-за повреждения прокладки ГБЦ в системе охлаждения может образоваться воздушная пробка
Убрать воздушную пробку можно тремя способами.
На автомобилях отечественного производства воздушную пробку в системе охлаждения можно убрать через расширительный бачок
Засорение каналов радиатора печки
Засорение каналов радиатора также может стать причиной слабого нагревания воздуха печкой. Так как ОЖ через радиатор в этом случае не проходит, входной патрубок будет горячим, а выходной — холодным. Засорение каналов может произойти в следующих ситуациях:
Если нет возможности заменить радиатор на новый, можно попробовать его промыть. Для этого в автомагазинах продаются специальные химически активные составы. Кроме этого, можно использовать раствор лимонной кислоты (400 г кислоты на 4 л воды).
Отопитель может засориться не только изнутри, но и снаружи
Течь радиатора
Появление течи обычно с связано механическими повреждениями радиатора или с использованием некачественного антифриза. Обнаружить проблему несложно. Большинство автовладельцев в этом случае сразу меняют радиатор на новый, а целесообразность ремонта определяется масштабами повреждений.
Появление в радиаторе течи обычно связано с механическими повреждениями
Загрязнение сот радиатора
В процессе эксплуатации соты радиатора могут забиться мусором, пылью, грязью и т. п. Печка при этом станет работать менее эффективно. Для полноценной чистки радиатора его потребуется демонтировать. Чистку можно произвести двумя способами:
В первом случае можно использовать мойку высокого давления с насадкой «варио». При использовании насадки «фреза» могут изогнуться соты радиатора. Струя воды должна направляться с расстояния в 30–50 см под прямым углом. Вместо воды можно использовать сжатый воздух, но это будет менее эффективно.
Засор каналов радиатора является основной причиной снижения его теплоотдачи
7 причин почему плохо греет печка в машине
Для того чтобы лучше разобраться с причинами, по которым плохо греет печка в машине и понять, почему она не работает как надо, нужно поближе познакомиться с устройством системы отопления салона автомобиля.
Печка в машине будет греть хорошо и без сбоев, если будут исправны все её узлы и составные части. Отопитель салона устроен достаточно просто, и в большинстве автомобилей он состоит из следующих частей:
- Блок управления отопителем;
- Радиатор печки (теплообменник);
- Патрубки (подводной и отводной);
- Кран регулировки подачи теплоносителя (антифриза);
- Воздушные заслонки с приводами;
- Вентилятор;
- Воздуховоды.
Ниже мы перечислим семь основных причин, по которым печка в машине может греть плохо или не работать совсем:
1. Воздух в системе отопления Печка в машине не будет работать в нормальном режиме в случае попадания воздуха при замене антифриза в системе охлаждения двигателя. Воздух может также попасть в систему отопления при нарушении герметичности головки блока цилиндров.
2. Неисправен термостатАвтомобильный термостат может заклинить как в открытом, так и в закрытом положении. Если при длительной езде на четвертой-пятой передачах печка в машине греет плохо, а на малых (1-3 передачи) – хорошо, то проблема, скорее всего, в том, что термостат заклинило в открытом положении. Если же термостат заклинит в закрытом положении, то проблем с работой печки не возникнет, но при этом будет перегреваться двигатель, что может привести даже к выходу его из строя.
3. Забит радиатор печки Радиатор печки в машине может забиться по разным причинам, причем, как снаружи, так и изнутри. Снаружи радиатор забивается в результате попадания пыли, насекомых, листьев – всего того, что в него попадает через защитный кожух. Изнутри радиатор печки со временем забивается грязью и отложениями, присутствующими в системе охлаждения двигателя. Также причиной «зарастания» каналов патрубков радиатора может стать некачественный антифриз.
4. Забит салонный фильтр Печка в машине может плохо греть также по причине сильного загрязнения салонного фильтра. Не забывайте менять фильтр салона хотя бы раз в год.
5. Поломка вентилятора Вентилятор, нагнетающий воздух в салон, может работать плохо в результате выхода из строя подшипников или графитовых щёток – это приведет к нестабильной работе всей системы вентиляции и отопления салона. Также вентилятор может не включаться из-за проблем в электрической цепи питания.
6. Неисправности крана отопителя Чаще всего, такие неисправности встречаются в печках отечественных автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и др.). Например, может сработаться рычаг крана, или могут пересохнуть резинки, или сам рычаг закисает. В таких случаях кран печки лучше заменить, причем желательно сразу вместе с радиатором.
7. Выход из строя блока управления печкой Эта неисправность также нередко доставляет хлопоты владельцам автомобилей ВАЗ. О том, что имеются проблемы в блоке управления (на современных авто – контроллер отопителя) косвенно свидетельствует плохая работа вентилятора в некоторых режимах работы печки. Также к сбоям в работе блока может привести неисправный датчик температуры воздуха в салоне автомобиля.
Конечно же, это не все возможные причины, по которым может плохо греть печка в машине, но именно они чаще всего встречаются при проблемах в системе отопления автомобиля.
Выявление и устранение неисправностей
Стандартная ситуация: вентилятор работает во всех предусмотренных режимах, но отопитель дует только холодным или горячим воздухом. В этом случае можно провести достаточно простой тест. Включить зажигание, отключить вентилятор системы обогрева и перевести ручку регулировки температуры в салоне в крайне левое (минимальное) или крайне правое (максимальное) положение. При этом на слух можно определить, работает ли микроредуктор.
Если он работает, вентилятор отопителя включается на самую быструю скорость вращения, а регулятор температуры еще раз перевести в крайнее левое и крайнее правое положение, дав несколько секунд поработать в каждом из них. При этом звук воздушного потока должен меняться, если это не так, то это указывает на механический обрыв соединения между электромотором и заслонкой или ее заклинивание в каком-то одном положении. Это потребует дальнейшей разборки системы и восстановления функциональности заслонки.
В ситуации, когда при тестировании не слышна работа микромотора-редуктора, нужно проводить другие проверки, которые помогут разобраться, почему не работает регулятор температуры печки. Его рукоятку требуется установить в среднее положение. После этого демонтировать из посадочного места на панели. Не отсоединяя колодки, максимально возможным образом контроллер нужно повернуть к себе.
Тестируем подвод питающего напряжения к блоку управления. Для этого нужно взять контрольную лампу на 12 В, один зажимной контакт присоединить в маленькой отвертке, которую вставить в контакт 3, с выходящим из него черным проводом. Второй контакт вставить в контакт 6, который находится под контактом 3 и из него выходит голубой провод. Если контролька при включенном зажигании загорелась, значит, питание на блок управления подается, и регулятор печки ВАЗ 2110 перестал работать не по этой причине. Чтобы диагностика проходила в штатном режиме, напряжение аккумулятора и бортовой сети должной быть не менее 12,5 В.
Если питание на контроллер поступает, нужно выключить зажигание и отсоединить большую колодку Х1 с 13-ю разъемами. Далее требуется взять два проводника с контактами, которые можно подключить к штекерам контроллера. Один провод присоединяется к контакту № 2 в этом разъеме, он будет первым справа в верхнем ряду, если смотреть непосредственно на разъем. Второй конец проводника подключается плюсовому разъему мультиметра. Другой провод подключается к разъему № 8, который находится в верхнем ряду на 4 месте, если считать справа. Проводник присоединяется к минусовому зажиму мультиметра.
Для проведения дальнейших измерений мультиметр выставляется в режим вольтметра при постоянном токе, с пределами измерений до 20 В. Контроллер поворачиваем к себе и регулятор температуры устанавливаем на среднее положение. После этого требуется включить зажигание. На мультиметре могут появляться небольшие показания в пределах сотых частей вольта, их можно игнорировать.
Регулятор температуры поворачивается в крайнее правое положение (максимальное тепло). На экране мультиметра должно появиться напряжение в диапазоне 10-11 В, которое подается в течение 10-14 с, после чего пропадает.
После этого регулятор переводится в крайнее левое положение (минимальное тепло). На приборе должны появиться такие же показания в диапазоне 10-11 В, в том же временном промежутке, но со знаком «минус». Он указывает на то, что полярность подключения на выходе из контроллера поменялась на противоположную.
При проверке контроллера 13333854, где регулировка температуры печки ВАЗ-2110-12 производится в автоматическом режиме, необходимо знать, что его полярность на выходах будет противоположная. То есть, при крайнем правом положении показатели мультиметра будут со знаком «минус», а в крайнем левом положении без знака перед показаниями. В остальном его тестирование проходит аналогично.
Таким образом, ремонт регулятора печки ВАЗ-2110 не требует специальных навыков и инструментов, а из сложных приборов потребуется только мультиметр, который есть у многих автолюбителей. Проверку и устранение неисправностей можно произвести самостоятельно, в том числе в тех случаях, когда заклинивает заслонка, о чем просигнализирует один из тестов системы управления. При выходе из строя датчика или микроредуктора, их можно легко поменять самостоятельно, поскольку доступ к ним достаточно простой. Единственной серьезной проблемой является выход из строя самого блока управления, который практически не подлежит ремонту, поскольку в его основе лежит интегральная микросхема, поэтому его проще заменить.
Признаки неисправности радиатора печки
В процессе эксплуатации автомобиля с радиатором могут возникать различные проблемы, в результате которых обычно прекращается обогрев салона. Наиболее часто встречаются следующие неисправности:
- Воздушная пробка в системе охлаждения. Это приводит к поступлению в салон чуть тёплого воздуха.
- Засор в магистральных каналах радиатора. При этом нарушается или прекращается циркуляция антифриза и в салон начинает поступать холодный воздух.
- Течь радиатора. В результате механических повреждений (трещин, пробоин) радиатора охлаждающая жидкость начинает вытекать наружу.
- Внешнее загрязнение сот радиатора. Загрязнённые соты заметно снижают теплоотдачу радиатора и эффективность работы печки.
Воздушная пробка в системе охлаждения
Для идентификации появления воздушной пробки следует включить печку на прогретом двигателе. Если в салон поступает холодный воздух, то, скорее всего, проблема именно в завоздушивании системы. Из-за накопления воздуха в отдельных участках системы охлаждения, тосол не может нормально циркулировать и приводит к нарушению нормальной работы печки. Воздушные пробки могут привести к перегреву двигателя и его заклиниванию.
Определить воздушную пробку можно также по быстрому увеличению температуры силового агрегата из-за нарушения или прекращения циркуляции охлаждающей жидкости. При обнаружении такой неисправности её следует немедленно устранить.
Воздух в систему охлаждения может попадать по следующим причинам:
- в результате нарушения герметичности соединений элементов системы;
- при замене или добавлении антифриза;
- в случае износа прокладки водяной помпы или ГБЦ;
- при неисправном клапане пробки расширительного бачка.
Из-за повреждения прокладки ГБЦ в системе охлаждения может образоваться воздушная пробка
Убрать воздушную пробку можно тремя способами.
- Для автомобилей отечественного производства ослабляют хомут и снимают шланг подогрева карбюратора. Затем откручивают пробку расширительного бачка и начинают дуть в его горловину. После появления антифриза из снятого шланга его сразу надевают на штуцер и затягивают хомутом.
- Автомобиль устанавливают под углом так, чтобы передняя часть была выше задней. Можно использовать домкрат. Откручивается пробка расширительного бачка, запускается двигатель и прогревается до рабочей температуры — должен открыться термостат. В процессе нагревания двигателя уровень тосола в бачке уменьшается, и его доводят до нормы. Для усиления циркуляции можно увеличить обороты мотора. Если уровень антифриза снизился очень резко, нужно в бачок быстро долить ОЖ. Процедуру продолжают до тех пор, пока в расширительном бачке не перестанут появляться пузыри. Затем автомобиль опускают и доливают антифриз.
- Двигатель прогревают до рабочей температуры, глушат и снимают все элементы для демонтажа шланга подогрева штуцерного узла. Так как тосол горячий, делать это нужно в защитных перчатках. Затем отсоединяют шланг и ждут. Когда из него начнёт вытекать антифриз, шланг устанавливают на место.
На автомобилях отечественного производства воздушную пробку в системе охлаждения можно убрать через расширительный бачок
Засорение каналов радиатора печки
Засорение каналов радиатора также может стать причиной слабого нагревания воздуха печкой. Так как ОЖ через радиатор в этом случае не проходит, входной патрубок будет горячим, а выходной — холодным. Засорение каналов может произойти в следующих ситуациях:
- образование накипи в результате длительной эксплуатация радиатора;
- использование ОЖ низкого качества;
- некачественный или бракованный радиатор;
- попадание в систему охлаждения масла, топлива или мусора.
Если нет возможности заменить радиатор на новый, можно попробовать его промыть. Для этого в автомагазинах продаются специальные химически активные составы. Кроме этого, можно использовать раствор лимонной кислоты (400 г кислоты на 4 л воды).
Отопитель может засориться не только изнутри, но и снаружи
Течь радиатора
Появление течи обычно с связано механическими повреждениями радиатора или с использованием некачественного антифриза. Обнаружить проблему несложно. Большинство автовладельцев в этом случае сразу меняют радиатор на новый, а целесообразность ремонта определяется масштабами повреждений.
Появление в радиаторе течи обычно связано с механическими повреждениями
Загрязнение сот радиатора
В процессе эксплуатации соты радиатора могут забиться мусором, пылью, грязью и т. п. Печка при этом станет работать менее эффективно. Для полноценной чистки радиатора его потребуется демонтировать. Чистку можно произвести двумя способами:
- водой под давлением;
- сжатым воздухом.
Неисправный краник печки
Проблемы с краником печки на автомобилях ВАЗ 2108-15 встречается достаточно часто – если краник частично или полностью закрыт, он не позволяет поступать горячему тосолу в радиатор печки. Проблема крана отопителя в том, что он со временем закисает, и заслонка в нем перестает двигаться. Чтобы заслонка в кранике не закисала, необходимо хотя бы раз неделю поворачивать ее, передвигая в открытое и закрытое положение.
Убедиться в том, что краник пропускает теплый воздух, можно, сравнив температуру патрубков в моторном отсеке и салоне – при полностью открытом кране патрубки должны быть одинаково горячими. Менять краник отопителя достаточно хлопотно, поэтому для замены следует покупать оригинальные детали хорошего качества.
Особенности конструкции системы отопления ВАЗ-2110
Главными элементами конструкции системы отопления в автомобиле ВАЗ-2110 являются:
- печка или отопитель, в котором подготавливается горячий воздух, поступающий в салон машины;
- воздуховоды – патрубки, по которым нагретый до требуемой температуры воздушный поток поступает в салон;
- распределитель горячего воздуха или блок регуляции;
- испаритель, отвечающий за отведение конденсата. Этот компонент имеется только на автомобиле ВАЗ-2110 и является главной особенностью конструкции его системы отопления.
Если печка начинает дуть чуть теплым воздухом вместо горячего, необходимо искать причину проблемы именно в неисправности каких-либо вышеперечисленных компонентов.
Основные неисправности климат-контроля ВАЗ-2110
Поскольку полноценная климатическая установка содержит множество дополнительных узлов и деталей, неудивительно, что надёжность такой сложной системы по умолчанию должна быть не больше, чем собственно у отопителя или кондиционера. Другими словами, к проблемам функционирования системы отопления и кондиционирования добавляются те неисправности, которые характерны для работы собственно контроллера климатической системы. Схема климат-контроля ВАЗ-2110 предусматривает наличие электронного БУ и привода заслонки, регулирующей смешивание тёплого и холодного воздушных потоков для обеспечения оптимальной температуры воздушного потока, поступающего в воздуховоды.
Если климатическая установка не обеспечивает выхода на требуемый температурный режим, необходимо заняться поисками неисправности. Первое, что нужно сделать – проверить работоспособность датчика температуры. Делается это посредством замера сопротивления датчика, которое должно удовлетворять следующим условиям:
- при температуре 16º С быть равным 2950 Ом;
- при температуре 22º С быть равным 2800 Ом;
- при температуре 30º С быть равным 2600 Ом.
Если значения на мультиметре отличаются более чем на 25 Ом – датчик неисправен и подлежит замене.
О неисправности датчика положения приводного вала микроредуктора (управляющего работой заслонки климатической установки) также можно судить по соответствию сопротивления нормативным показателям. Проверка осуществляется следующим образом: при подключённом к системе температурном датчике рукояткой установить минимальное значение температуры, отсоединить от разъёма Х1 управляющий контроллер, запустить силовой агрегат и измерить мультиметром сопротивление между входными контактами датчика положения приводного вала моторедуктора. Мультиметр должен показать 0.85 – 1.25 КОм.
Такую же проверку следует осуществить и в положении максимальной температуры – в этом случае для первой группы контроллеров сопротивление должно лежать в пределах 3.30 – 5.00 КОм. Если сопротивление нулевое или одинаковое на обоих режимах – проблема в неисправном микромоторедукторе, который неремонтопригоден. Впрочем, причина может заключаться и в некорректной работе самого контроллера – в этом случае на привод редуктора питающее напряжение подаваться не будет.
Проблема с недостаточным обогревом в холодное время года может быть связана с заклинившей заслонкой отопителя. Чтобы убедиться в этом, необходимо запустить силовой агрегат, установить обороты вращения печного вентилятора на максимум. После этого регулятор температуры необходимо последовательно установить в режим MIN, а затем MAX.
Между» блоком управления и микромоторчиком существует обратная связь благодаря наличию встроенного в редуктор датчика положения печной заслонки. Блок управления интерпретирует информацию, поступающего от этого датчика, и если заслонка печки достигла требуемого положения, отключает мотор.
Блок управления климат-контролем на ВАЗ-2110 имеет регулировочный винт, который позволяет в ручном режиме настроить более точное регулирование температуры. Чтобы осуществить подобную регулировку, необходимо закрыть все двери и поднять стёкла окон, разместить внешний контрольный термометр неподалёку от температурного датчика, повернуть рукоятку управления печным вентилятором в положение «А» и установить температуру воздуха, превышающую показатель температуры, измеренный термометром. Через примерно 15 минут показания на дисплее и термометре должны сравняться. Если нет – необходимо извлечь контроллер, чтобы получить доступ к регулировочному винту, и повернуть его по часовой стрелке (когда нужно увеличить температуру) или против – если показатель дисплея выше значения, измеренного термометром. Процедуру повторяют до тех пор, пока рассогласование не станет нулевым.
Для чего нужен отопитель на ВАЗ 2110, понятно без лишних слов. Попробуйте поездить без него не то что при тридцатиградусном морозе, а даже тогда, когда температура близка к нулю. Окна запотевают, покрываются корочкой льда, а чтобы видеть дорогу, нужно делать проталину в лобовом стекле, плюс поддерживать ее в «рабочем» состоянии.
Понятное дело, если у печки случилась поломка во время поездки, тогда, хочешь — не хочешь, придется как-то добираться или до ближайшего СТО, или домой, где станет возможной замена печки на новую или тюнинг старой.