Что такое esp (система курсовой устойчивости) и как она работает

Что еще может «антипробуксовочная установка»?

Мнения, что антибукс позволяет только выровнять авто и выбраться из сугроба — ошибочно. Однако, система помогает еще в некоторых ситуациях:

  • при резком старте. Особенно полезно для переднеприводных автомобилей с разнодлинными полуосями, где при резком старте автомобиль ведет в правую сторону. Здесь вступает в работу антибукс, который подтормаживает колеса, выравнивая их скорость, что особенно полезно на мокром асфальте, когда требует хороший зацеп;
  • снежная колея. Наверняка вы не раз ездили по неочищенным дорогам, так вот после первопроходцев снежной дороги остается колея, и если это был грузовик или даже внедорожник, то от него останется глубокая колея в высокой снежной “полосой” между колесами. При обгоне автомобиля, пересекая такую колею, автомобиль может моментально выкинуть на обочину или крутануть. Антибукс противодействует этому, грамотно распределяя крутящий момент по колесам и дозируя обороты двигателя;
  • на поворотах. При совершении поворота, на скользкой дороге, автомобиль может в момент закрутить вокруг своей оси. Это же касается движения по затяжным поворотом, где при малейшем движении руля можно “улететь” в кювет. Антибукс вмешивается в любой из случаев и старается максимально выровнять машину.

Цели использования кошелька

Выбирается валюта для электронного средства платежа — это могут быть рубли или иностранная валюта.

Анонимный электронный кошелек подходит для мелких трат, не требующих прохождения процедуры идентификации — предоставления документов, подтверждающих личность. Для его регистрации достаточно указать на сайте кредитной организации минимальное количество данных. Такой кошелек позволяет хранить только рубли и имеет ограничение по максимальной сумме вывода в месяц.

Неперсонифицированные кошельки с упрощенной идентификацией требуют предоставления банку определенного количества информации взамен на расширенные возможности использования.

Максимум возможностей дает персонифицированный кошелек: максимальная сумма составляет 600 тысяч рублей, отсутствуют ограничения на перевод в месяц. Для оформления персонифицированного кошелька требуется прохождение полной идентификации и предоставление оригиналов либо заверенных нотариусом копий документов.

Плюсы и минусы ESP

Достоинства системы стабилизации настолько превышают наносимый ею вред, что она стала обязательной к применению на новых автомобилях во многих странах:

  • система обеспечивает чёткое и стабильное движение автомобиля по заданной траектории вплоть до полного исчерпания сцепных свойств всех колёс;
  • выравнивает машину в самом начале заноса или сноса;
  • предотвращает развитие курсовых резонансных колебаний;
  • эффективно стабилизирует даже в таких кинематически сложных случаях, как полноприводные автомобили и автопоезда;
  • сохраняет все функции систем, на основе которых она построена.

К недостаткам можно отнести:

  • продолжающееся совершенствование алгоритмов, пока водители ещё вынуждены вручную отключать систему в особых условиях эксплуатации;
  • ограничения по скоростям и перегрузкам, обусловленные конечным быстродействием, эти пороги постепенно повышаются;
  • вклад в общее повышение цены автомобиля.

Основное, что система ESP внесла в управление автомобилем – это снижение требований к квалификации водителя. Даже начинающие способны управлять в сложных ситуациях на уровне мастеров, а иногда и выше. Ведь никакой самый опытный автогонщик не в состоянии раздельно управлять моментом на колёсах или с такой скоростью реагировать на сложные ситуации. Но если водитель высокой квалификации сможет выйти из любой, в разумных пределах, то для начинающего может всё закончиться сразу в первой. Автоматика сделает всё для удержания автомобиля на дороге, лишь бы хватило способностей шин.

Сущность системы [ править | править код ]

Систему ЭКУ можно рассматривать как расширенный вариант антиблокировочной системы тормозов (АБС). Многие узлы объединены с системой АБС, но вдобавок ЭКУ требует наличия таких компонентов, как датчик положения руля и акселерометр, следящие за реальным поворотом автомобиля. При несоответствии показаний акселерометра показаниям датчика поворота руля, система применяет торможение одного (или нескольких) из колёс машины для того, чтобы предотвратить начинающийся занос.

Срабатывает ESC в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Путём притормаживания отдельных колес система стабилизирует движение. Она вступает в работу, когда на большой скорости при прохождении поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, то есть по радиусу большему, чем радиус поворота. ESC в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес ESC снижает обороты двигателя.

Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESC активизирует тормоз переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом, появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Когда скользят все четыре колеса, ESC самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Время реакции ESC — 20 миллисекунд. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.

Данная система пока является наиболее эффективной системой безопасности. Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян, однако её возможности ограничены: если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает допустимые границы, никакая программа стабилизации не поможет.

Есть ли различия в ESP на авто разных классов?

Различия есть. И чем дороже авто, тем их больше.
В зависимости от класса, ЕСП может включать систему:

  1. Предотвращения столкновений. Эта функция есть
    только на автомобилях с адаптивным круизом. Датчики приближения контролируют
    дистанцию до впереди идущего автомобиля и оповещают водителя об опасности. Это
    может быть звуковой сигнал и изображение на панели. Если водитель проигнорировал
    опасность, система стабилизации автомобиля принудительно тормозит колеса,
    вмешиваясь работу активного усилителя тормозов.
  2. Предотвращения опрокидывания. В случае опасности,
    ЕСП тормозит передние колеса и снижает крутящий момент авто.
  3. Улучшения эффективности торможения при нагреве
    дисков. Электроника контролирует температуру и увеличивает усилие давления поршня
    суппорта на одном или нескольких колесах.
  4. Удаления влаги с тормозных дисков. Система
    включается при скорости более 50 км/ч в мокрую погоду. Как это работает? На ходу колодки передних колес
    легко касаются дисков. За счет небольшого трения, влага испаряется с рабочей
    поверхности дисков.
  5. Имитации блокировки дифференциала. На кроссоверах Фольксваген ЕСП
    подтормаживает колесо, предотвращая его проскальзывание. Машина быстро находит
    зацеп и выкарабкивается из западни.
  6. Измерения давления в шинах. При разнице давления
    меняется также скорость вращения колеса. Умная ЕСП это понимает и оповещает
    водителя о утечке воздуха.
  7. Помощи при старте на подъем. Электроника
    определяет угол наклона авто и блокирует колеса на пару секунд после отпускания
    педали тормоза.

Отметим, что на грузовых авто с прицепом или
полуприцепом реализуется система стабилизации автопоезда. В случае заноса, система распределяет тормозные
усилия не только на самом авто, но и на прицепе.

Также отличия среди систем стабилизации могут
быть в гидроблоке. Последний содержит разное количество поршней, что создают
давления (от 2 до 6 в зависимости от класса авто).

Принцип работы системы

А теперь давайте подробнее рассмотрим систему, которая помогает автомобилисту справиться с машиной в различных условиях.

Для чего устанавливают в автомобиле эту систему:

  • помогает сохранять курсовую устойчивость на плохом покрытии;
  • стабилизирует положение машины;
  • помогает сохранять устойчивость на высокой скорости.

Это основные задачи ESP, с которыми она эффективно справляется.

Но ESP не может работать без других систем безопасности транспортного средства:

  • специальный блок управления силовым агрегатом, который управляет различными электрическими подсистемами в машине;
  • ASR (вторичный элемент активной безопасности);
  • ABS (антиблокировочная).

Все эти компоненты необходимы для работы ESP. Все эти элементы безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Все современные автомобили оснащаются большим количеством датчиков. С этих датчиков поступают сигналы в так называемый блок-контроллера.

Он обрабатывает полученную информацию:

  • давление в тормозах;
  • скорость;
  • положение рулевого колеса;
  • обороты силового агрегата;
  • скорость вращения колёс и т. д.

Но основную информацию передают два датчика, которые установлены в нижней части кузова. Первый датчик передаёт информацию о поперечном ускорение, а второй об угловой скорости. Часто автомобилисты называют эти датчики G-сенсор.

Полученная информация обрабатывается электронным блоком-контроллера, в результате чего ESP может сохранять курсовую устойчивость.

Блок-контроллер является своеобразным мини-компьютером. Установленные программы анализируют поведение машины. И при возникновении опасной ситуации блок-контроллер оповещает ESP и другие компоненты безопасности.

Слаженная работа всех элементов безопасности помогает устранить опасную ситуацию. Например, вывести автомобиль из заноса.

Каким образом она может исправить опасную ситуацию? Она полностью берёт на себя управление силовым агрегатом и тормозной системой. Если необходимо вернуть машину на нужный курс может использоваться подтормаживание нескольких колёс.

При этом специальный мини-компьютер обрабатывает полученную информацию для того, чтобы правильно замедлить каждое колесо. А также при необходимости мини-компьютер отдаёт команду для уменьшения крутящего момента. При этом сокращается подача бензина.

Сегодня современные автомобили оснащаются автоматической КПП. На автоматическую КПП могут поступать команды.

Состав системы

Формально ESP включает с себя набор датчиков, гидроблок, электронные контроллеры и прочие исполнительные механизмы. Но фактически используются уже имеющиеся приборы иных систем, в частности, ABS, контроля за тягой и автоматического рулевого управления. То есть непосредственно система стабилизации являет собой программу с набором типовых и уникальных алгоритмов.

Внешние связи налажены по общей автомобильной шине данных, различные блоки свободно обмениваются информацией и командами. Такой подход исключает как локализацию системы чётко в памяти одного блока, так и распределение функций. Например, к ESP иногда относят даже совершенно к ней не относящиеся способности оценивать изменение давления в колёсах не по сигналам специализированных датчиков давления, а по изменению эффективного радиуса катящегося колеса. Система это распознает по непонятному отклонению частоты вращения от предсказанного.

Часто чрезмерно внимательный контроль системы стабилизации вынуждает отключать её и при штатной эксплуатации. Это связано с движением в тяжёлых дорожных условиях, когда без нестабильности невозможно проехать, а также при изменении радиуса качения отдельных колёс, например, использовании запасок или цепей противоскольжения.

Почему ЕСП отключается не полностью?

На некоторых авто производители не
предусматривают полное отключение ESP. Например, в Мерседес для этого нужно залазить в
меню бортового компьютера. И даже после отключения ЕСП, часть функций ее
сохранится. А при скорости выше 50 км/ч система динамической стабилизации
принудительно работает в полной мере. Увы, с этим ничего не поделать.

На некоторых корейских авто ЕСП отключается в 2
этапа. Первое нажатие кнопки отличает только систему АБС. Но чтобы отключить
ЕСП полностью, нужно нажать и удерживать кнопку в течении 3 секунд. Система
будет отключена до момента, когда машина наберет большую скорость, либо до
последующего запуска двигателя.

Принцип действия

Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.

Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.

Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.

Конкретный пример

Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.

Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):

  • задняя ось стремится обогнать передние колеса. Задняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
  • скорость скольжения большая.

Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.

Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):

  • передняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
  • скорость рысканья невысока;

Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.

Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.

Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.

Омологация

Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.

Установка своими руками

Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.

Вам потребуются:

  • блок управления ABS/ESP, крепления в виде кронштейна для установки на штатное место;
  • СИМ-модуль;
  • датчик рысканья (еще одно название контроллера поперечного ускорения и осевого вращения), крепежный элемент;
  • штекер.

Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.

Характерные неисправности

О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:

  • обрыв цепи (наиболее характерно для датчиков скорости);
  • неисправности блока управления;
  • датчик тормозного усилия;
  • щетки блока ESP и прочие.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.

Враг или помощник

Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.

Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).

Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.

EBD (Electronic Brake Force Distribution) — система распределения тормозных усилий.

В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Force Distribution) — системой распределения тормозных усилий. Система распределения тормозных усилий представляет собой программное расширение антиблокировочной системы тормозов. Другими словами, система использует конструктивные элементы системы ABS в новом качестве.
Система EBD позволяет эффективно тормозить в разных дорожных условиях, учитывая участки дороги с разнородным покрытием, загруженность автомобиля и техническое состояние покрышек. EBD распределяет тормозные усилия на каждое колесо в отдельности, чтобы обеспечить оптимальное сцепление с дорогой.
Принципиально отличие EBD и других систем от базовой ABS, в том что они помогают водителю управлять автомобилем постоянно, а не только при экстренном торможении.
Принцип работы системы распределения тормозных усилий
Работа системы EBD, также как и система ABS, носит цикличный характер. Цикл работы включает три фазы:

  • удержание давления;
  • сброс давления;
  • увеличение давления.

По данным датчиков угловой скорости колес блок управления ABS сравнивает тормозные усилия передних и задних колёс. Когда разница между ними превышает заданную величину, включается алгоритм системы распределения тормозных усилий.
На основании разности сигналов датчиков блок управления определяет начало блокирования задних колес. Он закрывает впускные клапаны в контурах тормозных цилиндров задних колес. Давление в контуре задних колес удерживается на текущем уровне. Впускные клапаны передних колёс остаются открытыми. Давление в контурах тормозных цилиндров передних колес продолжает увеличиваться до начала блокирования передних колес.
Если колеса задней оси продолжают блокироваться, открываются соответствующие выпускные клапаны и давление в контурах тормозных цилиндров задних колес уменьшается.
При превышении угловой скорости задних колес заданного значения, давление в контурах увеличивается. Происходит торможение задних колес.
Работа системы распределения тормозных усилий заканчивается с началом блокирования передних (ведущих) колес. При этом в работу включается система ABS.

Еще работа EBD поможет распределить тормозную силу в случае резкого торможения в повороте противостояв заносу и сносу автомобиля, потери траектории пути. При поворотах сильнее нагружаются внешние колеса относительно поворота, а нагрузка на внутренние колеса уменьшена, тем самым автомобиль подвержен риску заноса или потери траектории и вылета с поворота. В этом случае EBD уменьшит тормозное усилие на внешние колеса тем самым не дав им заблокироваться. Автомобиль становится управляемым, значительно повышается уровень безопасности движения.
С системой EBD можно смело тормозить в повороте и на смешанном покрытии. Электроника по разности частот вращения «поймет», что колеса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колесах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой. Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колес), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.
Также система EBD при торможении учитывает загрузку автомобиля.

Тормозное усилие между передними и задними колесами оптимизируются, при этом обеспечивается максимально быстрое торможение.
Например, при торможении автомобиля с более чем одним человеком внутри, система EBD увеличивает тормозное усилие на задние колеса по сравнению с тем случаем, когда внутри находится только водитель, повышая при этом эффективность торможения по сравнению с автомобилем без системы EBD.

Таким образом, работа EBD способствует уменьшению тормозного пути и возможностью управлять автомобилем в аварийных ситуациях.

Как работает система ESP?

Чтобы понять принцип работы кнопки ESP, нужно знать, что она напрямую связана с тормозной системой транспортного средства и ABS, то есть антипробуксовочным узлом. Когда водитель нажимает на клавишу, задействуются все противоаварийные меры, процесс работы системы осуществляется следующим образом:

  • Датчики ESP вращения колес срабатывают на изменение угловой скорости в вертикальном, поперечном положении.
  • Кнопка ESP получает сигнал и дает команду на постепенную остановку — срабатывают определенные колеса, в зависимости от направления заноса, поворота и ускорения в боковую сторону.

Остановка автомобиля реализуется через модулятор узла АБС, который создает правильное давление в системе торможения. Далее ESP передает блоку управления мотором команду на снижение уровня подачи топлива и уменьшение колесной тяги.

Примечательно, что благодаря блоку ЭСП сигналы поступают в любых условиях: во время движения накатом, по бездорожью, при разгоне, торможении. Порядок срабатывания, с передачей сигналов от той или иной системы к антизаносному узлу, может быть различным — это зависит от конкретной ситуации и вида привода автомобиля. К примеру, на повороте датчик, который отвечает за ускорение под углом, фиксирует занос со стороны задней оси. В результате электронный блок управления мотором передает команду на снижение количества передаваемого топлива. Когда данных мероприятий недостаточно, то АБС активирует остановку ведущего колеса.

Почему горит лампа на панели приборов

Как и остальные компоненты безопасности, система ESP имеет лампу на приборной панели любого автомобиля, который ею оборудован. Лампа может подавать различные сигналы в зависимости от модели и производителя автомобиля, но три из них универсальны:

  1. Лампа ESP моргает во время своей работы – попытки привести автомобиль в устойчивое положение. В зависимости от автомобиля, моргание лампы также наблюдается в процессе работы антипробуксовочной системы.
  2. Лампа ESP не горит. На неподвижной машине это означает, что все элементы системы работают штатно, а на двигающемся, что в текущий момент времени система не вмешивается в управление
  3. Лампа ESP постоянно горит. Это тревожный сигнал, сигнализирующий о неисправности одного из компонентов системы. Суммарное количество компонентов, участвующих в работе системы стабилизации, превышает 15 единиц. Самостоятельная диагностика – практически невыполнимая задача. Загорание лампы вызывает даже неравномерный износ колёс, когда блок управления замечает ненормальную разницу в частоте вращения колёс и уходит в аварийный режим. Тот же эффект вызывается установкой нового запасного колеса вкупе с сильным износом оставшегося комплекта покрышек.

Если автомобиль оборудован системой ESP, на приборной панели имеется соответствующая лампа, которая отображает работу или неисправность

Если вы относитесь к числу людей, не любящих сервисы, можно попробовать определить неисправность самому:

  • Водитель случайно самостоятельно отключил её. На некоторых автомобилях система не включается самостоятельно при достижении 50 км/ч, а значит, водитель постоянно ездит с горящей лампой.
  • Проверить состояние покрышек.
  • Проверить напряжение в бортовой сети. Блок управления отключается при низких значениях.
  • Проверить состояние гидроблоков ABS: хоть и редко, но они служат причиной поломки.

Во всех остальных случаях правильным поступком станет обращение в автосервис и проверка кодов ошибок сертифицированным сканером. Отсутствие ошибок, как правило, всё же сигнализирует о неисправности гидроблока ABS, в остальных случаях комбинация ошибок позволить определить неисправный узел.

Что такое ESP

На скользкой дороге машина ведет себя часто непредсказуемым образом. Не всегда даже опытный водитель способен своевременно реагировать на внешние негативные факторы. Транспорт способен уйти в занос. Далее он теряет контроль и снижается уровень его маневренности. Обеспечить устойчивость на трассе в подобном случае помогает ЕСП.

Основной задачей системы является создание условий для того, чтобы авто ехало туда, куда повернут руль. Занос при этом исключается. В работе модуля используется множество датчиков. В их задачу входит отслеживание направления перемещения ТС исходя из положения руля и степени нажатия на педаль газа. Также блок управления обрабатывает полученные данные, касающиеся боковых ускорений и текущей ориентации возможного заноса.

Курсовая устойчивость помогает водителю во время случайной неординарной ситуации, так как работает ESP в автомобиле, держа под контролем динамику машины. Блокируется не только уход в занос, но и не допускаются боковые скольжения. Фактически система способствует выдерживанию установленного водителем курса, сохраняет траекторию текущего заданного маршрута и способствует стабилизации авто во время выполнения любого маневра.

ЕСП является актуальной для дорог с плохим покрытием, где риск ухода в неуправляемость существенно повышается. Зачастую ее именно так и называют – «противозаносная».

Система курсовой устойчивости ESC

Современный темп жизни стимулирует разработчиков в сфере машиностроения к работе над улучшением показателя безопасности. Благодаря этому и появляются всяческие новинки вспомогательных систем, функциональная задача которых заключается в оказании помощи водителю во избежание опасности. Система курсовой устойчивости esc – достойный представитель этих систем.

Её название на автотранспорте различных марок отличается, однако, предназначение систем курсовой устойчивости одно.

Его смысл заключается в том, чтобы обеспечить транспортному средству сохранность выбранной линии при любых режимах езды: будь то разгон либо торможение, движение по прямой или в повороте.

Система курсовой устойчивости ESC

Наглядная иллюстрация работы

Механизм работы концепции курсовой устойчивости ESC может быть проиллюстрирована следующим вариантом: автомобиль входит в поворот на большой скорости, в какой-то миг на песочный участок дороги заносит одну сторону. В таких условиях сила сцепления с дорогой меняется молниеносно, а автомобиль подвергается к заносу или сносу. Именно в этот момент реагирует система курсовой устойчивости: предотвращает уход с траектории благодаря перераспределению крутящего момента между ведущими колесами. Отдельные случаи запускают процесс торможения колес. При условии оснащения транспортного средства активной системой рулевого управления, активируется процесс изменения угла поворота колес.

Принципиальные особенности системы

ESC системы курсовой устойчивости характеризуются непрерывной работой. Сам процесс протекает следующим образом: получение информации от датчиков, анализ действий водителя, вычисление желаемых параметров передвижения авто. К фактическим параметрам, информация о которых поступает от второй группы датчиков, сопоставляются полученные результаты. При несовпадении данных система ESC приравнивает ситуацию к неконтролируемой, и активизирует свою работу.

Типовые вариации стабилизации движения представлены в виде:

  • торможения определенных колес;
  • изменения крутящего момента мотора;
  • изменения поворотного угла передних колес, если на авто имеются системные элементы активного рулевого управления;
  • изменения показателя демпфирования амортизаторов, если на машине имеется адаптивная подвеска.

Способы изменения крутящего момента представлены:

  • переменой позиции дроссельной заслонки;
  • пропуском впрыска горючего или импульса зажигания;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • деактивацией переключения передачи в АКПП;
  • перераспределением крутящего момента на осях при полном приводе.

Дополнительные возможности

Система курсовой устойчивости рассматриваемого образца помимо основной функциональной задачи может выполнять и дополнительные:

  • Внедорожники характеризуются высоким расположением центра тяжести, которое способствует к опрокидыванию при вхождении в поворот на высокой скорости. Система предотвращения опрокидывания под названием Roll Over Prevention (ROP) и была разработана специально для таких ситуаций.
  • Система ESC выполнит функцию предотвращения столкновения если имеется адаптивный круиз-контроль. В реальных условиях сначала водителю подаются звуковые и визуальные сигналы, после их игнорирования срабатывает автоматическое нагнетание давления в тормозной системе.
  • При выполнении системой функции стабилизации движения автомобиля предусматривается наличие тягово-сцепного устройства. Его работа заключается в предотвращении рыскания прицепа, реализация которого протекает за счет торможения колес и уменьшения крутящего момента двигателя.
  • Функциональная задача повышения продуктивности тормозов при нагреве идеальна в условиях езды по серпантину. При нагреве тормозных колодок она способствует автоматическому повышению давления тормозной системы.
  • С удалением влаги с тормозных дисков с легкостью справится система динамической стабилизации. Её запуск проводится на скорости выше 50 км/ч при включенных стеклоочистителях.

ESP или опыт?

Некоторые водители, имеющие действительно большой опыт, считают, что электроника мешает движению. Многие опровергли этот миф. Первым делом, человек даже при условии полного контроля физических возможностей, при наличии феноменальных способностей не сможет действовать так же точно и быстро, как электроника. И далее, чтобы убедиться в эффективности электроники, можно выехать на ледяной полигон.

На высоких скоростях шансы не улететь за пределы дороги гораздо больше у авто, на борту которых имеются электронные помощники, в том числе и ESP. Люди, уверенные, что система стабилизации лишняя в машине, просто закрывают глаза и забывают некоторые законы физики, не зная принцип действия ESP.

Устройство ESP

ЕСП – это система
безопасности высокого уровня, взаимодействующая с рядом других:

  • АБС;
  • распределения тормозных
    усилий;
  • электронной
    блокировкой дифференциала;
  • антипробуксовочной
    (ASR).

Схема работы ЕСП
Принципиальная схема работы ЕСП

Противозаносная система объединяет блок управления, датчики, а также
гидравлический блок. Последний является исполнительным механизмом. Работа
системы во многом зависит от входных датчиков:

  • угла поворота
    руля;
  • поперечного и
    продольного ускорения авто;
  • частоты вращения
    колес;
  • давления в
    тормозных контурах;
  • угловой скорости
    авто.

Датчики фиксируют
каждый параметр и передают информацию на блок управления ESP. Информация
поступает с интервалом в 20 миллисекунд.

Блок
управления ESP обрабатывает данные и формирует конечный
сигнал на исполнительный гидроблок. Отметим, что блок ЕСП также взаимодействует
с блоком управления ДВС и коробки передач.

По сути, ESP является усовершенствованной версией
антиблокировочной системы. Но в отличие от АБС, она принимает все возможные
усилия, чтобы выровнять автомобиль –подтормаживает колесо, замедляет двигатель,
блокирует коробку, а также и помогает водителю подруливать в правильной
траектории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя база
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: