Определяем неисправность
В первую очередь во время движения возможны посторонние шумы спереди. Сначала необходимо удостовериться, что пыльники ШРУСа не порвались, и на поверхности отсутствуют трещины или замасленные следы. Чтобы проверить, достаточно вывернуть руль до упора и провести визуальный осмотр за колесом.
Нашли повреждения? Незамедлительно меняйте пыльник, чтобы в механизм ШРУСа впоследствии не попадали камни, мелкие частички, а также вода. В ином случае шарнир достаточно быстро придет в негодность.
Определить необходимость замены самого шарнира можно достаточно легко – во время поворотных маневров водитель замечает характерные стуки. Подтвердить этот факт поможет наличие люфтов во время раскачивания вала привода.
Поменять ШРУС и пыльник на ВАЗ-2109 — что для этого нужно и как проводится замена
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Приветствуем всех автолюбителей, счастливых обладателей ВАЗовской «девятки»! С началом выпуска ВАЗом автомашин восьмой и девятой серии, на отечественном рынке легковых автомобилей произошла смена приоритетов.
У заднеприводной «классики» появились достойные конкуренты, шансы которых на получение более высоких позициях в рейтингах продаж увеличивались с каждым днём.
Более современный дизайн, экономичный и динамичный мотор и, конечно, передний привод, стали теми отличительными чертами, которые позволили новым моделям стать объектом мечтаний тысяч автолюбителей.
Новая машина потребовала от мастеров автосервисов и их владельцев получения знаний и совершенно новых навыков в ремонте узлов, которые на прежних моделях не встречались. Одна из самых загадочных деталей, которая часто заводила водителей «классики» в тупик – это ШРУС ВАЗ 2109.
ШРУС 2109 – основа переднего привода
«Девятка» благодаря тому, что ведущими стали передние колёса, получила отличную маневренность и заметно уменьшила расход топлива. За всё хорошее рано или поздно приходится платить.
Возможность передним колёсам быть ведущими подарило специальное устройство – ШРУС 2109. Шарнир равных угловых скоростей – именно так расшифровывается загадочный набор букв.
Внутренние ШРУСы ВАЗ 2109 передают вращение от КПП к осям, на противоположных концах которых установлены ШРУСЫ наружные. Именно они вращают колесо и позволяют ему поворачивать.
Значение ШРУСов нельзя недооценивать
В этой связи важно постоянно заботиться об их состоянии
Постоянная эксплуатация автомобиля требует, в отношении ШРУС, выполнения несколько простых правил, а именно:
- периодически проводить осмотр состояния пыльников ШРУС и внутренней смазки;
- незамедлительно производить замену пыльника ШРУСа ВАЗ 2109 при его повреждении;
- при появлении таких признаков как удары или «хруст» ШРУСа, незамедлительно должна быть проведена замена ШРУСа на ВАЗ 2109.
Что необходимо для самостоятельной замены ШРУСа на ВАЗ 2109?
Для того, чтобы ремонтные работы прошли без проблем, необходимо как следует подготовиться. Сразу следует заметить, что это только на первый взгляд замена пыльника ШРУСа ВАЗ 2109 или самого шарнира (как внешнего, так и внутреннего), кажется сложным мероприятием.
Проведя процедуру замены ШРУСа или пыльника один раз, любой автолюбитель сможет повторить всё, что называется, с закрытыми глазами.
Подготовка к ремонту ШРУСа включает в себя такие этапы:
- приобретение нового ШРУСа, пыльника, смазки, хомутов и других аксессуаров, которые, как правило, входят в один ремкомплект;
- автомобиль устанавливается на эстакаду или смотровую яму, но кроме этого следует подготовить домкрат и «козлы» для безопасности проводимых ремонтных работ;
- под рукой должен быть комплект стандартных инструментов, в том числе: торцовые ключи с удлиненными рукоятками или насадками, молоток, латунные или деревянные проставки.
Начинать необходимо с постановки авто на стояночный тормоз и фиксации задних колёс с помощью упоров. После того, как будут ослаблены гайки ступицы и болты колёсного диска, переднюю часть автомобиля приподнимают и устанавливают на «козелки», чтобы колёса находились в подвешенном состоянии.
Колесо необходимо снять, а также раскрутить гайку ступицы, извлечь стопорную шайбу. Заканчивается подготовка отвинчиванием двух болтов крепления нижней шаровой опоры на поворотном кулаке.
Как производится замена наружного ШРУСа ВАЗ 2109?
Прежде, чем приступить к описанию процесса ремонта, отметим, что независимо от того, необходимо ли менять один ШРУС или оба, а также, сколько пыльников нуждается в замене, следует демонтировать вал с двумя ШРУСами.
Для начала остановимся на том, как это сделать. Развернув с помощью рулевого колеса ступицу, с помощью несильных ударов через проставку выколачивается полуось наружного ШРУСа из шлицевого соединения ступицы.
Затем, поддев монтировкой, можно извлечь и внутренний ШРУС. Всё. Вал со ШРУСами готов к ремонту. Если снимаются ШРУСы сразу с двух сторон, настоятельно рекомендуется вставить в посадочные гнёзда КПП старые шарниры, чтобы шестерни не сместились.
Для удобства вал зажимают в тисках. Теперь можно снять или срезать старые пыльники и лёгкими ударами молотка по корпусу ШРУСа снять его.
Подобный алгоритм действий будет применяться всегда при необходимости замены пыльника ШРУСа или самого шарнира.
Если ремонтируется (меняется) один ШРУС, никогда не стоит лениться разобрать, помыть и заново смазать второй. Пыльники лучше менять тоже одновременно.
Монтаж вала производится, соответственно, в обратном порядке.
Замена пыльника наружного ШРУСа ВАЗ 2109 своими руками
Осуществляется замена пыльника наружного ШРУСа ВАЗ 2109 достаточно просто, даже не потребуется иметь разряд механика. Даже полная замена внешних гранат не вызывает трудностей, если за автомобилем есть уход. Проблему может создать лишь выкручивание гайки ступицы. И то есть небольшие тонкости проведения этой процедуры, о которых будет рассказано ниже. Необходимо при эксплуатации автомобиля следить за состоянием пыльников, иначе произойдет разрушение гранат в результате попадания внутрь пыли, грязи, воды.
Поломки ШРУСов на ВАЗ 2109
Безумный скрежет и стук со стороны колес, особенно при старте с повернутым в сторону рулем. Это первый признак того, что гранаты вышли из строя. Срок службы ШРУСов довольно большой, но множество факторов влияют на него:
- Манера езды автомобилиста. Чем резче старты, тем меньше срок службы шарнира. Аналогично и с торможением.
- Уход за состоянием пыльников. При наличии даже мелкой трещины необходимо полностью разобрать привод, промыть гранату в растворителе или керосине, высушить, смазать и установить новый пыльник.
- Качество изделия на момент приобретения. Некоторые производители изготавливают шарниры из низкосортной стали, а это недопустимо, так как механическое воздействие очень большое по величине.
Обращайте внимание на состояние пыльника рулевой рейки ВАЗ 2109. От него тоже зависит удобство езды на автомобиле. Но замена производится намного сложнее
Цена одного комплекта внешнего ШРУСа составляет минимум 950 рублей. Причем стоимость может отличаться, все зависит от региона и жадности продавцов. Состоит комплект из:
Но замена производится намного сложнее. Цена одного комплекта внешнего ШРУСа составляет минимум 950 рублей. Причем стоимость может отличаться, все зависит от региона и жадности продавцов. Состоит комплект из:
- Непосредственно шарнира.
- Двух хомутов.
- Пыльника.
- Пакета со смазкой.
- Стопорных колец.
А вот цена пыльника колеблется в пределах 150-200 рублей, плюс новые хомуты – не более 50 р. Разница ощутимая, поэтому дешевле провести замену пыльника, нежели ремонт привода.
Снятие наружного ШРУСа ВАЗ 2109
Все работы можно провести без смотровой ямы или эстакады, достаточно иметь хороший домкрат и опоры. Процедура разборки такова:
- Под задними колесами устанавливаете упоры.
- Снимаете колпачок с переднего колеса.
- Расконтриваете гайку, используя острое зубило и молоток.
- Используя головку на «30» и длинный рычаг, срываете гайку.
- Срываете четыре болта крепления колес к ступице.
- Под ремонтируемую сторону устанавливаете домкрат и приподнимаете.
- Снимаете колесо. Желательно установить под кузов опору.
- Вытягиваете шплинт из пальца наконечника рулевой тяги и выкручиваете гайку.
- Съемником вытягиваете палец из поворотного кулака.
- Выкручиваете два болта крепления шаровой опоры. Так будет проще, нежели съемником выбивать палец из ступицы.
- На стойке теперь «гуляет» ступица свободно. Лично я выбиваю внутренний ШРУС с помощью небольшого зубила и молотка. Буквально 2-3 резких и точных удара, как привод выходит из коробки. Но обязательно слить 2/3 масла из КПП, иначе потеряете его.
- Выбиваете из ступицы внешнюю гранату.
Можно не снимать привод полностью, но это не очень удобно. Намного приятнее работать с гранатами, если они в доступности и их можно зажать в тиски, нежели сгибаться в три погибели под машиной. Перед тем, как заменить пыльник внешней гранаты, оцените состояние всего привода, нет ли повреждений и дефектов. Ведь может оказаться и так, что потребуется не частичный ремонт, а полный.
Замена пыльника своими руками
Процедура проведения замены:
- Снимите два хомута.
- Если старый пыльник нигде не планируете использовать, его можно разрезать ножом.
- Используя молоток и деревянную проставку, сбиваете внешний ШРУС. Старайтесь не повредить его, вал привода желательно зафиксировать в тисках.
- Желательно заменить пыльник и внутренней гранаты, чтобы в случае чего не проделывать работу повторно.
- Промываете от старой смазки и грязи гранату.
- Устанавливаете новые пыльники и надеваете внутренний ШРУС ВАЗ 2109.
- Набиваете смазку под пыльник. Лучше, если вы поместите туда больше смазки, нежели в пакете, поставляемом в комплекте.
- Фиксируете хомутами.
- Производите установку привода в обратном порядке.
Ремонт левой и правой сторон одинаков, несмотря на то, что валы приводов отличаются. Внимательно осматривайте все узлы, чтобы произвести своевременную замену
В частности, обращайте внимание на состояние рулевых наконечников, пыльников рейки, амортизаторов, шаровых опор.
Конструктивные особенности привода
Основным достоинством ШРУСов, в сравнении с обычными шарнирами, является переда вращения без утрат даже при сильном изменении угла между составными частями вала (до 70 град.).
Всего же приводной вал ВАЗ-2108 включает три компонента:
- Вал (с соединительными шлицами);
- ШРУС внутренний (для взаимодействия с коробкой);
- Шарнир внешний (обеспечивает взаимодействие с колесной ступицей).
Оба шарнира, используемые на ВАЗ-2108 – шарикового типа, конструктивно они практически идентичны, но отличаются размерами. Так, у внутреннего элемента наружная обойма имеет значительно большую глубину. Это обеспечивает возможность осевого смещения внутренней обоймы, и как следствие – изменение длины вала, что необходимо для возможности ведущим колесам совершать повороты. К тому же, левый и правый приводные валы в сборе имеют разную длину.
Основными составными частями ШРУСа являются:
- Внешняя обойма (выполнен в виде стакана, на внутренней поверхности проделаны специальные канавки);
- Внутренняя обойма (представляет собой силовой кулак, на котором тоже имеются канавки);
- Шарики;
- Сепаратор (предотвращает выпадение шариков);
Все это собрано в единую конструкцию, поэтому проверить ШРУС ВАЗ-2108, в целом, невозможно, даже если его полностью разобрать.
Соединение внутренних обойм с валом производится посредством шлицов. Фиксируются от снятия они стопорными кольцами.
Наружные обоймы сделаны заодно с концевиками, которые входят в шлицевое соединение с КПП и ступицей. Но фиксация концевика внутреннего ШРУСа в коробке выполняется стопорным кольцом, а вот внешнего шарнира – при помощи резьбового соединения (гайкой).
снятие и установка приводов передних колес на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Снимите на автомобиле защиту картера и слейте масло из коробки передач.
1. Сняв защитный колпак, расконтрите гайку ступицы.
2. Ослабьте затяжку болтов крепления колеса и гайки ступицы. Гайка ступицы затянута большим моментом, поэтому рекомендуется в качестве рычага использовать, например, отрезок трубы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При отворачивании гайки ступицы автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должен стоять на земле! Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле. Момент затяжки болтов 65-95 Нм (6,5-9,5 кгс-м).
3. Затормозите автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 стояночным тормозом, установите упорные бруски под задние колеса автомобиля и приподнимите переднюю часть автомобиля, установив надежные опоры. Снимите с автомобиля переднее колесо. После этого отверните окончательно гайку ступицы.
4. С помощью отвертки снимите упорную шайбу.
5. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
6. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
7. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
8. Отверните два болта и отсоедините от поворотного кулака шаровой шарнир рычага передней подвески.
9. Оттяните поворотный кулак со стойкой…
10.… и выньте из ступицы шлицевый хвостовик наружного шарового шарнира.
11. С помощью монтировки выдавите хвостовик внутреннего ШРУСа из коробки передач.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы предполагаете снимать оба привода передних колес, после снятия одного из приводов вставьте вместо него в коробку передач технологическую заглушку (например, старый внутренний ШРУС) и только после этого снимайте второй привод. В противном случае полуосевые шестерни дифференциала сместятся, и при сборке будет невозможно вставить ШРУСы.
12. Снимите вал привода передних колес.
Возможные неисправности привода передних колес, их причины и способы устранения
Причина неисправности привода передних колес Способ устранения неисправности привода передних колес Шум, стук со стороны переднего колеса при движении автомобиля Износ деталей шарниров
Деформация валов привода колес Замените изношенные или поврежденные шарниры Замените валы привода колес Утечка смазки Повреждение или разрыв защитного чехла внутреннего или наружного шарнира Замените смазку в шарнире и защитный чехол
снятие и установка капота на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
ШРУСы в авто ВАЗ 2109
После того, как начали производить переднеприводные автомобили встал вопрос об эффективном обеспечении равенства угловых скоростей валов – ведущего и ведомого. Дальнейшее использование в карданной передаче крестовины, с четырьмя игольчатыми подшипниками, привело к увеличению габаритов узла, увеличилась цена конструкции, а крутящий момент стал передаваться с большой вибрацией, чем больше угол между валами, тем она сильнее. Изначально, заложенный ресурс использования ШРУСов, аналогичен ресурсу автомобиля, но после начала эксплуатации было выявлено, что износ все-таки есть и больше изнашивается наружная часть узла. Применение для изготовления пыльника шруса влаго- и морозостойкого материала, обладающего хорошей гибкостью, позволило защитить ШРУСы от быстрого износа. Но, тем не менее, действие внешних факторов, таких как: влага, абразив, постоянные деформации приводят к ограничению ресурса эксплуатации ШРУСов. К тому же есть вероятность, что в процессе эксплуатации и ремонта пыльник может повредиться. На защитной резинке могут образоваться трещины, что недопустимо для нормальной работы узла. Менее заметен невооруженным глазом дефект вала, его искривление, но использование детали в дальнейшем недопустимо. Поэтому, периодически нужно контролировать в каком состоянии находится на автомобиле ВАЗ 2109 наружный ШРУС, и при необходимости выполнить его своевременный ремонт или замену.
Причины и поломки
В действительности ресурс ШРУСа оказывается существенно меньше, что вызвано условиями эксплуатации, низким качеством дорог, манерами вождения и прочими факторами.
В народе ШРУС принято называть»гранатой», что обусловлено внешним сходством элемента с этим взрывным устройством.
Вот что вам следует знать про неисправности гранаты:
- Практика показывает, что наиболее частой причиной выхода из строя ШРУСа является грязь, пыль, песок, которые попадают в механизм через поврежденный пыльник;
- Иногда проблему не функционирующей гранаты можно решить путем замены пыльника. Это возможно, если сам ШРУС еще не успел износиться из-за воздействия загрязнений;
- Если не обнаружить вовремя поврежденный пыльник, граната полностью износится буквально за 200 километров пробега;
- В случае выхода из строя ШРУСа появляется сильный хруст при вхождении в повороты и ускорениях. Подобный симптом говорит о необходимости срочно заменить шрус;
- Стоимость новых гранат достаточно демократичная, они доступны в любом магазине автозапчастей. Но приобретать следует те, которые отвечают техническим требованиям ВАЗ 2109;
- При наличии хотя бы небольшого опыта по самостоятельному ремонту авто, заменить гранату вполне можно своими руками.
Старый и новый элемент
Как устроен внутренний ШРУС авто ВАЗ 2109
Для того, чтобы определить устройство конструкции ШРУС его можно разобрать. Для этого:
- Шарнир сдвигается и снимается со шлицевого вала.
- Отверткой поддевается и удаляется пластмассовый упор, как показано на фото.
Удаление пластмассового упора
Вал шарнира зажимается в тиски.
Вытаскивание стопорного кольца
- Пассатижами вынимается с обоймой и шариками сепаратор.
- Вытаскиваются отверткой шесть шариков.
- Отсоединяется от сепаратора обойма.
Если после демонтажа все детали в исправном состоянии узел можно собрать, предварительно вложив в его полость смазку, объемом 80 см3. Такое сложное на ВАЗ 2109 устройство ШРУСа внутреннего показывает, как сложно его разбирать и ремонтировать.
А в случае попадания грязи при повреждении защитного чехла могут прийти в негодность другие детали ШРУСа. Составные элементы изделия не взаимозаменяемы, поэтому лучшим вариантом будет для автомобиля ВАЗ 2109, замена внутреннего ШРУСа вместе с пыльником.
Следы смазки, заметные на корпусе шарнира, говорят о порыве пыльника. Если масло подтекает в месте соединения КПП и приводной полуоси, то это указывает на износ сальника внутренней «гранаты», который требует замены.
Характерный «хруст» при движении авто на поворотах указывает на необходимость проверить шарниры угловых скоростей. Заметный «люфт» при покачивании руками приводной полуоси или хотя бы надорван чехол шарнира указывают на то, что нужназамена внутреннего ШРУСа ВАЗ 2109.
Вероятные неисправности
В просторечье рассматриваемый узел многие владельцы ВАЗ именуют «гранатой» – именно на нее он внешне очень походит.
Чаще всего ШРУСы ломаются после того, как повреждаются пыльники. В этом случае в них начинает попадать грязь, песок и прочее. Посторонние частицы быстро разрушают узел, и его, разумеется, приходится менять.
Если испорченный пыльник будет обнаружен своевременно, то серьезной беды удается в большинстве случаев избежать. После его замены, ШРУС останется только промыть и вернуть на место. Когда же проблема остается вне поля зрения автовладельца ВАЗ, то велика вероятность, что граната придет в негодность буквально через 2-3 сотни километров пробега.
Признаком отказа ШРУСа становится характерный звук, напоминающий хруст гравия. Он возникает исключительно при повороте и наборе скорости. Подобный сигнал является основанием для неотложного осмотра шарнира и его замены.
По счастью, новый элемент стоит относительно дешево и продается практически в любом автомагазине. Однако экспериментировать не следует – берите лишь детали, изготовленные строго для ВАЗ-2109.
В целом заменить шарнир самостоятельно вовсе не трудно – достаточно обладать хоть небольшим опытом ремонта и базовым набором инструментов.
Замена
При возникновении проблем с гранатами, следует определить, у каких именно образовались неполадки. Далее мы рассмотрим, как поменять привод, как его снять. Дополнительно рекомендуем посмотреть видео руководства по ремонту.
Процедура замены внутренних и наружных ШРУСов отличается друг от друга, потому каждый этап следует рассматривать отдельно.
Начнем с внутреннего.
Внутренний ШРУС
Резиновые пыльники — это уязвимый элемент конструкции гранаты. Не редко, заменив пыльник, промыв гранату с помощью бензина и заложив новую смазку, удается решить проблему. Если износ ШРУСа незначительный, подобные меры могут заменить полноценный ремонт.
Но если вы обнаружили поломку поздно, придется полностью менять внутренние шрусы.
- Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса.
- Открутите гайку ступицы с помощью воротка и торцевой головки. Аккуратно бородком удалите элементы кернения с гайки. Так вам удастся сохранить резьбу на гранате. Саму гайку при обратной сборке потребуется заменить на новую.
- Тут главное откручивать гайку, опустив колеса на землю. Иначе вы рискуете сломать дифференциал и прочие компоненты коробки передач.
- Поднимите автомобиль с помощью домкрата с нужной стороны, перед этим ослабив гайки колеса. Снимите колесо.
- Слейте масло из коробки передач. Это можно сделать и раньше, как вам удобнее.
- Освободите поворотный кулак от шаровой опоры в нижней части. Для этого откручивается пара крепежных болтов.
- Поскольку вы уже демонтировали гайку ступицы и открутили от поворотного кулака шаровую, приступайте к извлечению шлицевой части гранаты. Для этого потяните на себя тормозной диск со стойкой в сборе. Ход у нее приличный. Просто не забудьте повернуть руль до упора так, чтобы наконечник рулевой выступил на максимальное расстояние.
- Подденьте внутреннюю гранату монтировкой, что позволит вам извлечь привод.
- Достав ШРУС, посмотрите на состояние сальника в КПП. При обнаружении следов потеков обязательно замените элемент.
Внутренний привод (ШРУС) предназначен для работы с меньшими углами, его пыльник менее подвержен негативным воздействиям. Потому меняют внутреннюю гранату достаточно редко.
Наружный ШРУС
Наружная граната изнашивается активнее, потому замену проводят чаще.
Ни в коем случае не извлекайте одновременно два ШРУСа из КПП. В противном случае это приведет к смещению шестерни. Снимайте поочередно или вставляйте специальные вставки на место шарнира.
Если у вас имеется большой опыт в подобных делах, наружную гранату вполне можно выбить прямо под автомобилем. Это экономит время, силы
Но подобная задача требует повышенного внимания и осторожности в действиях.
Обеспечьте неподвижность или ограниченное движение полуоси. Если этого не сделать, полуось будет перемещаться при ударах молотком по обойме гранаты
Из-за этого внутренний ШРУС попросту выйдет из контакта, разделится на части внутри пыльника. Потому придется демонтировать узел полностью, а это уже очень сложная задача.
Держать полуось можно руками, но более эффективное средство — ручные тиски, газовый ключ. Лучше заручиться поддержкой напарника. Это оптимальный вариант.
Возьмите достаточно тяжелый молоток с короткой рукояткой.
Разрежьте в случае повреждения, выверните или отведите в сторону пыльник, чтобы он не мешал наносить удары.
Удары следует делать резкие, но при этом аккуратные. С огромного размаха стучать по элементу не стоит.
За счет последовательных ударов сопротивление фиксирующего кольца должно ослабнуть, что позволит демонтировать наружную гранату с полуоси.
Тщательно обработайте бензином посадочный участок, обработайте ветошью и заложите порцию новой смазки в шарнир.
Новый пыльник надевается на полуось и монтируется новенький ШРУС.
Замена
При возникновении проблем с гранатами, следует определить, у каких именно образовались неполадки. Далее мы рассмотрим, как поменять привод, как его снять. Дополнительно рекомендуем посмотреть видео руководства по ремонту.
Процедура замены внутренних и наружных ШРУСов отличается друг от друга, потому каждый этап следует рассматривать отдельно.
Начнем с внутреннего.
Внутренний ШРУС
Резиновые пыльники — это уязвимый элемент конструкции гранаты. Не редко, заменив пыльник, промыв гранату с помощью бензина и заложив новую смазку, удается решить проблему. Если износ ШРУСа незначительный, подобные меры могут заменить полноценный ремонт.
Но если вы обнаружили поломку поздно, придется полностью менять внутренние шрусы.
- Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса.
- Открутите гайку ступицы с помощью воротка и торцевой головки. Аккуратно бородком удалите элементы кернения с гайки. Так вам удастся сохранить резьбу на гранате. Саму гайку при обратной сборке потребуется заменить на новую.
- Тут главное откручивать гайку, опустив колеса на землю. Иначе вы рискуете сломать дифференциал и прочие компоненты коробки передач.
- Поднимите автомобиль с помощью домкрата с нужной стороны, перед этим ослабив гайки колеса. Снимите колесо.
- Слейте масло из коробки передач. Это можно сделать и раньше, как вам удобнее.
- Освободите поворотный кулак от шаровой опоры в нижней части. Для этого откручивается пара крепежных болтов.
- Поскольку вы уже демонтировали гайку ступицы и открутили от поворотного кулака шаровую, приступайте к извлечению шлицевой части гранаты. Для этого потяните на себя тормозной диск со стойкой в сборе. Ход у нее приличный. Просто не забудьте повернуть руль до упора так, чтобы наконечник рулевой выступил на максимальное расстояние.
- Подденьте внутреннюю гранату монтировкой, что позволит вам извлечь привод.
- Достав ШРУС, посмотрите на состояние сальника в КПП. При обнаружении следов потеков обязательно замените элемент.
Внутренний привод (ШРУС) предназначен для работы с меньшими углами, его пыльник менее подвержен негативным воздействиям. Потому меняют внутреннюю гранату достаточно редко.
Наружный ШРУС
Наружная граната изнашивается активнее, потому замену проводят чаще.
Ни в коем случае не извлекайте одновременно два ШРУСа из КПП. В противном случае это приведет к смещению шестерни. Снимайте поочередно или вставляйте специальные вставки на место шарнира.
Если у вас имеется большой опыт в подобных делах, наружную гранату вполне можно выбить прямо под автомобилем. Это экономит время, силы
Но подобная задача требует повышенного внимания и осторожности в действиях.
Обеспечьте неподвижность или ограниченное движение полуоси. Если этого не сделать, полуось будет перемещаться при ударах молотком по обойме гранаты
Из-за этого внутренний ШРУС попросту выйдет из контакта, разделится на части внутри пыльника. Потому придется демонтировать узел полностью, а это уже очень сложная задача.
Держать полуось можно руками, но более эффективное средство — ручные тиски, газовый ключ. Лучше заручиться поддержкой напарника. Это оптимальный вариант.
Возьмите достаточно тяжелый молоток с короткой рукояткой.
Разрежьте в случае повреждения, выверните или отведите в сторону пыльник, чтобы он не мешал наносить удары.
Удары следует делать резкие, но при этом аккуратные. С огромного размаха стучать по элементу не стоит.
За счет последовательных ударов сопротивление фиксирующего кольца должно ослабнуть, что позволит демонтировать наружную гранату с полуоси.
Тщательно обработайте бензином посадочный участок, обработайте ветошью и заложите порцию новой смазки в шарнир.
Новый пыльник надевается на полуось и монтируется новенький ШРУС.
Демонтажные работы
Для фиксации пыльника к полуоси и корпусу новой гранаты многие используют обычные сантехнические хомуты. Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что они удобнее и эффективнее стандартных крепежей, предусмотренных заводом.
Поменять ШРУСы — задача не самая легкая, но и невероятно сложным этот этап никак не назовешь. Главное, использовать качественные новые гранаты, чтобы в ближайшие несколько десятков тысяч километров пробега вы про них забыли. А они о себе не напоминали.
Загрузка …
Способы диагностики ШРУСов
Устройство гранаты: 1 — корпус с наружной обоймой; 2 — сепаратор; 3 — внутренняя обойма; 4 — шарики (6 шт.); 5 — вал привода; 6 — стопорное кольцо; 7 — чехол гофрированный; 8 — хомуты чехла
Как определить, какая граната испорчена и подлежит замене? Есть несколько способов диагностики.
- Сначала попытаемся определить хруст внешней гранаты. Автомобиль стоит без движения. Поочередно у шарниров дергаем ось и прислушиваемся. Появился стук, значит, в ШРУСе есть люфт, что говорит об испорченности гранаты.
- Теперь пусть машина едет по ровной площадке. Чтобы установить, хрустит граната какая, как нужно действовать, до конца надо вывернуть руль вправо, потом то же самое сделать влево. Раздался хруст, когда вы поворачивали вправо, значит, неисправна правая наружная граната, хруст при левом повороте — левая наружная граната.
- В случае неисправности внутренней гранаты возникает вопрос: какая, как определить поломку? Для этого выбираем дорожное покрытие с ухабами, ямами, чтобы колесо опускалось как можно ниже, и едем на автомобиле прямо. Слушаем звуки, поочередно въезжая то левым, то правым передним колесом в яму, и по слуху определяем, какая граната хрустит.
- Приподнять автомобиль на подъемнике. Включить первую передачу, чтобы колеса могли вращаться в подвешенном состоянии. При неисправности гранаты вы услышите шарнирный хруст.
Мы узнали, какая, как и в каком месте «щелкает» граната. Осталось приступить к замене испорченного ШРУСа. Это можно сделать в автомастерской или выполнить ремонт самостоятельно, при наличии соответствующего опыта. Есть три основных правила, при выполнении которых привод авто служит долго.
- Откажитесь от резкого старта.
- Не газуйте, выворачивая руль.
- Периодически осматривайте пыльники.
Переднеприводные автомобили имеют в своей конструкции такие элементы, как шарниры равных угловых скоростей, а если сокращенно – ШРУСы. На ВАЗ-2109 замена этих элементов производится довольно просто, но потребуется наличие небольшого опыта и специального инструмента. Без этого выполнить ремонт вряд ли получится. Также желательно заранее приобрести новые элементы – в зависимости от того, какие финансовые возможности у вас, можно купить приводы в сборе или же отдельно ШРУСы (их еще называют гранатами за внешнее сходство с этим оружием).
Виды ШРУСов
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо узнать, как именно устроен узел.
Пара приводов на ВАЗ 2109 оснащается в общей сложности 4 ШРУСами.
Тип ШРУСа
Особенности
Их 2. Осуществляют передачу вращающего момента на полуоси от коробки переключения передач
Их также два. Устанавливаются на концы полуосей и передают вращающий момент непосредственно на колеса
Наружный
Данная схема расположения гранат обеспечивает возможность вращения колес при поворотах и постоянной работе системы подвески. Если говорить проще, наружные ШРУСы отвечают за передачу момента при поворотах, а внутренние — за вертикальное перемещение колес. Это наезды на кочки, ямы, крен в поворотах и пр.
Внутренний
Перед началом работы следует выяснить, какой именно ШРУС вышел из строя. Замена внутреннего элемента заметно отличается от аналогичной процедуры, касающейся наружного.
Как отмечалось выше, своевременно поменяв пыльники, в большинстве случаев удается избежать необходимости установки новых гранат. Если момент не упущен, то будет достаточно снять шарниры, а затем их:
- вымыть в бензине;
- смазать;
- вернуть на место.
Однако если проблема была выявлена с опозданием, то ШРУСы наверняка придется поменять.
Порядок действий следующий:
- установите машину на ручной тормоз и дополнительно подставьте под колеса стопоры;
- чуть приподнимите автомобиль домкратом и демонтируйте колесо;
- торцевым ключом свинтите со ступицы гайку (иногда, чтобы сорвать ее с места, потребуется несколько раз ударить монтировкой);
- отсоедините шаровую опору (удерживается снизу двумя болтами на 17 мм);
- вытащите рулевой наконечник из стойки;
- выверните руль для того, чтобы старый шарнир смог выйти без сложностей;
- молотком выбейте втулку ШРУСа из ступицы;
- старый пыльник просто разрежьте и снимите;
- внутреннюю часть гранаты (если она выпала) с помощью монтировки снимите с привода;
- натяните пыльник, помогая ему тонкой отверткой встать на место, и отогните его на привод, чтобы не мешал;
- стопорное кольцо от нового шарнира наденьте на привод (на его конце есть специальный паз);
- выдавите в гранату половину пакетика смазки (идет в комплекте);
- навинтите на втулку узла старую гайку (она защитит резьбу от повреждения);
- несколькими сильными ударами посадите ШРУС на привод до упора;
- остаток смазки поместите в основание пыльника;
- натяните резинку на ШРУС;
- прижмите пыльник одной рукой, а второй вращайте гранату, чтобы смазка распространилась по детали;
- зафиксируйте внешний и внутренние края резиновой защиты металлическими хомутиками (в комплекте не идут);
- свинтите старую гайку;
- верните на место ступицу;
- прикрутите шаровую опору;
- установите колесо.