Ремонт и замена ГБЦ (головки блока цилиндра) двигателя ВАЗ
Ремонт и замена ГБЦ (головки блока цилиндра) двигателя ВАЗ
В данной статье рассмотрим наиболее распространенный на сегодняшний день 16-ти клапанный 126 мотор с мощностью 98 лошадиных сил, устанавливаемый на Приору, Калину и Гранту.
Головка блоков цилиндров (ГБЦ) – один из главных механизмов надпоршневой полости, в которой осуществляются основные процессы рабочего цикла.
Представляет из себя крышку, закрывающую блок цилиндров от всех внешних негативных влияний.
Деталь сложной формы, изготовлена из алюминиевого сплава способом точечного литья, что зачастую и является камнем преткновения в связи с хрупкостью данного материала.
Подробный процесс замены головки блока цилиндров:
Первым делом, начиная ремонт в подкапотном пространстве необходимо остудить его до температуры окружающего воздуха, сбросить давление в топливной рампе и обесточить автомобиль сняв клеммы с аккумулятора.
Необходимо слить охлаждающую жидкость (антифриз/тосол)
Снимаем декоративный кожух, откручиваем хомуты крепления патрубка воздушного фильтра и снимаем его вместе с датчиком массового расхода воздуха.
Снимаем дроссельную заслонку , не забыв снять тросик газа
Отсоединяем фишки жгута проводов от катушек зажигания. Откручиваем и вынимаем катушки зажигания. Аккуратно выворачиваем свечи зажигания.
Отсоединяем колодки жгута проводов от датчика аварийного падения давления масла, от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика распределения фаз., температуры охлаждающей жидкости на термостате.
Отсоединяем шланги охлаждения системы.
Выворачиваем болт прижимной пластины кронштейна крепления топливопровода к головке блока цилиндров и снимаем пластину.
Откручиваем и снимаем впускной коллектор
Снимаем крышку головки блока цилиндра
Прокладка крышки головки блока цилиндров на автомобиле Лада Приора меняется на новую в случае ее повреждения, когда на стыке крышки с головкой начинает течь масло или она сильно обжалась в процессе эксплуатации или в случае ремонта ГБЦ, т.е. в нашем случае её замена обязательна.
С помощью шестигранника снимаем пластиковый кожух ГРМ
Ключом «на 15» ослабляем болт крепления натяжного ролика и снимаем ремень привода газораспределительного механизма.
Удерживая шкивы спецключом, срываем и откручиваем все тем же ключом на 15 шкивы распределительных валов и снимаем их.
Вынимаем стопорные кольца из пазов хвостовиков валов.
Ключом «на 15» откручиваем и снимаем натяжной и опорный ролики.
Ключом «на 10» откручиваем пять болтов крепления задней крышки ремня привода газораспределительного механизма и снимаем её
Теперь открутив шестигранным ключом «на 10» болты крепления головки блока к блоку цилиндров мы можем снять головку блока цилиндров ваз для её диагностики и последующего ремонта
Хочется отметить, что болты головки блока цилиндров повторно лучше не использовать т.к. при затяжке они имеют свойство вытягиваться.
Снимаем прокладку головки блока цилиндров
От качества новой прокладки ГБЦ и ее установки зависит правильная работа двигателя. Дефекты прокладки и её неправильная установка могут привести к подтеканию масла, и в скором времени поломке двигателя.
Поэтому к замене прокладки ГБЦ стоит подходить очень серьезно и осторожно, выбирая только качественные прокладки. Сама прокладка головки блока цилиндров представляет собой высокотехнологичную и сложную деталь из пирога с каркасом из перфорированной тонколистовой стали. Основная ее задача – соединение стыков головки блока с блоком цилиндров двигателя
Основная ее задача – соединение стыков головки блока с блоком цилиндров двигателя.
Замена прокладки головки блока цилиндров
Замена распредвалов
Замена погнутых клапанов головки блока цилиндров, в случае обрыва ремня ГРМ
Замена гидрокомпенсаторов на новые в случае их выхода из строя
Сборка ГБЦ производится в обратном порядке
Устанавливается прокладка ГБЦ, за ней и головка ГБЦ. Болты головки блока цилиндров на 126 моторе значительно отличаются от других моделей двигателей, поэтому затяжка головки блока цилиндров производится несколько иначе, вернее меняется только момент затяжки который можно узнать в мануалах по ремонту.
Далее устанавливается крышка головки цилиндра, и остальные недостающие детали.
В случае, если повреждены масляные или водяные каналы, ремонт и замена головка блока цилиндров двигателя становится не пригодной для её ремонта. В связи с этим появляется актуальный вопрос, где же купить головку блока цилиндров, новую или бу.
Ну и на последок, кому то может помочь и видео обзор по замене головки блока целиндра своими руками!
Цена новой головки блока цилиндра колеблется от 15 до 20 тысяч рублей, за бу ГБЦ попросят же выложить 6-12 тысяч.
Что такое прокладка гбц
Прокладка ГБЦ представляет собой прессованную плоскую пластину, на которой сделаны отверстия для цилиндров, каналов системы охлаждения и смазки. В местах, где на материал изделия может оказываться значительное давление (камера сгорания, масляная магистраль) впрессованы металлические вставки. Таким образом удается сохранить изделие от прорыва среды из одной рабочей системы в другую при работе мотора.
Прокладка ГБЦ служит для надежной герметизации блока цилиндров с головкой. Благодаря наличию этого элемента удается также в значительной степени компенсировать тепловые расширения обеих деталей.
Прокладка под ГБЦ может также использоваться с целью тюнинга двигателя. Например, изменением толщины этого изделия можно регулировать степень сжатия в цилиндрах. При увеличении толщины ГБЦ появляется возможность использовать более дешевые сорта топлива без возникновения эффекта детонации, а при уменьшении – существенно возрастает мощность двигателя. Можно использовать одновременно более одной прокладки, но в этом случае прочность узла существенно уменьшается.
Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ
Использование автомобиля с пробитой прокладкой ГБЦ не рекомендуется. Возможность непродолжительной эксплуатации возможна только при внешних прорывах, которые происходят крайне редко. Если нарушена герметичность системы смазки, то двигатель очень скоро начнет работать в условиях масляного голодания, что может привести к необходимости выполнения капитального ремонта силового агрегата.
Если незначительно потекла охлаждающая жидкость из блок наружу, то можно без проблем доехать до места ремонта, конечно, при условии, что антифриз вытекает только наружу.
Сложность определения степени повреждения прокладки ГБЦ в дорожных условиях не позволяет принять решение правильное на 100%, поэтому если есть возможность вызвать эвакуатор или доставить автомобиль к месту стоянки на гибкой сцепке, то следует воспользоваться таким вариантом.
Как разобрать двигатель — в общих чертах
На самом деле ничего сложного в процессе работы нет. Весь процесс сводится к тому, чтобы снять с блока все навесное оборудование, все внутренние детали, элементы и собрать все это затем на новом блоке.
Первым делом нужно отсоединить от двигателя все провода, снять электронику, воздушный фильтр и его корпус. В итоге останется только сам силовой агрегат. Также нужно открутить и демонтировать все то, что в дальнейшем может мешать.
Далее можно отсоединить коробку передач. Эта операция ни у кого не вызовет трудностей, так как крепление КПП осуществляется болтами. Иногда проще снимать коробку после того, как двигатель демонтировать с автомобиля. Но в этом случае после замены блока цилиндров двигателя могут быть проблемы по монтажу мотора назад.
Далее снимают сцепление. Здесь также все сравнительно просто. Отворачивают болты, удерживающие корзину сцепления, а затем весь узел легко и удобно снимается с маховика.
Далее демонтируют приводной шкив на коленчатом валу. Для выполнения данной операции нужна плоская отвертка, а также подходящего размера ключ. Может оказаться полезным и газовый ключ. Первым делом фиксируют коленчатый вал – это делается блокированием маховика отверткой. Затем ключом откручивают гайку шкива.
Затем отворачиваются болты, удерживающие маховик, и деталь снимается. Под маховиком обычно установлена пластина – ее также следует снять. Далее с распредвала мотора снимают ремень либо цепь. Но это нужно делать, если головка блока еще не снималась.
Затем демонтируют распределительный вал, но иногда проще снять всю ГБЦ полностью. Головка блока цилиндров закреплена болтами или гайками на шпильках. Шпильки или болты лучше приобрести новыми в комплекте, если будет выполняться замена головки блока цилиндров ВАЗ.
На данном этапе можно переворачивать мотор и снимать поддон. Под поддоном картера имеется прокладка, и она потребует замены. Но в некоторых случаях удается обойтись герметиком-прокладкой.
Далее снимают масляный насос. Для этого откручивают крышку заднего сальника, демонтируют вал насоса и шестеренку привода. Откручивают болты и убирают фиксирующую скобу, далее отверткой аккуратно вынимают вал и шестерню. Шестерня эта очень важна для работы двигателя. Поэтому при замене блока цилиндров ВАЗ-2110 с ней нужно быть очень аккуратным.
Далее демонтируют детали в механизме шатунов и коленчатого вала
Здесь также нужны аккуратность и внимание. Детали хоть и кажутся одинаковыми, но не взаимозаменяемы. Каждая деталь индивидуальна
Каждая деталь индивидуальна.
Вначале снимают шатуны. Коленчатый вал поворачивают таким образом, чтобы два шатуна заняли свое верхнее положение. Затем с крышки шатуна откручивают гайки и бугель снимают. По крышке иногда придется слегка постучать молотком – по бокам детали. Далее извлекается шатун полностью вместе с поршнем – может выйти от усилия рук или при помощи молотка.
Далее снимают коренные крышки. Они зафиксированы гайками, и для каждой крышки должно быть строго свое место на новом блоке. Затем вынимают коленчатый вал, удаляют вкладыши и стопорные полукольца. На этом процесс разборки двигателя и блока цилиндров можно считать оконченным. Можно устанавливать новый блок и собирать мотор.
Нужно ли переоформлять в ГИБДД замену блока цилиндров?
Тонкость законодательства и номерных агрегатах автомобилей
К слову о номерных агрегатах. По сути своей двигатель имеет модель и номер, которые выбиты на его корпусе. Соответствие этих данных проверяется при осмотре автомобиля на площадке ГАИ. Однако, если они не совпадают, как мы уже указали выше, то это не значит, что в постановке на учёт вам откажут. Вовсе нет!
Регистрация будет возможна в двух случаях:
- если же мотор более мощный или другой модели, то на учёт машину поставят только при наличии у вас свидетельства соответствия внесённых изменений (его получают после полной проверки, испытаний нового двигателя в составе автомобиля и прохождения техосмотра).
Но хорошая новость в случае с заменой просто ГБЦ заключается в том, что номер двигателя вообще на редких автомобилях печатается именно на блоке – чаще всего ниже. То есть при замене блока цилиндров никаких внешних признаков этого сотрудник ГИБДД при осмотре может и не увидеть.
Это, действительно, работает на практике 2022 года. И ниже мы будем рассматривать теоретическую часть. В конце концов, если инспектор увидит следы замены блока, то может отправить автомобиль на дополнительную экспертизу. И если в рамках такой проверки выяснится, что ГБЦ заменён на «неродной», то будет отказ в регдействиях, а если это выявится на дороге при осмотре двигателя, то сотрудник вправе прекратить регистрацию уже поставленного на учёт авто.
Если поменяли на такой же блок
Тогда переоформлять ничего в 2022 году не нужно. Всё дело в том, что тот же Технический регламент, регулируя правила конструктивной целостности транспортных средств, предусматривает, что оформление внесения изменений в конструкцию не требуется, если, собственно таких изменений не было. Вроде бы это итак элементарно понятно. Однако, в документе прямо об этом написали.
- при установке нового блока цилиндров, который предусмотрен заводом-изготовителем в эксплуатационной документации (то есть это и есть «стоковый» ГБЦ),
- если компонент предназначен для вашей машины и прошёл испытания соответствия в составе авто, что подтверждено соответствующим сертификатом в документах к блоку.
То есть в таких случаях вы просто меняете блок цилиндров аналогично, как если бы поменяли лобовое стекло или шины, и ничего вам делать не нужно. Переоформления в ГИБДД такая замена ГБЦ не требует.
Если поставили не родной ГБЦ
И вот в этом случае вам уже нужно проходить полноценную процедуру внесения изменений в конструкцию машины, которая не только время- и трудозатратная, но и ещё и ёмкая по деньгам. Так, она включает в себя стандартно следующие шаги:
- сначала нужно пройти разрешение в ГИБДД на замену ГБЦ – это формальность, и его вам выдадут (не выдают только в случае изменений, которые запрещены – например, если вы собрались менять катализатор),
- затем вы выбираете лабораторию и проходите там предварительную экспертизу на возможность соответствующих изменений (проще говоря, вам документально укажут, подходит ли новый блок для вашего мотора),
- далее в сертифицированном автосервисе вы производите саму замену, после чего обязательно получаете акт выполненных работ, заказ-наряды, и всё это отвозите вновь в указанную выше лабораторию,
- потом вы уже проходите заключительные испытания на соответствие безопасности внесённых переделок,
- далее проходите техосмотр автомобиля,
- и едете со всеми документами снова в ГИБДД регистрировать изменения и получать новое свидетельство о регистрации.
Но опять же напомним, что это формально и по закону должно быть так. В 2022 году при осмотре редко смотрят следы замены блока, и иначе выяснить это при отсутствии на нём номера двигателя практически невозможно.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли сегодня поставить автомобиль на учёт в МФЦ и как? Инструкция
ГБЦ: виды поломок, причины их возникновения, способы устранения
советы водителю и не водителю » Правильно эксплуатируем автомобиль ГБЦ: виды поломок, причины их возникновения, способы устранения
Основные неисправности ГБЦ и методы их устраненияЕсли вы обладаете специальными навыками в выполнении ремонта двигателей, в частности, ГБЦ, можете справиться с работой самостоятельно, следует внимательно рассмотреть все возможные причины неисправной работы узла и способы их устранения:
Следует помнить, что любые неисправности ГБЦ приведут к нарушению работы двигателя, спровоцируют дополнительные поломки. Поэтому, если вы сомневаетесь в том, что сможете выполнить качественный ремонт самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Мастера гарантируют оперативное и результативное восстановление узла, с легкостью проведут его замену при наличии такой необходимости. Ольга Москаленко www.autoorsha.com |
Категория: Правильно эксплуатируем автомобиль |
Просмотров: 19280 Дата публикации: 10.03.16 |
Читаем далее наш автожурнал:
— Обзор автомобиля KIA Rio — Выгода кредита под залог авто, оформленного в автоломбарде — Охота в Беларуси и особенности ее организации — Что нужно знать о ремонте АКПП — Международные грузоперевозки с Шатл-Логистик — Как заменить ПГУ на МАЗ? — Когда пригодится аренда автокрана? — Грузовое такси в Полтаве – как правильно выбрать? — Нюансы выбора электровелосипеда — Штатная магнитола Ford — почувствуйте себя в комфорте за рулём — Как обманывают покупателей в автосалонах — Автозаправки А-100 в Беларуси — Чип тюнинг и оборудование для его выполнения — Поломка транспортного средства в дороге: что делать? — Внедорожный «монстр»: Mercedes-Benz G 500 4х4 — Нужен ли мотоэскорт на свадьбе — Как продать свой автомобиль — Правильный выбор аккумулятора. Советы специалиста — Преимущества покупки б/у автомобиля Honda из США
Какие бывают головки
Существует несколько разновидностей головок двигателя:
- Для верхнего расположения клапанов – чаще всего используются в современных автомобилях. Такое устройство максимально облегчает ремонт агрегата или его настройку;
- Для нижнего расположения клапанов – используется крайне редко, так как такой двигатель потребляет много топлива и не отличается своей экономичностью. Хотя конструкция такой головки очень простая;
- Индивидуальные для отдельного цилиндра – часто применяется для габаритных силовых агрегатов, а также на дизелях. Их намного проще устанавливать или демонтировать.
Виды прокладок ГБЦ
Производители автомобильных двигателей используют следующие варианты уплотнительных элементов:
- Асбестовые. Изделия характеризуют высокая термостойкость, достаточная эластичность и упругость. Как правило, входят в наборы ремонтных комплектов.
- На без асбестовой основе. Менее практичны, чем приведенные выше – небольшой коэффициент усадки, ограниченный срок службы.
- Металлические. По праву считают лучшим вариантом уплотнителя. Он обеспечивает максимально равномерное распределение давления по периметру и прилегание стыкуемых плоскостей.
Это интересно: Периодичность замены масла в двигателе – определяем сроки и учимся менять самостоятельно
Методы поиска дефектов ГБЦ
Многие дефекты можно определить визуально и принять решение о дальнейшем ремонте, не прибегая к дорогой диагностике. Внимательно осмотрите узел на предмет прогаров, трещин между седлами. На дизельных двигателях по условиям эксплуатации допускаются неглубокие трещины между седлами, не нарушающие герметичность. Если планируется использовать прежние кулачки, направляющие, гидротолкатели и другие детали, то рекомендуется пометить места их установки на двигателе.
Для точной и быстрой диагностики ГБЦ применяется несколько несложных, но надежных способов. Один из них — магнитно-порошковая дефектоскопия (только для чугунных ГБЦ). Суть его в следующем.
С разных сторон ГБЦ устанавливают магниты и на поверхность головки насыпают железный порошок. Частицы порошка под действием магнитного поля расположатся в трещинах, раковинах и других повреждениях с большей плотностью, сделав их легко заметными.
Обнаружить трещины и в чугунной, и в алюминиевой ГБЦ можно при помощи красящей жидкости. На тщательно очищенную поверхность головки блока цилиндров нужно нанести красящую жидкость и подождать примерно пять минут. После удаления излишков «краски» трещины (если, они есть) станут видны невооруженным глазом. В качестве «проявителя» дефектов также можно использовать мел.
Метод проверки давлением предназначен для определения трещин в системе охлаждения/смазки ГБЦ. Он может быть реализован двумя способами: с погружением и без погружения агрегата в воду.
В первом варианте головку блока устанавливают в приспособление, герметично закрыв все каналы контура проверяемой системы — системы охлаждающей жидкости либо системы смазки. Затем в этот контур подается воздух, а на поверхность агрегата — мыльный водный раствор. По воздушным пузырькам определяется место, где имеется трещина. При необходимости аналогично проверяется герметичность каналов контура другой системы. Этот способ не является абсолютно надежным, так как в некоторых случаях трещины проявляются только после установки головки на блок цилиндров.
Во втором варианте ГБЦ с герметично закрытыми каналами контура охлаждающей жидкости/масла погружается в сосуд с горячей водой. В контур подается сжатый воздух и по воздушным пузырькам определяют место, где есть трещина. При необходимости аналогично проверяют герметичность каналов контура другой системы. Преимущество этого способа в том, что он дает возможность проверки ГБЦ в условиях различных температур. Однако и он не является абсолютно надежным, так как в некоторых случаях дефекты дают знать о себе только после установки головки на блок цилиндров.
Относительно быстрый способ обнаружения трещин в ГБЦ — при помощи вакуум-тестера. Метод позволяет выявить наличие трещины, но не дает возможности определить конкретное место дефекта.
Помимо отсутствия механических повреждений необходимо проверить геометрию и чистоту привалочной плоскости ГБЦ и блока цилиндров: прямолинейность в продольном и поперечном направлениях, шероховатость и волнистость. При незначительном отклонении от нормы, если производитель предполагает механическую обработку плоскости, дефект устраняется путем фрезерования или шлифования. Если прогиб ГБЦ больше допустимого заводом, производят замену детали.
Как устроена ГБЦ
Это сложная и продуманная часть бензиновых и дизельных двигателей. Головки цилиндров в автомобильных двигателях изготавливаются из легких металлов или алюминиевых сплавов и отлиты. Компоненты гбц отличаются в зависимости от типа топлива, на котором работает двигатель.
Компоненты головок цилиндров, назначение.
- Впускные и выпускные клапаны, используются для ввода воздушно-топливной смеси и вывода выхлопных газов.
- Распредвалы открывают и закрывают клапаны, приводятся в действие цепью ГРМ или ремнем привода, соединенными с коленчатым валом двигателя.
- Инжекторы (бензин), через них бензин впрыскивается непосредственно в ДВС;
- Инжекторы (дизель), используются для впрыска дизельного топлива непосредственно в камеру сгорания или во впускную камеру;
- Свечи зажигания (бензин) или свечи накаливания (дизель), инициируют сгорание в двигателе (бензин) или являются вспомогательным средством для холодного запуска (дизельное топливо).
На фото показана работа 4-тактного бензинового двигателя.
- В 1 положении поршень в нижней мертвой точке; кулачок распредвала открывает впускной клапан, цилиндр принудительно (стартером) заполняется смесью бензина с воздухом.
- Во 2 – поршень достиг верхней точки, при закрытых клапанах происходит сжатие смеси, температура и давление в камере сгорания повышаются.
- В 3 – смесь воспламеняется, образуются газы, которые толкают поршень вниз; рабочий ход, коленчатый вал, соединенный шатунами с поршнем, преобразует поступательное движение во вращение вала.
- В 4 – поршень проходит нижнюю точку и движется вверх по инерции за счет маховика, выпускной клапан открывается, отработанные газы отводятся по каналам в выхлопную трубу.
Температура сжатия достигает 300-400°С, а давление 0.1-0,15 Мпа, а в момент воспламенения – 2500°С и 3-4 МПА. Наличие сложных компонентов в ГБЦ приводит к дорогостоящему ремонту, если вовремя не устранить проблему: стук клапанов, износ кулачков распределительного вала, разрушение прокладки.